Папки-передвижки

Сценарий занятия «Двор что город, изба что терем!» (старший дошкольный возраст)

Светлана Чердынцева
Сценарий занятия «Двор что город, изба что терем!» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий занятия составлен для детей старшего дошкольного возраста. Цель мероприятия: продолжать воспитывать у детей желание познавать культуру и быт своего народа, о жилище русского человека, о красоте и целесообразности деревянного зодчества. Во время занятия дети много узнали о русской избе, побывали на выставке русского зодчества, создавали композиции из которых оформили выставку «Изба что терем

Публикация «Сценарий занятия „Двор что город, изба что терем!“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Время проведения мероприятия соответствует САНПИНу и гигиеническим требованиям. Содержание сценария основано на требованиях ФГОС ДО.

Программное содержание.

Задачи.

Образовательные:

Расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке.

Знакомить с понятием «надворные постройки» (ухожи, с особенностями ремесла плотников на Руси.

Учить видеть простоту, красоту и целесообразность деревянного зодчества.

Развивающие:

Развивать художественно-изобразительные возможности детей при рисовании по замыслу.

Развивать чувство цвета, формы, композиции.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, чувство уважения и гордости за русский народ, который славится старинными обычаями, трудолюбием.

Интеграция образовательных областей:

- художественно-эстетическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- речевое развитие;

- познавательное развитие.

Предварительная работа.

Экскурсия в городской краеведческий музей – постоянно действующая экспозиция «Изба переселенцев». Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Обыгрывание потешек, пословиц. Разучивание русских народных игр. Беседа «В горнице моей светло». Обыгрывание игры-ситуации «Вместе мы избу построим», игра в тех дружных русских людей, которые трудились и веселились, строили избу всем селом.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением строений на основе деревянного сруба (избы, крытый колодец, мельница, терем, ворота, образцы разных украшений для деревянных строений; музыка по мотивам русских народных песен; инструменты плотника (или иллюстрации, макет деревянной избы (или иллюстрация, Петрушка (кукла, цветные карандаши, восковые мелки, бумага, масляная пастель, салфетки.

Словарная работа: рубленая изба, ставни, ухожи, хлев, амбар.

Методы и приё мы: словесный, наглядный, практический.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона). Под русскую народную музыку дети заходят в кабинет изобразительного искусства.

Педагог ДО. Ребята, мы сегодня узнаем с вами о русском быте, в каких домах жили наши предки.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

Мы про эту старину,

Свой рассказ поведу.

Чтобы гости знать могли

О делах родной земли!

Ребята, сегодня мы с вами расскажем о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

2. Основная часть.

Педагог ДО. Ребята, из какого материала построены дома, в которых вы живёте? (ответы детей)

Кто из вас видел дома, построенные из больших деревянных брёвен? Может, кто-то жил в таком доме? (ответы детей)

Педагог ДО.

Давным-давно люди жили в деревянных домах, которые отапливали печками. Такие дома называли избами. Для того чтобы построить избу, нужно было прежде всего срубить дерево и заготовить прочные брёвна.

Работали топором, пилой. Рубить – дело не лёгкое. Поэтому приглашали соседей: «Люди добрые, соседи любезные, сделайте одолжение, приходите ко мне «на помочь» – избу рубить. А я вас и хлебом и солью и квасом угощу. Так сложилась добрая русская традиция помогать друг другу – помочь. И сейчас эта добрая традиция сохранилась – приходить на помощь друг другу. Давайте помнить об этом.

Потом брёвна обрабатывали и строили из них избу. Большую часть работы мастера делали топором – рубили, поэтому избы называли рубленными. Посмотрите!

(Педагог показывает либо макет избы или иллюстрацию с её изображением)

Такие деревянные дома, построены весьма прочно из сосновых брёвен, которые кладутся одно на другое и скрепляются между собой связями по углам. Между брёвнами кладут мох для предохранения от действия наружного воздуха. Каждый дом имеет лестницу, ведущую в комнаты со двора или с улицы. У крестьян, в простых избах, двери и окна делались небольшими, чтобы сохранить побольше тепла. В окнах вместо стёкол вставляли слюду, потому что стёкол в то время ещё не было, а когда оно появилось, то было очень дорогим. На ночь окна закрывали ставнями – дощатыми створками. Вплотную к избам пристраивались дополнительные срубы – хлев, амбар. В хлеву держали домашних животных, а в амбаре хранили зерно. Иногда такие постройки располагались отдельно от жилой избы, во дворе, и назывались ухожами. Двор огораживали изгородью (забором). Заехать во двор на коне с телегой можно было через ворота, а зайти через калитку. Люди любили и берегли свои жилища. До наших дней дошли русские пословицы: «Своя избушка – свой простор», «В гостях хорошо, а дома лучше».

