Лучший педагог года

Программа семейного клуба «Заботливые родители» во второй младшей группе

Левина Татьяна
Программа семейного клуба «Заботливые родители» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

на 2018–2019 учебный год

1. Паспорт программы

Пояснительная записка.

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

А. Н. Острогорский

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Публикация «Программа семейного клуба „Заботливые родители“ во второй младшей группе» размещена в разделах

Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определеннее модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека, его духовно-нравственного воспитания.

В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т. д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

В детском саду ребёнок — равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодействии детский сад и семья могут создавать условия для полноценного развития личности ребёнка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ — семья», требует усилий от педагогического коллектива.

Актуальность

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого мы становимся с первого дня своего существования. Мы испытываем влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за всё, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого человека, члена семьи.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т. д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируются у нас восприятие мира, людей и самого себя. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи – всё это накладывает неизгладимый отпечаток на ребёнка. В семье мы приобретаем знания, умения и навыки в различных областях, и прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только в семье мы получаем опыт совместной жизни. Здесь у нас складываются нравственные чувства, здесь мы приобретаем то или иное представление о добре и зле, чести, долге. Какими мы вырастим, во многом определяется нашим положением в системе семейных отношений. А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда его воспитание строится с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, когда его уважают и он уважает других. Или не нормальным, когда он баловень, а затем и не редко деспот семьи, когда он изгой и растёт как сорняк, когда он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

У каждого человека должны быть дом, семья, родня. Именно здесь вы найдете сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Самым близким вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.

А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был сам понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим? Семейный клуб «Заботливые родители» призван решить эту проблему.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КЛУБА

«Заботливые родители» В ДОУ

Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…

И. Кант

Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации активного взаимодействия с семьей. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов ДОУ можно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Работа родительского клуба «Заботливые родители» — это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации.

Цель –

• Способствовать возрождению семьи, основанной на любви, нравственности, взаимном уважении всех ее членов;

• Формирование представления о семейных ролях;

• Формирование социально - культурных, семейных ценностей.

Основные задачи клуба :

• повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в образовательной организации;

• обмен позитивным опытом семейного воспитания;

• инициирование и реализация новых форм организации воспитательной работы.

• воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

• организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

• формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;

• создать систему психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства;

• способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

• помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей детей;

• популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.

Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положения о работе клуба.

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ

«Заботливые родители».

1 Общие положения:

1. Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста и создания системы психолого-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.

2. Основными принципами работы клуба являются : добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

3. Участниками Клуба являются : родители детей, педагоги, медсестра ДОУ.

4. Непосредственным руководителями Клуба являются воспитатели группы.

5. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.

1.6 Положение о Клубе утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.

2 Основные направления деятельности клуба «Заботливые родители» :

1. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.

2. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.

3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

3 Права и обязанности участников клуба «Заботливые родители» :

3.1 Родители — члены Клуба имеют право :

• на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;

• получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

• высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;

• давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;

• участвовать в планировании работы Клуба.

3. 2 ДОУ имеет право:

• на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

• внесение корректировки в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.

3. 3 ДОУ обязано:

• планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;

• предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;

• предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;

• соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

3.4 Родители — члены Клуба обязаны :

• уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;

• соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;

• принимать активное участие в заседаниях Клуба.

4 Организация деятельности клуба :

4.1 Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.

1. Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагогов ДОУ.

2. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.

3. На итоговом заседании клуба обсуждаются результаты работы, ее эффективность.

4. Формы организации работы клуба :

• круглый стол;

• психологические тренинги;

• практикумы;

• решение педагогических ситуаций;

• обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

5 Административная поддержка деятельности клуба «Заботливые родители» :

5.1 Создание материально-технических условий для деятельности Клуба : выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.

1. Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.

2. Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.

3. Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.

