Татьяна Скрягина
Сценарий занятия «Туристы в лесу» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий занятия
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: «Туристы в лесу»
Основная цель: Формировать доброе отношение к окружающей среде у детей дошкольного возраста через научно-познавательное, эмоционально-нравственное и практически деятельное экологическое воспитание.
Задачи: 1. Обобщить знания детей о предметах необходимых туристам для похода, о пользе и охране родниковой воды.
2. Формировать познавательную активность детей в процессе знакомства с составом почвы.
Публикация «Сценарий занятия „Туристы в лесу“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Туристический поход. Сценарии развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
3 .Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
4. Развивать навыки исследовательской деятельности, мыслительные операции, познавательную активность, любознательность, развивать логическое мышление делать выводы, активизировать словарь детей.
5. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
Оборудование: Рюкзак ( в рюкзаке: покрывало, посуда, карта, фонарик, аптечка, ведро с землёй, одноразовая посуда (стаканы, тарелочки, ложки, деревянные палочки (шпажки, лейка с водой, лупы по количеству детей, ёмкости для посадки, семена, влажные салфетки, мусор для эксперимента (пакеты, пуговицы, фольга, обрезки ткани).
Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация составлена в соответствии с технологией «Ситуация». Данное занятие актуализирует и дополняет знания детей о влияние человека на мир природы, формирует начала экологической культуры, учит детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом (почва).
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать на включение игровую деятельность.
-Ребята, кто знает, кого называют туристом? (Туристами называют людей, которые любят ходить в походы).
-А зачем люди ходят в походы? (Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, выносливыми, смелыми, закаленными.)
-А вы хотите стать туристами и отправиться в поход?
- Давайте представим, что мы туристы-исследователи, которые долго шли по лесу, устали и решили сделать привал.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о предметах необходимых туристам для похода, о пользе родниковой воды.
- Посмотрите, что это? (Показываю рюкзак)
- Это, наверное, какой-то турист забыл.
- Ребята, зачем туристу рюкзак? (В нём удобно переносить вещи, необходимые в походе).
- Давайте, посмотрим, что же лежит в рюкзаке? (достаю покрывало, одноразовую посуду, фонарик, карту, аптечку)
- Ребята, нужны ли эти вещи туристу? (рассказ детей, как могут пригодится эти вещи в походе)
- Посмотрите, в рюкзаке есть ещё фляжка с водой. Вода во фляжке не простая, а из родника.
- Если вода из родника, то она какая? (Родниковая).
- Ребята, давайте её попробуем. (Дети пьют воду из одноразовых стаканов).
- Ребята, чем же полезна родниковая вода? (Она чистая, в ней много минеральных веществ)
- А вы знаете, как сохранить родниковую воду чистой (не бросать мусор в воду и вокруг родника)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: смоделировать ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. Создать мотивационную ситуацию «Как бытовые отходы влияют на свойства почвы и рост растений»
- Ну, что ребята отдохнули, а теперь пора в путь.
-Ребята, после нас остался мусор.
-Что же нам делать?
- Правильно, сложим всё в пакет и заберём с собой.
- Ребята, а что будет, если мы оставим весь мусор в лесу? (Животные могут пораниться).
- Но ещё одна угроза в том, что этот мусор может пролежать много лет и не разложиться, всё это засоряет почву, все растения в ней погибают.
- Ребята, посмотрите, у меня есть контейнер с хорошей почвой (землёй).
- Давайте сложим наш мусор сюда. (Дети складывают мусор).
- Представьте, что подул ветер, и весь мусор присыпало землёй (Дети присыпают мусор землёй)
- Ну, вот мусора и невидно, животные об него не поранятся. Лежит наш мусор под землёй ни кому не мешает.
-Да? (ответы детей).
- А чем мешает мусор?
- Почему же в такой почве погибают растения?
- Ребята, когда мы что-то не знаем, что мы делаем? (Можно спросить у воспитателя, у родителей, у того кто знает, прочитать в книге).
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи:
1. Дать представления, как растения получают питательные вещества, и как мусор затрудняет их питание.
2. Уточнить с детьми знания состава почвы.
3. Учить делать выводы по окончанию каждого эксперимента.
- Ребята предлагаю выяснить, почему растения не растут в засорённой почве.
- Приглашаю, вас в настоящую, научную лабораторию по исследованию почвы.
