Алина Фаляхова
Семейная социализация детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей
проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных
условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе
развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается
социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества
или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Темочки:
Современная наука рассматривает социализацию как совокупность всех социальных
процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему
знаний, норм ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного
члена общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность,
исполнительность, возложение на себя определенной меры ответственности.
Ответственность детей среднего дошкольного возраста признается важнейшим критерием
перехода социальной реактивности в социально активное поведение. В этом возрасте
появляется возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил
поведения. Наблюдаются настойчивые попытки сдерживать свои желания, идущие вразрез
с требованиями взрослых, подчинять свои действия установленным социальным нормам
поведения. В этой связи значительно возрастает роль целенаправленного
институционального воздействия социализации детей среднего дошкольного возраста как
ведущего фактора в развитии личности дошкольника. Это проявляется в активных
действиях, не требующих постоянного контроля со стороны взрослых [1].
Семья играет большую роль в процессе социализации ребенка среднего дошкольного
возраста. От того какая семья зависит степень овладения ребенка навыками правильного,
социально - одобряемого поведения, уровень самооценки, умение выстраивать отношения
с окружающими, принятие морали и этики. Одновременно социализация личности во
многом зависит от деятельности ребенка, его активного участия в труде, от того, какое
влияние окружающая среда оказывает на расширение границ его кругозора, как заботятся
государство и общество о будущем поколении. Учитываются ли в процессе воспитания
возрастные и индивидуальные особенности ребенка, может ли он самостоятельно находить
решение своих проблем, насколько поощряют его самостоятельность, как формируется его
уверенность в своих силах. Данные качества личности воспитываются в семье, а образовательные учреждения выступают в качестве вспомогательных средств, а не
основного, как считают многие родители. Поэтому так важно общаться с ребенком не
только в педагогических целях и с целью заботы о нем, но и привлекать его к домашним
делам и решению внешних вопросов, не отстранять от задач, связанных с общением,
прибегать к его посильной помощи.
Условия и истоки успешной социализации личности кроются в детском возрасте,
когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их
взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка. Очевидно, что
семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и
должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Современные
программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного
воспитания, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие
социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями
в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом
детального обсуждения, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое
видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками
родителей [2].
В зависимости от поставленной задачи педагогами используются следующие формы
работы с родителями: информационная, просветительская, организационная,
организационно - деятельная, участие родителей в педагогическом процессе. Наиболее
эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс
социализации и формировании личности ребенка является:
использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка;
информационные стенгазеты;
совместная работа с детьми в индивидуальных тетрадях;
интерактивные досуговые мероприятия;
детско-родительские проекты;
день открытых дверей;
практика круглых столов [3].
Таким образом, сложившаяся система работы по социализации детей среднего
дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи способствует
объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает
взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества
образовательного процесса.
Литература.
1. Козлова, А. В. Работа с семьей. Методические рекомендации / А. В. Козлова,
Р. П. Дешеулина. – М. : АСТ, 2009. – 143с.
2. Логинова Л. А. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации
дошкольника // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 184-187.
3. Муляр Н. В., Черниговских Е. В. Социализация личноcти ребенка-дошкольника на
основании взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения //
Образование и воспитание. — 2017. — №4. — С. 17-19.