Светлана Сашина
Сценарный план совместной образовательной деятельности воспитателя и детей «С муравьями я дружу и природу берегу» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «С муравьями я дружу и природу берегу»
Подготовительный этап.
Цель: расширение представлений у детей о муравьях и их роли в жизни человека, животного и растительного мира; о необходимости бережного отношения к ним и их жилищам.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Сценарный план совместной образовательной деятельности воспитателя и детей „С муравьями я дружу и природу берегу“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Планы, тематические недели
- Насекомые. Сценарии праздников, развлечений, досугов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, защита природы. Сценарии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
уточнить и расширить представления о внешнем виде муравья (особенности строения тела, сходство и отличие с другими насекомыми, назначение отдельных частей тела, о питании, месте обитания, строительстве жилища;
расширить представления о взаимосвязях муравья и животного и растительного мира в лесу, приносимой ими пользы и вреда человеку;
формировать понимание необходимости охраны не только самих муравьев, но и их «домов».
Развивающие:
развивать у детей способность к поисковой деятельности – умения выдвигать гипотезы, делать выводы на основе собственного опыта и полученных новых знаний;
развивать умение отыскивать причины и придумывать свои объяснения поступкам людей и явлениям природы;
формировать умение экспериментировать с различными предметами, использовать их в нестандартном назначении;
развивать мелкую моторику рук в результате экспериментирования с различными предметами.
Воспитательные :
воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к муравьям и их жилищам;
закрепить правила поведения во время пребывания на природе
Планируемые результаты :
различают и называют части тела муравья, особенности его места обитая, устройства жилища, питания;
могут рассказать и пользе и вреде муравьев для человека, животного и растительного мира;
называют правила поведения на природе и умеют обосновать необходимость соблюдения этих правил, в том числе осознают важность сохранности муравейников в лесу.
проявляют любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; проявляет желание наблюдать, экспериментировать с разными предметами.
Образовательная среда :
Пространственная среда: дети стоят или сидят вокруг стола, сидят на ковре, стоят в кругу, передвигаются по всей группе.
Предметно – практическая среда:
Муравей – игрушка;
разрезные картинки муравьев;
3 конверта;
воздушный шарик;
«волшебная» коробочка с двойным дном;
цветные картинки с условными обозначениями правил поведения на природе к игре «Можно – нельзя»;
хвоя, кусочки коры, веточек, стебельков, шишки и др,природный материал;
пластилин, стеки, салфетки, скатерть;
основа макета «Муравейник» (заносится за несколько дней в группу);
фото «Муравейник в разрезе»;
телевизор;
мультфильм про муравья.
Среда взаимодействия:
Работа в подгруппах;
фронтальная работа.
Методы, приемы, формы:
- словесные: вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснение, беседа, стихотворение);
- наглядные: показ, мультфильм;
- практические: эксперимент, конструирование.
Виды деятельности : познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, конструирование.
Мотивационно – побудительный этап:
Психологический настрой.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель : Я улыбнусь вам и вы, улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.
(Влетает воздушный шарик)
Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик, а это что еще такое? (к шарику прикреплено 3 одинаковых конверта)
Воспитатель : Что нам делать с этими конвертами (открыть, посмотреть) Сколько их(3). Как узнать какой из них первый открыть, ведь на нем нет никаких знаков. Как нам сделать так, чтобы мы все три конверта посмотрели одновременно, а то, что в них находится не перемешалось? (разделиться на команды).
Воспитатель : Хорошо, как мы будем делиться на команды? На какое количество команд мы должны разделиться? (делятся, собирают картинку)
Воспитатель : Что у вас получилось? (муравей). А у вас? И т. д.
Воспитатель : Интересно, у всех получились муравьи, так почему же они находились в разных конвертах, как вы считаете?
Воспитатель : Давайте сложим всех собранных муравьев вот в эту коробочку, а сами присядем на ковер и подумаем: для чего нам эти картинки прислали, почему на них изображены муравьи и что все это значит… (собирают, складывают в коробку, садятся на ковер).
Основная часть:
Воспитатель : Ребята, вот теперь мы с вами можем и подумать. У всех у вас получились муравьи. Муравей, муравей, ребята, а расскажите муравей – это кто?
(насекомое, обитающее на земле).
Так почему же они были в разных конвертах? Давайте попробуем вместе разобраться. Как выглядел ваш муравей? А в вашей команде как он выглядел.
Интересно, может мы что – то пропустили, может у них есть отличия? Как нам теперь проверить? (достать и посмотреть)
Воспитатель : Давайте посмотрим. Куда мы с вами сложили муравьев (в коробочку). Точно, сейчас я ее открою, а Варя достанет нам картинки. (открывает коробочку и достает игрушку «муравья»). Что это? Куда делись наши картинки? Посмотрите, какой красивый муравей. Давайте я передам его по кругу, а вы хорошенько его рассмотрите, и расскажите про него.
Воспитатель : (муравей возвращается к воспитателю) Ребята, а где живут муравьи? Какую пользу они приносят? А вы знали муравьи очень полезные для леса, ведь их называют «санитарами леса». Муравьи, поселяются в старой древесине или старых пнях, они разрушают отмершую древесину, после этого она быстро разлагается. Делая муравейники, они рыхлят землю и этим улучшают доступ воздуха к корням растений. Для людей полезен муравьиный яд. Им лечат различные боли, чтобы спинка не болела, ножки.
Воспитатель : (если дети не замечают метки на муравье, ее замечает воспитатель). Ребята, а я тут заметила какое пятнышко на муравье, что это за пятнышко. Посмотрите, мне кажется оно похоже на какой – то знак. Что это за знак? (обратить внимание). Ребята на что обратить внимание? (что у нас что – то находиться в группе с таким же знаком. Дети обращают внимание на телевизор).
Воспитатель : Ребята, что это означает? (включаем телевизор и просматриваем фильм про муравья). Что произошло? (пересказ детей). Как вы думаете, люди правильно поступили в лесу? Почему? А как надо вести себя в лесу? (отвечают).
Воспитатель : Давайте поиграем с вами в одну игру – «Можно и нельзя». Правила давайте придумаем сами: если можно это делать, что мы будем делать…., а если нельзя этого делать о мы будем… Итак приступим.
Игра «Можно – нельзя»
(дети действуют в соответствии с оговоренными правилами)
Ломать деревья и ветки (нельзя).
Сажать больше деревьев (можно).
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя).
Ходить только по тропинкам (можно).
Рвать большие букеты цветов (нельзя).
Любоваться ими (можно).
Оставлять мусор в лесу (нельзя).
Любоваться насекомыми (можно).
В лесу шуметь (нельзя).
Слушать пенье птиц (можно).
Воспитатель выставляет на доске картинки с условными обозначениями правил поведения на природе.
Воспитатель : Давайте посчитаем, сколько правил мы с вами запомнили. (1, 2, 3, 4, 5) Сколько всего мы правил узнали? (Мы узнали пять правил)
Рефлексивный этап
Воспитатель : Хорошо, ребята, правила мы с вами повторили и теперь мы знаем как себя вести на природе. Только вот все равно непонятно зачем муравей к нам пришел? Как же нам теперь помочь муравьишке? Из чего мы можем сделать муравейник? Какой материал используют муравьи для строительства муравейника? Как устроен муравейник? Какой высоты бывает муравейник?
Воспитатель : Давайте посмотрим, может в группе найдется то, что нам поможет восстановить дом для муравья.
Дети находят необходимые для конструирования материалы, выбирают способы скрепления деталей, выполняют постройку.