Работа Клуба — это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:

• коммуникативную — функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;

• личностно ориентированную — направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;

• содержательную — направленную на решение проблем;

• инструментальную — позволяющую выработать навыки

анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллектив

ной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;

• умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

Условия работы Клуба

Для более успешной работы Клуба необходимы следующие условия:

• при формировании группы необходимо учитывать интересы участников; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей, что повысит учебную мотивацию каждого участника;

• занятия должны проводиться в группах численностью от 10 до 20 человек;

• желательно, чтобы занятия проводили одновременно два тренера;

• желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов;

• занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников (не допускается наличие в круге свободных стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;

• для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;

• также предполагается наличие мягкого, лучше поролонового мяча (его можно заменить мягкой игрушкой); желательно наличие колокольчика для обозначения начала и окончания определенного вида работ;

• для проведения некоторых упражнений (например, рисования) необходим стол.

Построение плана-программы клуба «Заботливые родители»

Данная программа состоит из восьми встреч, цель которых — дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели. На занятиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы Клуба :

• предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителей;

• все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;

• ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

Педагогическая целесообразность :

1. Программа клуба «Заботливые родители» предполагает тесное взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.

«Забота о ребенке».

Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей.

«Просветительский».

Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей : семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми дошкольного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность.

«Реориентационный».

Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Цель третьего уровня - реориентация родительского поведения.

• Духовно - нравственное развитие и воспитание дошкольников в процессе взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения.

Направления воспитательной деятельности

Основные виды деятельности и формы занятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Тематические родительские групповые и общесадовские собрания.

Открытые занятия и тематические мероприятия для родителей.

Тематические круглые столы.

Разучивание стихотворений о своей стране, крае, городе.

Выполнение тематических презентаций и творческих проектов совместно с родителями.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания Участие в беседах о семье, о родителях и прародителях.

Тематические вечера вопросов и ответов.

Проведение совместно с родителями творческих проектов.

Проведение открытых семейных праздников.

Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Встречи с родителями и прародителями «О профессии»,

участие в организации и проведении презентаций «Профессии наших родителей».

Выполнение трудовых поручений. Празднование дней рождения в семье. Просмотр и обсуждение видео- и мультфильмов.

Участие в подготовке и проведении семейных праздников.

Проведение профессиональных праздников в семье.

Проектная деятельность и проведение совместных исследований.

Изготовление подарков своими руками.

Создание «Огорода на окне».

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Расширение опыта работы с природой.

Забота о животных и растениях.

Участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание) Участие в создании выставок семейного художественного творчества.

Музыкальные вечера.

Экскурсионно-краеведческая деятельность.

Посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Участие в художественном оформлении помещений, создание мини-музея «Народные промыслы».

Организация и проведение национально-культурных праздников в семье.

Занятие народными промыслами.

Предполагаемый результат работы Клуба

В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

Тематический план заседаний клуба

п/п Темы встреч Форма проведения Сроки Ответственные

1 «Родитель — это звучит гордо» Беседа, анкетирование Октябрь Воспитатели

2 «Кризис 3 – летнего возраста»;

«День матери» Семинар

Досуговое мероприятие

Ноябрь

Воспитатели и родители

3 «Театральная деятельность детей. Театр своими руками»;

«Новый год»

Семинар-практикум

Досуговое мероприятие

Декабрь

Воспитатели, родители

4 «Волшебный пластилин (пластилинография) Семинар-практикум

Январь Воспитатели, родители

5 «Что наша жизнь?. Игра!»;

«23 февраля - день защитников Отечества».

Деловая игра

Досуговое мероприятие

Февраль

Воспитатели,

родители

6 «Роль матери и отца в развитии ребенка»

«Мамин день» Семинар (с привлечением священнослужителя)

Досуговое мероприятие

Март

Воспитатели, родители

7 Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год)

Круглый стол

Апрель Методист, воспитатели, другие специалисты, родители

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арнаутова, Е. П. В гостях у директора [Текст] / Е. П. Арнаутова. -М., 2004.

2. Дошкольное учреждение и семья [Текст] : метод, руководство / под ред. Т. Доронова, Е. Соловьева. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

3. Как провести родительское собрание в школе [Текст] / авт. -сост. О. С. Олендарь. — Донецк, 2005.

