Шашина Елизавета Андреевна
Семейная гостиная как эффективная форма сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155) проблема сотрудничества образовательной организации с семьей является актуальной. Воспитатель должен уметь
«выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого- педагогического просвещения.
Публикация «Семейная гостиная как эффективная форма сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй» размещена в разделах
На Педагогическом совете № 2 от 09.11.2022 было принято решение об организации «Семейной гостиной», для более активного подключения родителей к решению образовательных задач.
Цель такой формы сотрудничества с родителями заключалась в установлении положительных и доверительных отношений между педагогами ДОУ и родителями для достижения максимальной пользы в психофизическом и социально-нравственном развитии детей второго года жизни. Нами были сформулированы следующие основные задачи:
• организация педагогического просвещения родителей в области приобщения детей к русской народной культуре;
• проведение детско-родительских встреч в виде музыкальных досугов и творческих мастерских;
• пропаганда здоровых семейных отношений.
Мною были разработаны основные документы: Положение об организации семейной гостиной, перспективный план деятельности (таблица № 1, с которыми в дальнейшем мы познакомили родителей. В соответствии с календарными русскими народными праздниками были запланированы темы заседаний гостиных. В связи с тем, что работа «Семейной гостиной» началась с 2023г, то и план осуществляется с января 2023г.
Таблица № 1
Перспективный план работы семейной гостиной.
Месяц Тема Форма проведения Цель
Октябрь «Капустные посиделки» Детско-родительские творческие мастерские Расширение
представлений о народных обрядовых осенних праздниках.
Развитие чувства
общности группы взрослых и детей.
Ноябрь «День Матери» Детско-родительские творческие мастерские Создание положительного эмоционального фона. Развитие умения
выражать свои эмоции.
Декабрь «Народные игры в семье» Детско-родительский музыкальный досуг Знакомство родителей и детей с русскими народными играми.
Развитие высших психических функций и психофизических
качеств.
Январь «Новогоднее чудо» Детско-родительские музыкальный досуг Создание положительного эмоционального фона. Знакомство с традициями и обычаями
Новогоднего праздника
Февраль «Широкая масленица» Детско-родительские творческие мастерские Создание положительного эмоционального фона. Знакомство с
традициями и обычаями праздника Масленица.
Март «Мастерская папы «Прилетайте к нам скворцы» Детско-родительские творческие мастерские Сплочение группы в целом и в каждой семье.
Развитие ловкости, смелости, быстроты,
силы,координации движений
Апрель «Плыви, плыви кораблик» Детско-родительские творческие мастерские Создание положительного эмоционального фона. Развивать мелкую моторику рук. Формировать у детей пространственные понятия: далеко-близко
Май «Папа может все,что угодно» Детско-родительский творческие мастерские Гармонизация детско- родительских
взаимоотношений
Семейные гостиные организуются воспитателями группы один раз в месяц во второй половине дня. Участниками встреч являются родители, ближайшие родственники (бабушек, дедушек, тетей, дядей, дети, а также сотрудники ДОУ. Были определены два вида проведения семейных гостиных - это детско - родительские музыкальные досуги и творческие мастерские.
С целью эффективной организации новой формы сотрудничества с родителями, мы определили ряд принципов:
добровольности: участники объединяются на добровольных началах;
гласности: все заседания могут освещаться в прессе и доводиться до сведения детей;
коллективности: любое решение принимается после коллективного обсуждения;
самообучения: учиться лучше друг у друга;
самовоспитания: и организаторы и участники работают над собой и воспитывают в себе уважительное отношение к другим людям.
Организуя семейные гостиные, мы используем разнообразные методы и приемы в работе со взрослыми. Основными методами стали: метод беседы и метод проблемной постановки вопроса. Метод игрового моделирования способствует тому, чтобы в игровой обстановке родители смогли обогатить арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Также нами используются методы педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности. Метод анализа способствует развитию у взрослых самонаблюдения и самооценки. Все выше перечисленные методы помогают взрослым сформировать родительскую позицию, повысить активность участников клуба, актуализировать полученные знания, посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
В работе семейной гостиной применяются разные средства взаимодействия детей и взрослых. С большим удовольствием все участники принимают участие в музыкально-подвижных играх, выполняют игровые задания, музыкально-ритмические движения, отгадывают загадки, рассказывают
пословицы. Важно отметить, что совместное игровое взаимодействие не только укрепляет семейные ценности, способствует гармонизации детско- родительских отношений, но и помогает родителям осознать ценность игры в дошкольном возрасте, ее развивающий аспект.
Таким образом, беседа, легкий музыкальный фон, атмосфера игр - все это способствует эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания.
Нами разработаны планы-конспекты проведения семейных гостиных.
Встречи в семейной гостиной всегда проходят интересно и празднично, родителей и детей объединяет атмосфера тепла, радости, счастливых улыбок и смеха. Мы уверены в том, что такие встречи помогут родителям наших воспитанников вырастить детей достойными гражданами России, знающих, уважающих народные обычаи и почитающих традиции своей семьи!
Список литературы:
1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, Профессиональный стандарт педагога, п. 3.2.1.
2. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ: Сфера, 2012. – 128с.