Светлана Чердынцева
Сценарий занятия «Двор что город, изба что терем!» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий занятия составлен для детей старшего дошкольного возраста. Цель мероприятия: продолжать воспитывать у детей желание познавать культуру и быт своего народа, о жилище русского человека, о красоте и целесообразности деревянного зодчества. Во время занятия дети много узнали о русской избе, побывали на выставке русского зодчества, создавали композиции из которых оформили выставку «Изба что терем!»
Публикация «Сценарий занятия „Двор что город, изба что терем!“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Время проведения мероприятия соответствует САНПИНу и гигиеническим требованиям. Содержание сценария основано на требованиях ФГОС ДО.
Программное содержание.
Задачи.
Образовательные:
Расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке.
Знакомить с понятием «надворные постройки» (ухожи, с особенностями ремесла плотников на Руси.
Учить видеть простоту, красоту и целесообразность деревянного зодчества.
Развивающие:
Развивать художественно-изобразительные возможности детей при рисовании по замыслу.
Развивать чувство цвета, формы, композиции.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, чувство уважения и гордости за русский народ, который славится старинными обычаями, трудолюбием.
Интеграция образовательных областей:
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- познавательное развитие.
Предварительная работа.
Экскурсия в городской краеведческий музей – постоянно действующая экспозиция «Изба переселенцев». Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Обыгрывание потешек, пословиц. Разучивание русских народных игр. Беседа «В горнице моей светло». Обыгрывание игры-ситуации «Вместе мы избу построим», игра в тех дружных русских людей, которые трудились и веселились, строили избу всем селом.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением строений на основе деревянного сруба (избы, крытый колодец, мельница, терем, ворота, образцы разных украшений для деревянных строений; музыка по мотивам русских народных песен; инструменты плотника (или иллюстрации, макет деревянной избы (или иллюстрация, Петрушка (кукла, цветные карандаши, восковые мелки, бумага, масляная пастель, салфетки.
Словарная работа: рубленая изба, ставни, ухожи, хлев, амбар.
Методы и приё мы: словесный, наглядный, практический.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона). Под русскую народную музыку дети заходят в кабинет изобразительного искусства.
Педагог ДО. Ребята, мы сегодня узнаем с вами о русском быте, в каких домах жили наши предки.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
Мы про эту старину,
Свой рассказ поведу.
Чтобы гости знать могли
О делах родной земли!
Ребята, сегодня мы с вами расскажем о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.
2. Основная часть.
Педагог ДО. Ребята, из какого материала построены дома, в которых вы живёте? (ответы детей)
Кто из вас видел дома, построенные из больших деревянных брёвен? Может, кто-то жил в таком доме? (ответы детей)
Педагог ДО.
Давным-давно люди жили в деревянных домах, которые отапливали печками. Такие дома называли избами. Для того чтобы построить избу, нужно было прежде всего срубить дерево и заготовить прочные брёвна.
Работали топором, пилой. Рубить – дело не лёгкое. Поэтому приглашали соседей: «Люди добрые, соседи любезные, сделайте одолжение, приходите ко мне «на помочь» – избу рубить. А я вас и хлебом и солью и квасом угощу. Так сложилась добрая русская традиция помогать друг другу – помочь. И сейчас эта добрая традиция сохранилась – приходить на помощь друг другу. Давайте помнить об этом.
Потом брёвна обрабатывали и строили из них избу. Большую часть работы мастера делали топором – рубили, поэтому избы называли рубленными. Посмотрите!
(Педагог показывает либо макет избы или иллюстрацию с её изображением)
Такие деревянные дома, построены весьма прочно из сосновых брёвен, которые кладутся одно на другое и скрепляются между собой связями по углам. Между брёвнами кладут мох для предохранения от действия наружного воздуха. Каждый дом имеет лестницу, ведущую в комнаты со двора или с улицы. У крестьян, в простых избах, двери и окна делались небольшими, чтобы сохранить побольше тепла. В окнах вместо стёкол вставляли слюду, потому что стёкол в то время ещё не было, а когда оно появилось, то было очень дорогим. На ночь окна закрывали ставнями – дощатыми створками. Вплотную к избам пристраивались дополнительные срубы – хлев, амбар. В хлеву держали домашних животных, а в амбаре хранили зерно. Иногда такие постройки располагались отдельно от жилой избы, во дворе, и назывались ухожами. Двор огораживали изгородью (забором). Заехать во двор на коне с телегой можно было через ворота, а зайти через калитку. Люди любили и берегли свои жилища. До наших дней дошли русские пословицы: «Своя избушка – свой простор», «В гостях хорошо, а дома лучше».
Далее педагог приглашает детей на выставку русского зодчества (иллюстрации размещены на стенде). Во время просмотра обращаем внимание детей на разные деревянные строения – хоромы (большие, просторные срубы, терема (высокие срубы, часовни, избы – и комментируем отличительные особенности строений (в теремах много небольших окон, в избах крестьян на окнах затворы-ставни, почти все строения украшены деревянной резьбой).
(Появляется Петрушка и зазывает детей)
Петрушка. Здравствуйте, судари! Поклон вам, сударыни! Есть для вас один вопрос! У меня большущий нос?
(Дети здороваются с Петрушкой)
Петрушка. Скажите-ка мне, дорогие ребята, кто строил такие замечательные рубленые избы, терема? (Ответы детей)
Петрушка. Правильно! Занимались строительством плотники. Это были искусные мастера, они использовали самые простые инструменты: ручную пилу, топор, стамеску и долото (показ инструментов).
У меня ещё вопрос! Нет, ребята, не про нос! Непонятно, как брёвна держались друг за друга и не раскатывались, ведь гвоздей в ту пору не было? (Предположение детей)
Педагог ДО. Брёвна соединялись между собой при помощи вырубок, которые плотники делали топором по краям брёвен (показ схемы).
Петрушка. Ребята, порадуйте меня – нарисуйте дома-терема, избы-хоромы или маленькие избушки, а ещё мельницу и колодец!
Педагог ДО. Хорошо, Петрушка, мы твою просьбу выполним. Ребята! Давайте нарисуем разные постройки, и у нас получится целая деревенская улица, а Петрушка немного отдохнёт и посмотрит, как мы будем рисовать.
Педагог приглашает воспитанников к творчеству.
Прежде чем начать рисовать, давайте рассмотрим схемы-конструкций деревянных срубов и иллюстрации. Обращает внимание детей на форму домов, украшения, дополнительные детали.
Физминутка. А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь ка за дело.
Рисование сопровождается музыкой. Во время творчества педагог следит за осанкой детей, оказывает помощь при необходимости.
Педагог ДО.
- Ну вот все работы готовы. Все работы вывешиваем на магнитной доске. А теперь давайте вместе с Петрушкой полюбуемся на наши избы, терема, хоромы. Посмотрите! У нас получилась целая деревенская улица.
3. Заключительная часть.
Педагог спрашивает, что детям понравилось на занятии.
(Высказывания детей). Далее педагог предлагает оформить выставку рисунков «Двор что город, изба что терем!» в фойе ДОУ для всеобщего обозрения.