Папки-передвижки

Практикум для родителей «Правильное дыхание — основа правильной речи»

Елена Каламашвили
Практикум для родителей «Правильное дыхание — основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Жизнь малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Ребенок дышит. Это физиологическое дыхание.

Дыхание бывает 3-х типов: ключичное, грудное, диафрагмальное. Ключичное дыхание – поверхностное. При этом типе дыхания поднимаются плечи, так как воздух входит только в верхушки легких, не раздвигая грудную клетку. При грудном типе дыхания реберная часть раздвигается на треть. При диафрагмальном дыхании грудная клетка раскрывается полностью. Наполняются воздухом нижние отделы легких, которые оказывают давление на диафрагму, она опускается, живот выпячивается вперед, плечи остаются спокойными, спина – прямой.

Публикация «Практикум для родителей „Правильное дыхание — основа правильной речи“» размещена в разделах

Однако дыхательный аппарат выполняет не только одну из основных физиологических функций – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса, в процессе речи, говорения.

Речевое дыхание

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку говорить звучно, плавно, красиво.

Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует, неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя их и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.

Трудности, возникающие у ребенка в процессе говорения

Как показывает опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.

Игровые упражнения, направленные на развитие

физиологического и речевого дыхания

Основная задача дыхательной гимнастики, игр, упражнений : освоить технику диафрагмального дыхания с быстрым, бесшумным, глубоким вдохом и сильным, удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает возможность произнесения фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.

Правила, которые необходимо соблюдать во время дыхательных упражнений.

* Вдыхать нужно быстро, но при этом достаточно глубоко.

*Выдыхать (дуть) нужно сильно, длительно и плавно, не надувая щек.

* Нельзя выполнять дыхательные упражнения сразу после принятия пищи.

* Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.

* Раз это игровые упражнения, значит надо играть вместе с ребенком, а не тренировать его, не поучать, не навязывать эту деятельность.

*Дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать головокружение: не делать более 3–5 упражнений подряд.

Игры для развития физиологическое дыхание.

Для развития дыхания можно использовать дудочки, губные гармошки, свистульки, язычки, вертушки, мыльные пузыри и т. д.

Поиграй животиком (длина вдоха по продолжительности равна длине выдоха)

Для игры понадобится любая игрушка-зверушка. Предложите ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот.

Покажите, как надо глубоко вдохнуть (надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть (животик при этом опустится). Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

Свеча (способствует развитию силы и длительности выдоха)

Положить ладони рук на ребра (живот). Глубоко вдохнуть (в нижние ребра) и «подуть на свечу». Воздух из легких выходит плавно и постепенно. Ребра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Можно использовать настоящую свечу.

Листопад

Для игры надо вырезать листик из цветной бумаги и прикрепить его на нитку длиной 15–20 см.

Покажите ребенку, как можно дуть на листик, подвешенный на нитке.

Затем поднесите листик к губам малыша и попросите его подуть.

Снежок

Сдуть «снежок» (кусочек ваты) с ладони как можно дальше.

Загони мяч в ворота

Для игры понадобятся воротики (их можно заменить двумя кубиками) и кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги, играющие роль мяча.

Покажите малышу, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.

Кораблик

Для игры приготовьте бумажный кораблик, который поставьте на стол с гладкой поверхностью.

Покажите малышу, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.

Катись, карандаш!

Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Ветерок

Вырезать из цветной бумаги «травку» (не до конца разрезанный на полоски прямоугольник цветной бумаги). Держать «травку» на расстоянии 15-20 см от губ. Длительно дуть на травку, заставляя ее стелиться от ветра.

Буря в стакане

Вам потребуется наполовину наполненный водой прозрачный пластиковый стакан с крышкой, имеющей отверстие для трубочки, и трубочка. Сделав глубокий вдох, плавно, длительно, сильно выдувать воздух через трубочку, заставляя воду пузыриться.

Бабочки

Игра проводится аналогично игре «Буря в стакане». Вместо воды помещаем в стакан бабочек, изготовленных из фольги.

