Левина Татьяна
Программа семейного клуба «Заботливые родители» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
на 2018–2019 учебный год
1. Паспорт программы
Пояснительная записка.
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.
А. Н. Острогорский
В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Публикация «Программа семейного клуба „Заботливые родители“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определеннее модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека, его духовно-нравственного воспитания.
В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т. д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?
В детском саду ребёнок — равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодействии детский сад и семья могут создавать условия для полноценного развития личности ребёнка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ — семья», требует усилий от педагогического коллектива.
Актуальность
Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого мы становимся с первого дня своего существования. Мы испытываем влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за всё, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого человека, члена семьи.
Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т. д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируются у нас восприятие мира, людей и самого себя. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи – всё это накладывает неизгладимый отпечаток на ребёнка. В семье мы приобретаем знания, умения и навыки в различных областях, и прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только в семье мы получаем опыт совместной жизни. Здесь у нас складываются нравственные чувства, здесь мы приобретаем то или иное представление о добре и зле, чести, долге. Какими мы вырастим, во многом определяется нашим положением в системе семейных отношений. А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда его воспитание строится с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, когда его уважают и он уважает других. Или не нормальным, когда он баловень, а затем и не редко деспот семьи, когда он изгой и растёт как сорняк, когда он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
У каждого человека должны быть дом, семья, родня. Именно здесь вы найдете сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Самым близким вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.
А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был сам понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим? Семейный клуб «Заботливые родители» призван решить эту проблему.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КЛУБА
«Заботливые родители» В ДОУ
Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…
И. Кант
Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации активного взаимодействия с семьей. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов ДОУ можно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Работа родительского клуба «Заботливые родители» — это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации.
Цель –
• Способствовать возрождению семьи, основанной на любви, нравственности, взаимном уважении всех ее членов;
• Формирование представления о семейных ролях;
• Формирование социально - культурных, семейных ценностей.
Основные задачи клуба :
• повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в образовательной организации;
• обмен позитивным опытом семейного воспитания;
• инициирование и реализация новых форм организации воспитательной работы.
• воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
• организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
• формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;
• создать систему психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства;
• способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
• помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей детей;
• популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.
Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положения о работе клуба.
ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ
«Заботливые родители».
1 Общие положения:
1. Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста и создания системы психолого-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
2. Основными принципами работы клуба являются : добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
3. Участниками Клуба являются : родители детей, педагоги, медсестра ДОУ.
4. Непосредственным руководителями Клуба являются воспитатели группы.
5. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.
1.6 Положение о Клубе утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.
2 Основные направления деятельности клуба «Заботливые родители» :
1. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.
2. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
3 Права и обязанности участников клуба «Заботливые родители» :
3.1 Родители — члены Клуба имеют право :
• на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
• получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
• высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
• давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
• участвовать в планировании работы Клуба.
3. 2 ДОУ имеет право:
• на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
• внесение корректировки в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
3. 3 ДОУ обязано:
• планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
• предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
• предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
• соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
3.4 Родители — члены Клуба обязаны :
• уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
• соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
• принимать активное участие в заседаниях Клуба.
4 Организация деятельности клуба :
4.1 Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.
1. Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагогов ДОУ.
2. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.
3. На итоговом заседании клуба обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
4. Формы организации работы клуба :
• круглый стол;
• психологические тренинги;
• практикумы;
• решение педагогических ситуаций;
• обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
5 Административная поддержка деятельности клуба «Заботливые родители» :
5.1 Создание материально-технических условий для деятельности Клуба : выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
1. Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.
2. Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.
3. Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.
Работа Клуба — это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:
• коммуникативную — функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
• личностно ориентированную — направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
• содержательную — направленную на решение проблем;
• инструментальную — позволяющую выработать навыки
анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллектив
ной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
• умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
Условия работы Клуба
Для более успешной работы Клуба необходимы следующие условия:
• при формировании группы необходимо учитывать интересы участников; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей, что повысит учебную мотивацию каждого участника;
• занятия должны проводиться в группах численностью от 10 до 20 человек;
• желательно, чтобы занятия проводили одновременно два тренера;
• желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов;
• занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников (не допускается наличие в круге свободных стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;
• для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;
• также предполагается наличие мягкого, лучше поролонового мяча (его можно заменить мягкой игрушкой); желательно наличие колокольчика для обозначения начала и окончания определенного вида работ;
• для проведения некоторых упражнений (например, рисования) необходим стол.
Построение плана-программы клуба «Заботливые родители»
Данная программа состоит из восьми встреч, цель которых — дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели. На занятиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы Клуба :
• предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителей;
• все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
• ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Педагогическая целесообразность :
1. Программа клуба «Заботливые родители» предполагает тесное взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.
«Забота о ребенке».
Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей.
«Просветительский».
Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей : семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми дошкольного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность.
«Реориентационный».
Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Цель третьего уровня - реориентация родительского поведения.
• Духовно - нравственное развитие и воспитание дошкольников в процессе взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения.
Направления воспитательной деятельности
Основные виды деятельности и формы занятий
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Тематические родительские групповые и общесадовские собрания.
Открытые занятия и тематические мероприятия для родителей.
Тематические круглые столы.
Разучивание стихотворений о своей стране, крае, городе.
Выполнение тематических презентаций и творческих проектов совместно с родителями.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Участие в беседах о семье, о родителях и прародителях.
Тематические вечера вопросов и ответов.
Проведение совместно с родителями творческих проектов.
Проведение открытых семейных праздников.
Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Встречи с родителями и прародителями «О профессии»,
участие в организации и проведении презентаций «Профессии наших родителей».
Выполнение трудовых поручений. Празднование дней рождения в семье. Просмотр и обсуждение видео- и мультфильмов.
Участие в подготовке и проведении семейных праздников.
Проведение профессиональных праздников в семье.
Проектная деятельность и проведение совместных исследований.
Изготовление подарков своими руками.
Создание «Огорода на окне».
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Расширение опыта работы с природой.
Забота о животных и растениях.
Участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание) Участие в создании выставок семейного художественного творчества.
Музыкальные вечера.
Экскурсионно-краеведческая деятельность.
Посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.
Участие в художественном оформлении помещений, создание мини-музея «Народные промыслы».
Организация и проведение национально-культурных праздников в семье.
Занятие народными промыслами.
Предполагаемый результат работы Клуба
В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Тематический план заседаний клуба
№
п/п Темы встреч Форма проведения Сроки Ответственные
1 «Родитель — это звучит гордо» Беседа, анкетирование Октябрь Воспитатели
2 «Кризис 3 – летнего возраста»;
«День матери» Семинар
Досуговое мероприятие
Ноябрь
Воспитатели и родители
3 «Театральная деятельность детей. Театр своими руками»;
«Новый год»
Семинар-практикум
Досуговое мероприятие
Декабрь
Воспитатели, родители
4 «Волшебный пластилин (пластилинография) Семинар-практикум
Январь Воспитатели, родители
5 «Что наша жизнь?. Игра!»;
«23 февраля - день защитников Отечества».
Деловая игра
Досуговое мероприятие
Февраль
Воспитатели,
родители
6 «Роль матери и отца в развитии ребенка»
«Мамин день» Семинар (с привлечением священнослужителя)
Досуговое мероприятие
Март
Воспитатели, родители
7 Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год)
Круглый стол
Апрель Методист, воспитатели, другие специалисты, родители
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арнаутова, Е. П. В гостях у директора [Текст] / Е. П. Арнаутова. -М., 2004.
2. Дошкольное учреждение и семья [Текст] : метод, руководство / под ред. Т. Доронова, Е. Соловьева. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
3. Как провести родительское собрание в школе [Текст] / авт. -сост. О. С. Олендарь. — Донецк, 2005.
4. Калейдоскоп родительских собраний : метод, разработки. Вып. 1-2 / под ред. Е. Степанова. — М., 2001.
5. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И. М. Марковская. — СПб., 2005.
6. Медведева, М. Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] : типичные проблемы / М. Ю. Медведева // Управление ДОУ. — 2002. — № 4.
7. Монахова, А. Ю. Психолог и семья [Текст] : активные методы взаимодействия / А. Ю. Монахова. — Ярославль, 2004.
8. Монина, Т. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Т. Б. Монина, Е. Н. Лютаева. — СПб., 2005.
9. Об опыте взаимодействия семьи и ДОУ Санкт-Петербурга [Текст] / сост. Н. П. Митрошина, Т. Е. Овечкина. — СПб., 2001.
10. Общение педагога с родителями [Текст] // Библиотека руководителя ДОУ. — М., 2005.
11. Павлова, Л. Н. Новая модель семейно-общественного воспитания детей раннего возраста [Текст] / Л. Н. Павлова // Управление ДОУ. -2003.-№4.
12. Работа ДОУ с семьей [Текст] // Библиотека руководителя ДОУ. -М., 2005.
13. Ребенок в детском саду [Текст] : журн. — 2005. — № 5.
14. Сатир, В. Как строить себя и свою семью [Текст] / В. Сатир, -М., 1998.
15. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова, -М., 1997.
16. Смирнова, Е. О. Искусство общения с ребенком [Текст] / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова. — М., 2004.
17. Сонин, В. А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения [Текст] / В. А. Сонин. — М., 2001.
18. Управление ДОУ [Текст] : журн. — 2003. — № 3; 2005. — № 8; 2006.-№4.
19. Филиппова, Г: Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г, Филиппова. ~ М., 2002.
20. Хозяева, М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст] / М. В. Хозяева. — М., 2002.