Мы проходим с вами в лес (дети маршируют на месте)
Сколько было здесь чудес (удивились, развели руками)
Мы бумажки и стекляшки осторожно соберём
Что в ведро, а что в корзину
Наклоняя дружно спину, аккуратненько кладём.
Чисто всё в лесу убрали,
На носочках побежали
И в лабораторию попали. (Дети садятся за столы).
- Ну, что ребята приступим к исследованиям.
Опыт № 1:
- Ребята насыпьте в стакан почву без мусора, возьмите палочку и проткните сначала почву в своём стакане, а потом загрязнённую в контейнере.
- Какая лучше протыкается? (почва без мусора)
- В какой почве растения смогут пускать корни?
Вывод: мусор растению мешает пускать корни, со слабой корневой системой растения плохо растут.
Опыт № 2:
- Растения через корни пьют воду и получают питательные вещества.
- Налейте немного воды в свои стаканчики, а потом в контейнер с загрязнённой почвой.
- Проверим, вся ли почва увлажнилась.
- Посмотрите, в ваших стаканчиках почва стала вся влажная, а в контейнере воду задержал мусор, часть почвы осталось сухой.
-Ребята, в какой почве растения будут получать достаточно воды?
Вывод: из-за мусора растения получают мало воды и минеральных веществ, поэтому они могут засохнуть.
Опыт № 3
-Ребята возьмите немного почвы и положите в тарелочку. Определите её цвет запах. Рассмотрите её через лупу, из чего она состоит? Почва образуется из опавших листьев, веточек, камешков, песчинок. Это всё перегнивает и превращается в «еду» для растений.
- Ребята, как вы думаете, пластиковая посуда, полиэтиленовые пакеты, стёкла перегниют и смогут стать пищей для растений?
- Бытовой мусор не гниёт, а наоборот убивает полезные микроорганизмы, находящиеся в почве.
Вывод: в почве не должно быть бытового мусора. Участки земли, где был мусор, погибают и там ничего не растёт.
5. Включение новых знаний (закрепление полученных знаний)
Дидактические задачи:
1. Актуализировать знания детей о почве и вреде бытового мусора.
2. Закрепить полученные знания путём практического задания «Сажаем семена»
- Ребята, мы провели исследования и выяснили, как мусор вредит почве и растениям.
- Ребята, что же необходимо растениям для хорошего роста?
- Ребята предлагаю применить наши знания на практике, посадить семена, из которых вырастут красивые цветы.
- Ребята, а какая у нас должна быть почва? (чистая, без мусора)
- А, я возьму почву с мусором и посажу в неё семена, и мы посмотрим, в какой почве взойдут семена.
- Возьмите свои лопатки, насыпьте землю в контейнер, до отметки.
- Возьмите палочки разрыхлите почву. Для чего мы это делаем? (для того чтобы в неё хорошо поступал воздух и вода)
- А теперь своими палочками сделайте маленькие лунки, положите в них семечко и присыпьте землёй.
- Семена мы посадили.
- А что нужно нашим семенам, что бы они проросли? (полить.)
(наливаю в стаканчики воды, и ребята поливают свои посаженые семена)
- А, теперь, давайте поставим наши горшочки, с посажеными семенами, на окно, для того, чтобы они получали достаточно света и тепла от солнышка.
- И так как у нас научная лаборатория, мы понаблюдаем, как будут расти цветочки в разной почве.
6. Осмысление (итог) :
Дидактические задачи: Восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
- Ребята кем вы были сегодня? (туристы-исследователи)
- Что вы узнали в лаборатории, проводя опыты?
- Какое правило нужно соблюдать, когда вы уходите из леса? (убирать за собой мусор)
- Почему нужно убирать за собой мусор? (что бы он ни засорял почву)
- Ребята, когда вы со своими родителями отправитесь в настоящий лес, напомните им правило «Уходя, убери за собой мусор».
- Ребята вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!
-Когда наши цветы вырастут, мы высадим их на нашей клумбе.
Комментарий к работе: Данная тема занимает место в комплексной образовательной программе «Мир открытий» образовательная область «познавательное развитие». При разработке сценария опиралась на программу Рыжова Н. А. «Наш дом – природа» (экологическое образование).
Перед занятием была проведена предварительная работа: чтение книг, беседы: «о природе и её охране», «водные ресурсы нашей страны их охрана», наблюдение на прогулке за почвой, раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя, посадка фасоли в группе.