Развивать дыхание можно не только во время игр, но и даже во время рисования. Предлагаю вам нарисовать рисунок с помощью вашего дыхания.

На лист бумаги ставим цветную кляксу (пятно, добавляем кисточкой немного воды. Затем берем трубочку для коктейля, подносим ее близко к кляксе и дуем. В разные стороны побежали лучики. Листок бумаги можно поворачивать и раздувать пятно в нужную нам сторону. В том, что получилось можно рассмотреть и дорисовать цветок, паучка, ежа. Это уже зависит от вашей фантазии.

После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала:

• дыхательно-голосовые упражнения на материале гласных и согласных звуков, слогов, слов;

• проговаривание скороговорок и чистоговорок;

• выразительное чтение стихотворений.

Пулемет

На выдохе произносится «Т-т-т».

Моторчик

На выдохе произносится «Р-р-р».

Жук

На выдохе произносится «Ж-ж-ж».

Мяч

Сделать вдох. Руки на уровне груди. Сжимаем воображаемый мяч, произнося звук ШШШШ.

Насос

Опустить руки вниз, сцепить пальцы в «замок», сделать вдох. Медленно опуская сцепленные руки, сделать наклон вперед, на выдохе произнести «с-с-с-с-с».

Заблудились

Сделать вдох. Поднести руки к губам, повернувшись направо, на выдохе произнести «а-а-у-у-у-у». При повторении повернуться налево.

Счет

На выдохе считать от 1 до 10 и далее.

Удлиним фразу

Для игры понадобится фотография или рисунок, изображающие жаркий летний день. На картине должно быть солнце.

Попросите ребенка повторять вслед за вами все те слова и фразы, которые вы будете произносить.

Покажите ребенку картинку «Жаркий день», укажите на солнце и скажите: «Солнце!»

Затем скажите: «Солнце светит!»

После этого произнесите: «Солнце светит ярко!»

Скажите фразу от начала до конца: «Солнце светит ярко – всем нам стало жарко!»

Пусть ребенок попробует повторить каждую фразу.

Играйте вместе с ребенком! Систематические упражнения позволят сформировать у малыша правильное речевое дыхание.

Публикации по теме:

Занятие по дыхательной гимнастике «Правильное дыхание-здоровая жизнь» По мере развития человечества появляются все новые и новые болезни. Фармакологические компании вкладывают миллионы в разработку разнообразных.

Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников». У маленького ребенка с несформированным.

Консультация для воспитателей ДОУ «Фонематический слух — основа правильной речи ребёнка-дошкольника» Что же такое фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и.

Квест «Правильное питание — основа здоровья!»Квест «Правильное питание — основа здоровья!» Цель: формировать у детей знания о правильном питании, здоровом образе жизни. Задачи: 1. Способствовать формированию у детей интереса и.

Мастер-класс для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика-залог правильной и красивой речи» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида № 25 "Солнечный зайчик" городского округа Серпухов.

Протокол родительского собрания в группе «Правильное дыхание — здоровый ребёнок»Протокол родительского собрания в группе «Правильное дыхание — здоровый ребёнок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 17 «Звёздочка» Протокол родительского собрания в группе.

Занятие «Развиваем у детей правильное речевое дыхание»Занятие «Развиваем у детей правильное речевое дыхание» Правильное дыхание-это основа жизни и крепкого здоровья. Поэтому так важно научить деток правильно дышать. В норме у ребенка с развитием.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы и приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» Цель семинара: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения. Задачи: • Дать.

Создание клуба для родителей «Школа правильной речи» Клуб для родителей «Школа правильной речи» Актуальность создания Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда.

Такое важное дыхание! Развитие воздушной струи на занятиях в ДОУ — как основа правильной речи.Такое важное дыхание! Развитие воздушной струи на занятиях в ДОУ — как основа правильной речи. Правильно произносимые звуки, высота голоса и скорость – важные составляющие красивой и правильной речи. Но речь невозможна без дыхания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для родителей «Правильное дыхание — основа правильной речи»
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 15:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для родителей «Правильное дыхание — основа правильной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Каламашвили в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД