Татьяна Горнова
Семейный экологический проект «Живи, родник»
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю:
Заведующая МАДОУ №14
___ Л. П. Сарафанова
«___»___2015г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №14 «Юбилейный»
Семейный экологический проект
Исполнитель: Горнова
Татьяна Борисовна,
воспитатель МАДОУ №14
г. Сысерть, 2015
Команда "Апельсин"
Девиз: Мы как дольки апельсина
Мы дружны и неделимы
Актуальность проекта.
Публикация «Семейный экологический проект „Живи, родник“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Родник. Все о родниках для детей
- Семейные проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Одним из приоритетных направлений государственной политики России является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Формировать его призвано экологическое образование.
• Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
• Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в городе Сысерти Свердловской области.
• Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами; красивые горы, богатые полезными ископаемыми. Ещё в нашем крае есть реки и родники. Родники - это очарование родной земли.
• Родники всегда являлись основными источниками чистой пресной питьевой воды и играли огромную роль в жизни человека. Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода — есть жизнь. Живет родник, значит, живёт и здравствует население. Конечно, нам с вами гораздо удобнее и привычнее пользоваться водой из крана, но вода, взятая в тиски железных труб, лишена свободы, а значит и своей живительной силы. Пусть раскинуться снова по всем российским поселениям светлые родники, своей благословенной чистотой поддерживая и возрождая жизнь.
• Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
• Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
• Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде.
• Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
• Проблема.
• Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды и о природоохранной работе по сохранности родников.
• Гипотеза.
• Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам) родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.
• Цель проекта.
• Формирование у детей гуманных чувств, бережного отношения к природным ресурсам родного края, то есть воспитание экологического сознания.
• Задачи проекта.
• 1. Расширить представления детей о значении воды в жизни человека, о водных источниках – родниках, экологических проблемах, связанных с их загрязнением, которые необходимо решать на современном этапе. Ознакомить детей с родниками, расположенными в Сысертском районе, их целебными свойствами. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
• 2. Развивать творческие способности, исследовательские навыки.
• 3. Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края.
Этапы реализации проекта
1. Познакомить детей с историей и легендами родника «Потопаевский ключ» (см. приложение №1).
2. Участие в обустройстве родника «Потопаевский ключ» (см. приложение №2).
3. Участие в муниципальных и областных мероприятиях областного проекта «Родники» государственной целевой программы «Экология и природные ресурсы Свердловской области» (см. приложение №3).
Ожидаемые результаты
1. Знакомство детей с историей малой родины с помощью легенд и преданий.
2. Бережное отношение к природным ресурсам.
3. Благоустройство родников, как достопримечательностей родного края.
4. Овладение практическими навыками наблюдения и ухода за родниками.
Приложение №1.
История Потопаевского Ключа довольно старая. Есть предположение, что ключ был известен еще в 18 веке. Старожилы рассказывали, что воду из этого ключа привозили в бочке для самовара Алексею Федоровичу Турчанинову – владельцу Сысертских заводов. Вода из ключа очень вкусная и чистая. Своё название «Потопаевский ключ» это место берет от покоса, расположенного по близости. Владельцем этого покоса был некто Потопаев. Кстати в Сысерти и сейчас живут люди с такой фамилией.
Есть другая версия. Будто рядом с ключом жил беглый Потопаев. Вырыл себе землянку и скрывался от властей. Эту версию рассказал Борис Петрович Яковлев, который слышал эту историю от своего отца.
Долгое время Потопаевский ключ был не обустроен. Потом поставлена была деревянная будка над ключом. В 2006 году администрация Сысертского городского округа обустроила ключик. Но никто не заботился о его чистоте.
Сюда приезжают много людей за водой. Бывает и молодежь с пивом… И понятно весь мусор здесь же остается.
Потопаевский ключ
На фоне сосен и берез
Бьёт чистый ключ Сысертский
Окутан пеленою грёз,
Легенд, историй, сказок детских
Природным камнем обложен
И тонким ледяным ручьём
Ключ в реку путь себе проложил
Её мы Черною зовём
Играет много-много лет
Свою мелодию природы
Ключ Потопаевский, и нет
И нет конца его потокам
* * *
Уж сотни лет тому назад
Свои покосы обходя
Увидел Потопаев капли хрусталя
Попил воды, облагородил
И в честь свою исток назвал
О ключе
В ключе вода сочится
Пролетает мимо птица
Сидит, глядит в водицу
А ключик льётся и струится
Вот девчонки прибежали
Отдохнули, полежали
Полежали и умылись
Водичка класс, вам и не снилось!
Андрей Анатольевич нас водил
Водичкой волшебной всех умыл.
Колодец Потапа
В давние, давние времена, на не высоком холме стояла деревушка Ольховка. И вот случилась беда. Пришла чума – очень страшная беда. Все стали умирать. Никого почти не осталось в деревне. Только сильные держались.
У одного крестьянина Потапа была семья. Он её очень любил. У него была жена и двое детей. Крестьянин не хотел, чтобы его любимая семья погибла. Поэтому он пошел в лес, куда глаза, чтобы не видеть смерть близких.
Долго ходил крестьянин, видел много умирающих людей, но ни чем не мог помочь. И вот однажды он вышел в чистое поле и сел на большой камень. И вдруг услышал журчание воды. Крестьянину стало интересно, и он стал раскапывать и убирать камни. Журчание всё усиливалось и усиливалось. И вот крестьянин увидел чистый ручей. Он стал пить. Вода в роднике оказалась чистая и свежая. Крестьянин обрадовался, набрал в флягу этой воды и понес её обратно в свою деревню. Он напоил водой свою семью и всех выживших. Случилось чудо – вода оказалась лечебной! Вся деревня излечилась от чумы. Тогда через некоторое время вся Ольховка собралась, и построили они колодец. И назвали колодец в честь крестьянина Потапа. С того времени колодец и называется «Потопаевский».