Наталья Федорова
Сценическое воплощение песенного репертуара. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами.
Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет радость и даёт возможность певцам самовыразиться, показать свои вокальные, артистические и сценические данные. Но работа над песенным материалом - это очень кропотливый труд, требующий большой эмоциональной отдачи, как со стороны преподавателя, так и со стороны будущего исполнителя, солиста. Необходимо учитывать, что каждый ребёнок, который соприкоснулся с народным песенным творчеством становится духовно богаче, он начинает постигать глубинные истоки нашей родной народной песенной культуры, разнообразной своими традициями, обрядовыми праздниками, многожанровыми песнями. Поэтому начинать пробуждать в ребёнке любовь к народному творчеству нужно как можно раньше, в младшем дошкольном возрасте.
Публикация «Сценическое воплощение песенного репертуара, Фотоотчет» размещена в разделах
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2022
Дошкольники как нельзя лучше чувствуют, переживают и откликаются на русские народные песни. Самые доступные для них потешки, колыбельные, игровой репертуар, хороводные песни, сопровождающиеся игрой.
Уже в этом возрасте можно начинать разучивать с детьми календарно-обрядовый репертуар (колядки,песни к празднику Масленица, весенние заклички).
"Жавороночек,
Принеси весну,
На своём хвосту,
На сохе - бороне,
На ржаной копне,
На овсяном снопе!"
Такие песенки легко запоминаются, и поются ярко и выразительно. Исполняя эти песни, дети представляют себя непосредственными участниками событий. Вот они вышли закликать птичек, поют заклички и птички обязательно прилетят, надо только хорошо их позвать, дружно закликать. У детей очень живое воображение. Исполняя потешки, они представляют себя действующими лицами. Вот Котик-Котофей, вот Лисичка, а вот Молодой Дроздок.
"Скок, скок-поскок,
Молодой дроздок,
Сам по улице ходил,
Всем подарки дарил,
Анечке серёжки,
Алёше сапожки,
А Андрюше молодцу
Расписные ложки. "
Уже создаётся образ, появляются эмоции, идёт работа над движениями.
При исполнении народных песен дети внутренне должны быть свободные и раскрепощённые. Но получить такую уверенность в себе можно только когда песня выучена, правильно поётся (интонируется) мелодия, исполняется с хорошей подачей звука.
Работа над звуком начинается с распевок. Как правило это коротенькие попевочки, взятые из народных песен.
" Не летай соловей, не летай молодой", или считалочки, например "Шла коза по мостику. " Поются попевочки по полутонам, спокойно, без напряжения, чтобы дети ощущали себя комфортно, не стоит требовать от них сразу яркого звучания. Надо учитывать возможности и способности каждого ребёнка, а так же его характер, темперамент и эмоциональный склад. Некоторые дети стремятся сразу раскрыть в себе солиста, а некоторые стесняются, боятся. К таким ребятам надо относится особенно внимательно, чтобы не травмировать. Нужно убедить ребёнка, что у него всё получится, но не сразу, а постепенно, надо только потрудиться.
С этого же возраста можно начинать работу с солистами.
Девочки особенно любят исполнять весёлые частушки
"Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройди по дорожке,
Топни Катя ножкой!"
Спеть весело, задорно, эмоционально, с движениями, подтанцовками. К этому должен стремиться солист, а задача преподавателя правильно объяснить, как добиться нужного результата. Можно показать на личном примере, можно пригласить детей постарше, которые уже имеют вокальный и сценический опыт.
Учитывая то, что выученный и отработанный сценически, вокально и с движениями репертуар надо в результате спеть в концертной программе, необходимо
психологически подготовить начинающего солиста. Объяснить, что зрители
всегда с пониманием отнесутся, если в исполнении будут какие-то неточности, учитывая первые шаги маленького солиста на сцене. Волнение может присутствовать, но надо прежде всего думать о песне, которую учили, над которой работали, чтобы в конечном результате показать, спеть, чтобы услышали другие. И как я уже говорила в начале, чтобы это исполнение доставило удовольствие не только исполнителю, но и слушателю. А выступать, дарить людям радость это всегда очень отдарно и приятно. Такие выступления вселяют в детей уверенность в своих силах, помогают преодолеть замкнутость, что поможет им и в общении с другими детьми.