Инна Маленкова
Консультация для педагогов «Что мы читаем нашим детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 «Заинька»
«Что мы читаем нашим детям»
Воспитатель Маленкова И. В.
Тамбов
2015 го
Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становится как бы над ним, рассматривать с точки зрения автора.
Публикация «Консультация для педагогов „Что мы читаем нашим детям“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В эстетическом развитии дошкольников выделяют два периода, имеющих резкие качественные различия и тесно связанных с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К. И. Чуковский. Первый длится от «двух до пяти» - когда малыш еще недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период, когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяет от всякой иной деятельности, прежде всего от игры и становится самоценным.
Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная взаимосвязь понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Иногда дети неожиданно по-своему осмысливают самые, казалось бы, простые вещи.
Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для мысленного воссоздания героев и событий.
Слушая литературные произведения дети, прежде всего, устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка»).
Своеобразие восприятия литературных произведений у детей 2-4 лет заключается в том, что при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющийся у него непосредственный опыт, еще очень ограниченный.
После четырех лет у ребенка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением его жизненного опыта, знаний.
На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты.
Многие исследователи (А. В. Запорожец, А. М. Леушина, Н. Х. Швачкин, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский) отмечают в среднем дошкольном возрасте новые особые отношения детей к языковым явлениям – ярко выраженную реакцию на СЛОВО, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить.
С 5- летного возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Вот как писал о ней К. И. Чуковский: «Кончился период слияния поэзии с киками и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более высокой литературе».
Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др., с яркими характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка»и др.) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.
Очень популярны у пяти- и особенно шестилетних «толстые» книжки, полные хитросплетений, интриг и приключений( «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстого, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Дядя Федор пес и кот»Э. Успенского».
В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте.
В старшем дошкольном возрасте становится доступным восприятию не только герой с однозначным «монолитным» характером (плохой или хороший, как это было в предшествующий период, но и более сложный, чьё поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками.
На седьмом году жизни ребенок способен осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами. Он начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст.
Формирование у ребенка способности улавливать эмоциональный подтекст произведения свидетельствует о возникновении новых возможностей в эстетическом восприятии литературы.
Таким образом, мы увидим, что в течении всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как ЧИТАТЕЛЬ.