4. Калейдоскоп родительских собраний : метод, разработки. Вып. 1-2 / под ред. Е. Степанова. — М., 2001.

5. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И. М. Марковская. — СПб., 2005.

6. Медведева, М. Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] : типичные проблемы / М. Ю. Медведева // Управление ДОУ. — 2002. — № 4.

7. Монахова, А. Ю. Психолог и семья [Текст] : активные методы взаимодействия / А. Ю. Монахова. — Ярославль, 2004.

8. Монина, Т. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Т. Б. Монина, Е. Н. Лютаева. — СПб., 2005.

9. Об опыте взаимодействия семьи и ДОУ Санкт-Петербурга [Текст] / сост. Н. П. Митрошина, Т. Е. Овечкина. — СПб., 2001.

10. Общение педагога с родителями [Текст] // Библиотека руководителя ДОУ. — М., 2005.

11. Павлова, Л. Н. Новая модель семейно-общественного воспитания детей раннего возраста [Текст] / Л. Н. Павлова // Управление ДОУ. -2003.-№4.

12. Работа ДОУ с семьей [Текст] // Библиотека руководителя ДОУ. -М., 2005.

13. Ребенок в детском саду [Текст] : журн. — 2005. — № 5.

14. Сатир, В. Как строить себя и свою семью [Текст] / В. Сатир, -М., 1998.

15. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова, -М., 1997.

16. Смирнова, Е. О. Искусство общения с ребенком [Текст] / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова. — М., 2004.

17. Сонин, В. А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения [Текст] / В. А. Сонин. — М., 2001.

18. Управление ДОУ [Текст] : журн. — 2003. — № 3; 2005. — № 8; 2006.-№4.

19. Филиппова, Г: Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г, Филиппова. ~ М., 2002.

20. Хозяева, М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст] / М. В. Хозяева. — М., 2002.

Публикации по теме:

Отчет о работе семейного клуба «Здоровая семья»Отчет о работе семейного клуба «Здоровая семья» Семейный клуб "Здоровая семья" функционирует на группе второй год. Клуб создан с целью установления сотрудничества МКДОУ и активизации.

Практика «Создание семейного адаптационного клуба» Для создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью.

Проект семейного клуба «Вместе весело шагать» в группе компенсирующей направленности на 2018–2019 уч. г ПРОЕКТ «Семейный клуб «Вместе весело шагать»» Автор: Уч. -дефектолог: Селезнёва Елена Ивановна 2018-2019 уч. г.

Программа родительского клуба «За руку с Семьей» во второй младшей группе Цель программы способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного.

Работа семейного фольклорного клуба Учитель начальных классов ГБОУ школы №594 Ирина Анатольевна Ефимова Семейный фольклорный клуб «Лада» В начальных классах родители учеников.

Работа семейного клуба «Дом волшебников» Первой жизненной школой для ребенка является семья. Именно она становится целым миром, в котором растущий человек начинает учиться любить,.

Родительское собрание «Заседание семейного клуба» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "ДС №6 "Буратино" Воспитатель Середа Татьяна Петровна Форма проведения : заседание.

Фотоотчет «Вторая встреча семейного клуба «Здоровячок»Фотоотчет «Вторая встреча семейного клуба «Здоровячок» Цель: развитие способности продуктивного взаимодействия ребёнка со взрослым; формирование у детей безопасного поведения на групповых двигательных.

Фотоотчет «Выездное заседание семейного православного клуба «Вера»Фотоотчет «Выездное заседание семейного православного клуба «Вера» 2 марта 2019 года совместно с родителями и детьми подготовительной группы состоялась поездка в сказочный музей Пощуповской игрушки. Пощуповская.

Заседание семейного клуба «Очаг» Заседания клуба «Очаг» Тема: «Здоровьесберегающие технологии в 1 младшей группе детского сада» Заседание проводится в формате телепередачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа семейного клуба «Заботливые родители» во второй младшей группе
Опубликовано: 5 сентября 2019 в 16:45
+57Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа семейного клуба «Заботливые родители» во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Левина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД