ВАЛЕНТИНА ДЕНИСОВА
Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с жизнью семьи. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с жизнью семьи.
Часть 1
Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи.
Когда дети проявляют неуважение к людям, несоблюдение моральных норм, то надо говорить о нарушении системы ценностей в их семье. В таких семьях может быть воспитан эгоцентричный, эгоистичный или общественно пассивный человек.
Публикация «Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с жизнью семьи, Часть 1» размещена в разделах
К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании, которые могут возникнуть во взрослом возрасте, следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.
Отклонения в воспитательном процессе в условиях семьи не обязательно связаны с патологическими проявлениями. Нарушения могут быть вызваны некоторыми особенностями семьи как малой социальной группы.
Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Этому способствует: 1) состав семьи, ее способность к постоянному непосредственному контакту «лицом к лицу» всех членов; 2) руководство, находящееся в руках супружеской пары, объединенной узами любви и дружбы, предоставляющей для детей личностные образцы для подражания; 3) сплоченность семьи, единство ее целей; 4) сильные взаимные эмоциональные связи между членами семьи; 5) удовлетворение основных потребностей благодаря товарищеским отношениям, признанию свободы и уважения прав каждого члена семьи.
Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения в ее составе. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить.
Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, к утрате ощущения безопасности. Распад семьи может вызвать у него депрессию и ряд других симптомов невроза. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод родителей, создает также определенные условия для его асоциального поведения. Это происходит очень часто не столько из-за самого факта разлуки с одним из родителей, сколько из-за неприятностей в семье.
Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. в таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.
В семьях, в которых господствует согласие родителей, дети редко сбиваются с пути. Более подвержена этому молодежь из семей, в которых не удалась совместная жизнь их родителей.
Когда распадается семья, то могут возникать двоякого типа ситуации, травмирующие детей и вызывающие у них даже психические комплексы. Одна из них – это предшествующий разводу супружеский конфликт, который ребенок переживает как угрозу своему существованию. Причем самое опасное для него – быть втянутым в конфликты и интриги супругов. Другая травмирующая ситуация – последующее воспитание в неполной семье, с одним из родителей, что затрудняет воспитание и оставляет соответствующий след в формировании его личности.
Менее травмирующей для детей бывает ситуация долговременного отсутствия отца из-за его работы, связанной, например, с морской профессией или с военной службой. Мать, оставшаяся с детьми, должна создавать такую воспитательную атмосферу, которая компенсирует отсутствие отца.
Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями.
Влияние личностных черт родителей и их эмоциональных взаимных связей на поведение ребенка.
Основой прочности семьи являются равновесие и стабильность супружеских взаимоотношений. Связь между супругами имеет основополагающее значение для жизни созданной ими семьи, особенно для развития личности их детей. Если супружескую пару объединяет сильное чувство любви и уважения, если супруги ценят друг друга и каждый из них черпает радость, удовлетворение от взаимного общения, то и у их детей создается основа для формирования правильных семейных отношений. Уравновешенность и доброжелательность родителей передаются их детям и создают благоприятные условия для воспитания.
Непрочность супружеских отношений часто приводит к возникновению
нестабильных связей с ребенком, который в результате начинает тяготеть к одному из родителей.
Независимо от того, кто в семье является более сильной стороной – отец или мать, - при хорошем взаимодействии и согласии супругов их дети эмоционально развиваются правильно.
Какой вид отклонений в семейной жизни способствует деморализации детей? Нарушение взаимоотношений между отцом и матерью, их ссоры, взаимная неприязнь, холодное и формальное общение, отсутствие эмоциональной связи и сердечности могут формировать у родителей подобное отношение и к своим детям. В этих случаях детям грозит большая опасность.
Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.
В семье, в которой между родителями господствует гармония, а взаимоотношения со всеми членами семьи у них добрые и сердечные, ребенок учится правильно вести себя с другими людьми, правильно решать возникающие на жизненном пути конфликты.
Наблюдения свидетельствуют о том, что наиболее сложно складываются отношения в семьях, в которых вместе проживает несколько поколений.
Можно выделить основные типы структуры семьи: 1) родители и один ребенок; 2) многодетная семья из двух поколений – родители и дети; 3) семья из трех поколений. В каждой из этих семей влияние родителей на ребенка различно.
Большое значение имеет отношение отца и матери к каждому из детей. Если родители одному из них создают привилегированное положение, то другие дети чувствуют себя в родном доме неуверенно, им кажется, что они нелюбимы, у них отсутствует ощущение безопасности. Только ровное, чуткое отношение родителей ко всем своим детям снимает любое напряжение при возникновении конфликтов между братьями и сестрами, препятствует возникновению чувства соперничества и ревности, помогает детям правильно понимать различные семейные ситуации.
Когда в семье, имеющей одного ребенка, его воспитанием занимается еще и бабушка, то взрослым людям особенно надо обращать внимание на свои взаимоотношения. Иногда среднее и старшее поколения теряют взаимопонимание, не задумываясь над тем, что между ними находится ребенок – легко ранимый и все воспринимающий человек.
А ведь бабушки в основном очень помогают развитию ребенка. Они воспитывают чувство привязанности, внимание к старшим, доброту и уважение к людям. Однако в семьях, состоящих из трех поколений, возникает ряд новых воспитательных проблем, которые не встречаются в семьях из двух поколений. Прежде всего, труднее сохранить единство методов воспитания детей, что чаще всего является причиной конфликтов.
Конфликты между родителями, с одной стороны, и бабушкой с дедушкой – с другой, опасны для развивающейся личности ребенка. В каждом доме есть взрослые люди, которых ребенок особенно любит, которые являются для него авторитетом. И вдруг он начинает понимать, что эти люди выражают различные мнения по главным вопросам, касающимся его, спорят и даже ссорятся из-за него. Для ребенка тогда исчезает единый образец поведения. Он не в состоянии разобраться в создавшейся ситуации, что затрудняет процесс формирования его характера, повышает возможность развития у него таких черт, как вспыльчивость и агрессивность.
В результате из-за поведения взрослых ребенок обретает определение «несносный». А в дальнейшем по мере взросления ребенок может умело использовать разногласия старших поколений, и его эгоцентризм может легко переродиться в эгоизм.
Влияние отношения родителей к ребенку на формирование его личности.
От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.
У детей очень много потребностей, ограничимся характеристикой основных. Первая из них – это потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Чтобы у ребенка было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное развитие, он должен чувствовать, что воспитывающие его люди радуются его существованию, принимают его таким, каков он есть, независимо от возможных дефектов его внешности, проявляют к нему доброжелательность, сердечность. Отношение взрослых людей дает детям возможность чувствовать себя уверенно и в безопасности.
К существенным потребностям ребенка следует отнести постоянный контакт с родителями, их активное присутствие и частое общение. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей. Таким образом, возникает взаимосвязь между родителями и ребенком, обязательная для умственного, эмоционального и социального развития ребенка.
Следующей потребностью является необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности. У ребенка родители могут удовлетворять эту потребность предоставлением ему разумной свободы и необходимых условий для общего развития. Разумеется, что свобода в зависимости от возраста детей будет разной и не означает отсутствие заботы и контроля.
Воспитание у детей чувства самоутверждения благоприятно влияет на развитие у них самостоятельности, активности, открывает возможности к творческим поискам.
Одной из основных потребностей человека является основанная на чувстве собственного достоинства потребность в уважении, называемая иногда стремлением к общественному признанию. Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. Вера в себя, способность к здравой самооценке основывается у детей в первую очередь на мнении других людей, прежде всего отца и матери, затем братьев, сестер и товарищей – своих ровесников.
Когда родители часто заявляют ребенку, что считают его глупым и неспособным, то он может действительно почувствовать себя таковым, а от постоянной критики будет склонен ощущать свою неполноценность.
Если окружающие взрослые люди замечают старание ребенка что-то сделать, относятся к нему серьезно, учитывают его возрастные возможности, то у него развивается вера в свои силы, которая в будущем даст ему энергию для раскрытия себя как личности. Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.
Удовлетворение основных потребностей в детстве имеет громадное значение еще и потому, что это определяет как направление в развитии личности, так и путь к социальной зрелости.
Исследования показали, что такие характеристики семьи, как гражданское состояние родителей, число детей в семье, развод родителей, не имеют решающего значения для формирования детской преступности. У большинства несовершеннолетних преступников основной причиной их поведения, как показывают многие исследования, являются кризисные ситуации в семье, нарушение процесса воспитания. Серьезной причиной является также алкоголизм одного или обоих родителей.
