Гульфия Байтимирова
Семейная прогулка как условие развития речи дошкольников пятого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.
Прогулка в детском саду – это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью, которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей. Это всем известный факт.
Публикация «Семейная прогулка как условие развития речи дошкольников пятого года жизни» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Рассмотрим семейную прогулку как важное условие развития речи дошкольников пятого года жизни. Вроде бы простое дело – погулять на улице, в парке, пройтись по свежему воздуху. Но зачастую, мама берет ребенка и отправляется с ним по своим делам. Прогулка превращается в «хозяйственный марафон». Не будем спорить – это тоже нужно. Но сегодня мы хотим поговорить о другой прогулке, о той, когда мама никуда не спешит, когда есть время спокойно прогуляться с ребенком в парке и во дворе. Поговорим о том, как организовать прогулку так, чтобы она способствовала всестороннему развитию речи ребенка, обогащению словарного запаса и стала интересной, веселой, запоминающейся, чтобы принесла пользу не только здоровью, но и развитию ребенка.
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы он слышал правильную, грамотную речь. Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение в семье. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок – привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.
Во время прогулки знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите об их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей, учите наблюдать, сравнивать предметы и явления).
Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.
Поощряйте стремление задавать вопросы, старайтесь максимально доходчиво объяснять вашему чаду все, что его интересует. Хвалите его за любознательность.
Во время прогулки общайтесь с малышом – разговаривайте с ним, рассказывайте ему обо всем, и, конечно, внимательно слушайте его, давайте ему возможность высказывать свои мысли, не перебивайте его.
Обеспечьте ребенку возможность получать новые впечатления, общаться и играть с другими детьми. Расспрашивайте малыша о том, что он делал, с кем он играл.
Во время семейной прогулки поводом и предметом для речевого развития детей 4-5 лет может стать абсолютно любой предмет, явление природы, поступки, настроение.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Например, осенний лист, который упал с дерева. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка. Почему он упал? Как называется это явление? В какое время года это происходит? Дальше можно устроить соревнование «Подбери словечко» (Лист какой? – осенний, желтый, кленовый, красивый, легкий, и т. д.). Игра пройдёт интереснее, если будут участвовать все члены семьи.
Можно предложить собрать букет из осенних листьев. Самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «А» – «Сравни два листика» (первый лист желтый, А второй – красный; один лист кленовый, А другой березовый; и т. д.
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке. В это время вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребё нку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».
Многие родители не склонны обращать внимание на речевые ошибки детей, на неправильное произношение звуков, на бедный словарный запас ребенка, но все это может вылиться в проблему в дальнейшем. Поэтому, необходимо серьезно отнестись к развитию речи ребенка 4-5 лет.