Алина АНФИМОВА
Семьи группы риска
▼ Скачать + Заказать документы
Семья играет важную роль в жизни каждого человека. В семье складывается характер человека, его отношение к миру и, конечно, к труду. Семья всегда считалась самой основной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании.
Уже много лет заложилось, что в семье занимаются воспитанием ребенка оба родителя – мать и отец, и обязанности между ними делятся поровну. Но есть семьи, которые попадают в группу риску.
Семьи группы риска характеризуются :
Публикация «Семьи группы риска» размещена в разделах
1) Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.
2) Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.
3) Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.
4) Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков [4].
Выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подход В. Е. Летуновой :
а) медико-биологические факторы:
б) группа здоровья;
в) наследственные причины;
г) группа здоровья;
д) врожденные свойства;
е) нарушения в психическом и физическом развитии;
ж) условия рождения ребенка;
з) заболевания матери и ее образ жизни;
к) травмы внутриутробного развития и т. д.
л) социально – экономические:
м) многодетные и неполные семьи;
н) несовершеннолетние родители;
о) семьи, ведущие аморальный образ жизни;
п) неприспособленность к жизни в обществе [1, с. 18-24].
Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу – сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам. [4].
Неблагополучные семьи справляются со своими проблемами и без помощи специалистов. Важно собирать информацию об этом опыте и исследовать ее качественными методами. Психолог может столкнуться с подобным опытом. Такие случаи следует анализировать и публиковать. Это будет научная деятельность, ибо она направлена на сбор значимой информации. Если собрать несколько таких историй, когда семья с помощью или без помощи психологов справилась со своими трудностями, будет значимым в разработке основ консультативной работы с семьями группы риска.
Необходимо вовлекать такие семьи в совместные насыщенные игры. Эмоциональные игры создают радостное настроение. Таким образом, важно добиться состояния радости и счастья.
Основной подход «изъятия» ребенка из неблагополучной семьи. Не учитываются последствия для ребенка, а так же для семьи. Таким образом, реабилитационные меры редко используют. Чаще всего используют деспотические меры.
Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями. До этого деятельность реабилитационных центров была направлена только на реабилитацию детей. При социальной работе с семьёй «группы риска» нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложиться на плечи команды специалистов, в том числе социальных работников. При этом специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй. В-третьих, своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно. [3, с. 232]
Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Важным в работе с семьёй является сопровождение семьи. Главная цель работы специалистов с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и их детей) [2, с. 194].
Таким образом, выявление семей «группы риска» и своевременная помощь им, а также целенаправленная, являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бареева Е. Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2004.- 18-24 c.
2. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска : межведомственный подход. – М. : Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 110 с.
3. Дулинова Л., Кумпль Ф., Холостова Е. Развитие социальных услуг в сельских местностях Австрии и Германии. – М., 2003. -42c.
4. Елизаров А. Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска //Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества" 13 - 15 апреля 2004 года. - М. : Консорциум "Социальное здоровье России", 2004. - С. 114 – 115