Далее педагог приглашает детей на выставку русского зодчества (иллюстрации размещены на стенде). Во время просмотра обращаем внимание детей на разные деревянные строения – хоромы (большие, просторные срубы, терема (высокие срубы, часовни, избы – и комментируем отличительные особенности строений (в теремах много небольших окон, в избах крестьян на окнах затворы-ставни, почти все строения украшены деревянной резьбой).

(Появляется Петрушка и зазывает детей)

Петрушка. Здравствуйте, судари! Поклон вам, сударыни! Есть для вас один вопрос! У меня большущий нос?

(Дети здороваются с Петрушкой)

Петрушка. Скажите-ка мне, дорогие ребята, кто строил такие замечательные рубленые избы, терема? (Ответы детей)

Петрушка. Правильно! Занимались строительством плотники. Это были искусные мастера, они использовали самые простые инструменты: ручную пилу, топор, стамеску и долото (показ инструментов).

У меня ещё вопрос! Нет, ребята, не про нос! Непонятно, как брёвна держались друг за друга и не раскатывались, ведь гвоздей в ту пору не было? (Предположение детей)

Педагог ДО. Брёвна соединялись между собой при помощи вырубок, которые плотники делали топором по краям брёвен (показ схемы).

Петрушка. Ребята, порадуйте меня – нарисуйте дома-терема, избы-хоромы или маленькие избушки, а ещё мельницу и колодец!

Педагог ДО. Хорошо, Петрушка, мы твою просьбу выполним. Ребята! Давайте нарисуем разные постройки, и у нас получится целая деревенская улица, а Петрушка немного отдохнёт и посмотрит, как мы будем рисовать.

Педагог приглашает воспитанников к творчеству.

Прежде чем начать рисовать, давайте рассмотрим схемы-конструкций деревянных срубов и иллюстрации. Обращает внимание детей на форму домов, украшения, дополнительные детали.

Физминутка. А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь ка за дело.

Рисование сопровождается музыкой. Во время творчества педагог следит за осанкой детей, оказывает помощь при необходимости.

Педагог ДО.

- Ну вот все работы готовы. Все работы вывешиваем на магнитной доске. А теперь давайте вместе с Петрушкой полюбуемся на наши избы, терема, хоромы. Посмотрите! У нас получилась целая деревенская улица.

3. Заключительная часть.

Педагог спрашивает, что детям понравилось на занятии.

(Высказывания детей). Далее педагог предлагает оформить выставку рисунков «Двор что город, изба что терем в фойе ДОУ для всеобщего обозрения.

Публикации по теме:

Презентация «Отгадай, что спряталось? Загадки о народном прикладном искусстве» (старший дошкольный возраст) ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.

Конспект занятия по конструированию «Город» (старший дошкольный возраст) Технологическая карта совместной деятельности по конструированию Тема «Город» Возраст Старший дошкольный возраст Задачи • закрепить знания.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Сценарий праздника «Осенние встречи». Старший дошкольный возраст Слышится шум дождя. (Фонограмма) Выходят мальчик и девочка с зонтом. Мальчик. Осень, ты осень, Скучные дожди. Не спеши к нам, осень, Немножко.

Сценарий «Осенняя корзина» старший дошкольный возраст Праздник осени в детском саду. Сценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возраст Зал украшен как осенний лес. Вход детей. Танец с.

Сценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возрастСценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возраст Праздник осени в детском саду. Сценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возраст Задачи: — создавать условия для активной подготовки.

Сценарий праздника 8 марта (старший дошкольный возраст) 2016 год. Сценарий праздника 8 марта старший дошкольный возраст2016год. Автор: Лебедева Ю. Д. Бабаева Ю. Д. Ведущая: Что такое счастье? Таким.

Сценарий развлечения о профессиях «Кем быть?» (старший дошкольный возраст)Сценарий развлечения о профессиях «Кем быть?» (старший дошкольный возраст) Сценарий развлечения «Кем быть?» (старший дошкольный возраст) Вступление. Разыгрывание сценки. Мы сегодня всех ребят Группы номер семь,.

Сценарий утренника «В терем к Деду Морозу» (старший дошкольный возраст) Герои: Ведущая, Снегурочка, Дети : Бусинки, гномы, снежинки, ковбои В зал входит ведущая и Снегурочка. Ведущая: Круглый год сидит.

Сценарий праздника «Рождественские посиделки» (старший дошкольный возраст)Сценарий праздника «Рождественские посиделки» (старший дошкольный возраст) Рождественские посиделки (старший дошкольный возраст)Соавторы: Зотова Любовь Леонидовна и Жицкая Елена Владимировна Вед: Наступило Рождество,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий занятия «Двор что город, изба что терем!» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 27 марта 2018 в 14:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий занятия «Двор что город, изба что терем!» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чердынцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД