рита мингазова
Стенгазета «Секреты правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Секреты правильной речи
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Длительность нарушений в значительной степени зависит от участия родителей. Как же объяснить доступным языком родителям, что такое речь? Строим дом. Фундамент нашего дома – работа по развитию артикуляционного аппарата. Стены – это работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания. И крыша – развитие фонематического слуха. Эти разделы необходимы для чистого звукопроизношения. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа:
Публикация «Стенгазета „Секреты правильной речи“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Стенгазеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая стенгазета» май 2019
Развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка);
Развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
Развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи).
Развитие фонематического слуха.
Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие:
Игра «Услышишь – хлопни». Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
Игра «Кто больше?». Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук (повторы недопустимы)
Игра «Внимательный слушатель» или «Где звук?». Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них. Например: в начале Ш-шапка, в середине Р-паровоз, в конце Л-стул.
Развивать фонематический анализ:
Игра «Зоркий глаз». Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии некоторых есть заданный звук, определить его место в слове.
Игра «Бусы». После слов ведущего: -Рассыпались бусы… Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. – участники игры по цепочке произносят слова «бусинки» на определенный звук (без повторов, например: на звук Р – Радуга – ракета – каравай – пар – рука. На звук Р – Л – Рак – лампа – нора – лук – рыба - мыло…
Дифференциация слогов:
Игра «Хлопни в ладоши». Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук «С» в слогах: Са, су, зу, шу, ца, за, со и т. д.
Чистоговорки на разные звуки. Ла-ла-ла – лопата и пила. Ло-ло-ло – у меня весло. Лы-лы-лы – новые котлы. Ля-ля-ля – зеленые поля. Ли-ли-ли – малину мы несли. Лю-лю-лю – малину я люблю и т. д.
Дифференциация гласных и согласных звуков:
Игра «Хлопни в ладоши». Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладоши только на определенный звук (например, на звук «а» : а, и, о, и, у)
Игра «Какое слово лишнее?». Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука) : Аня, август, осень, апельсин. Оля, овощи, уши, окна. Ира, ива, Инна, утка. Усики, утка, осень, ушки.
Развитие звукового анализа:
Игра «Расскажи все о куклах». Педагог показывает кукол – Катю и Галю – выделяя голосом первые звуки в именах. Детям предлагается рассказать о куклах, используя слова со звуком «К» в рассказе про Катю и «Г» - в рассказе про Галю. Воспитатель намечает примерную схему рассказа: что на кукле надето, какие у нее игрушки, что она любит, ест и т. д. Рассказы детей воспитатель записывает, а затем читает вслух, выделяя голосом нужный звук.
Развитие речевого дыхания.
Рекомендации:
• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать
• Выдох должен быть длительным, плавным.
• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями)
• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
• Не переусердствуйте! Достаточно 3 – 5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
• Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.
Бабочка: вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку.
Листопад: вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья (дубовые, кленовые, березовые). Устроить листопад дома, сдувая листочки.
Снегопад: сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть правильно сдует ее.
Шторм в стакане: необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Развитие мелкой моторики.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Рекомендации:
1. Рисование, обводка, штриховка. Необходимо приучать детей раскрашивать карандашами, т. к. лучше развивается моторика, формируется нажим. Приучать детей штриховать в одном направлении, не переворачивать листок.
2. Шнуровка, завязывание узлов, застегивание пуговиц
3. Игры с крупой. Выкладывание узора (солнышко, домик, снеговик, шарик и т. п.); сортировка круп (разложить фасоль и горох в разные формочки); собирания круп в бутылочку с узким горлышком
4. Выложи узор палочками; спичками; нитками; шнурками; пуговицами и т. п.
5. Лепка.
Один из эффективных приемов – самомассаж рук. Вот некоторые упражнения.
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
2. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Мы постряпаем ватрушки,
Будем сильно тесто мять.
Колобков накатаем,
Будем маме помогать.
3. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
4. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.
Пилим, пилим мы бревно –
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
5. «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет», круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо.
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем,
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.
6. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.
Мы как древние индейцы
Добываем огонек:
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.
7. «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец)
Ну-ка, братцы, кто сильнее?
Кто из вас поздоровее?
Все вы, братцы, молодцы,
Просто чудо-удальцы!
8. «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз
Ножик должен острым быть.
Будем мы его точить,
Чтобы чистил нам морковку
И картошку на готовку.
9. «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы сперва ее растянем,
А затем обратно стянем.
10. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
«Га-га-га, га-га-га!
Очень вкусная трава!»
11. «Человечки» - указательным и средними пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечью (человечки – маршируют, прыгают, бегут)
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке.
Развитие артикуляционной моторики
Рекомендации:
1. Внимательно прочитайте описание упражнения артикуляционной гимнастики. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см., в спокойной обстановке, при достаточном освещении
4. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
5. Упражнения выполняются после показа взрослого.
6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
Веселые артикуляционные упражнения с помощью соломинки, мармелада, чупа-чупса.
1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком.
8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.