Факторы, связанные с жизнью семьи, не всегда бывают единственной причиной асоциального поведения детей. В этот процесс может быть включен ряд социальных, культурных, психических и даже биологических моментов. Известно, например, что у некоторых детей в связи с заболеванием нервной системы проявляется общая недоразвитость, которая способствует нарушению в поведении. Будущее таких детей в основном зависит от его семьи, от его ближайшей социальной среды.
Нарушение эмоциональных отношений и дисгармонии семейной жизни может усилить отклонения в поведении больного ребенка, и, наоборот, добрые, сердечные отношения могут оказывать терапевтическое воздействие и способствовать его полному выздоровлению.
Следовательно, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности. Поэтому важным средством в предупреждении различных неприятностей в жизни семьи должен стать своевременный диагноз, выявляющий дисгармонию в эмоциональных взаимоотношениях отдельных членов семьи.
Особые семьи.
В наше время многие дети воспитываются не теми взрослыми, которым они обязаны появлением на свет, имеются в виду те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-то причине не могут больше заботиться о детях. Возрастает число детей, которых воспитывают пары одного пола, главным образом женщины. Когда в таких ситуациях создаются новые семьи, их называют семьями с приемными (усыновленными) детьми. Когда в семье есть только один родитель – она называется неполной. Проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Поскольку дети в неполной семье не могут наблюдать отношения между мужчинами и женщинами, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений.
Мальчики в неполной семье сталкиваются с серьезной проблемой: заласканные матерью или убедившиеся в том, что в обществе главенствуют женщины, они начинают чувствовать, что мужчины ничтожество.
Девочка в неполной семье тоже может получить искаженное представление об отношениях между мужчинами и женщинами.
Одинокий родитель принимает на себя большую ответственность за воспитание детей, причем при этом он не может рассчитывать на поддержку, которая обычно существует в традиционных семьях. Организация надлежащего ухода за ребенком – это серьезная проблема, поскольку одинокий родитель лишен супружеской опоры, а тем самым необходимой помощи в принятии решений. Кроме того, ему необходимы навыки, которые позволили бы поддерживать тесные связи с общественными организациями, школьными консультантами и детскими специалистами, а также общественными программами, направленными на обеспечение отдыха и досуга детей.
Одинокий родитель сталкивается с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, происходящими в его жизни, и новым моделям взаимодействия, если он хочет стать относительно надежной опорой для своего ребенка. В этом случае крайне необходимо овладеть умением справляться со стрессовыми факторами, создать модель надежной системы ценностей, проявлять гибкость, адаптируясь к переменам.
В довершение одинокому родителю просто необходимо умение помочь ребенку найти себя во взаимоотношениях с друзьями, родственниками и своим окружением в целом.
Неблагополучные семьи.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей, если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации в процессе социализации детей.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними, существуют разно уровневые
причинно-следственные связи. Можно выделить три группы причин.
1. Причины макро социального характера, т. е. кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.
2. Причины психолого-педагогического характера, связанные с внутри семейными отношениями и воспитанием детей в семье
3. Причины биологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей- инвалидов).
Среди причин социально-экономического характера можно назвать падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей; сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей; нерешенная жилищная проблема; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов; усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.
Среди психолого-педагогических причин семейного неблагополучия необходимо отметить в первую очередь нарастание отчуждения между детьми и родителями. Нередко родители самоустраняются от детей, не выполняют своих воспитательных функций, ориентируясь на вне семейные интересы.
Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или отказываются от них. Отсюда рост социального сиротства.
Причинами, вызывающими ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, являются сверх занятость родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени; конфликтная ситуация в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми; отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы; типичные ошибки родителей в воспитании детей; особенности подросткового возраста и др.
Во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, т. е нарушения в межличностных внутри семейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенными факторами выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат.
Этот вывод позволяет выделить следующие типы неблагополучных семей.
Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%, с преобладанием конфронтационного стиля отношений.
Аморальная семья – семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие и другое).
В таких семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутри семейных отношений, а воспитательный характер приобретает значение производного.
Педагогически несостоятельная семья – семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-то либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований.
Асоциальная семья – семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Любой тип семейной дезорганизации изначально предрасположен к формированию личностных и поведенческих отклонений у детей.