Татьяна Скрягина
Сценарий занятия «Путешествие на ярмарку народных промыслов» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: «Путешествие на ярмарку народных промыслов»
Основная цель: развитие творческих способностей детей через закрепление знаний об основных промыслах России. Знакомство с новым видом народного промысла - "Жостовской росписью".
Публикация «Сценарий занятия „Путешествие на ярмарку народных промыслов“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Образовательные задачи:
-расширять представления детей о русских народных промыслах;
- продолжать формировать умение различать виды народных промыслов;
- расширять словарный запас детей за счет названий различных элементов народных промыслов;
- научить детей выполнять несложные элементы жостовской росписи;
- познакомить с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность, внимание и восприятие, наблюдательность, тонкую и общую моторику, память, связную речь;
- развивать и познавательную активность, фантазию, художественный вкус;
- формировать умение выполнять несложные элементы жостовской росписи и составлять узоры из этих элементов.
Воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
- воспитывать любовь к народным промыслам.
Дидактические материалы: презентация «Жостовская роспись», аудиозапись русской народной песни «Ой полна, полна коробушка» (сл. Н. Некрасова, предметы народных промыслов («Хохлома», «Городец», «Гжель», «Дымка», демонстрационные карточки с образцами элементов жостовской росписи, жостовские подносы.
Оборудование: ноутбук, экран, доска (или мольберт, подносы из бумаги различной формы (круглые, овальные, прямоугольные, треугольные) и различного цвета, краски гуашевые, палитра, кисти, баночки с водой, салфетки, простые карандаши. столы, стулья.
Краткая аннотация к работе: Занятие для детей подготовительной группы разработано в соответствии с технологией «Ситуация». Сценарий представляет интерес для педагогов дошкольных учреждений при закреплении основных мотивов народного декоративно-прикладного искусства.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает вокруг себя детей.
- Ребятки, кто из вас знает, что такое ярмарка? (ярмарка – это такой рынок, где продают различные товары).
-Хотите побывать? (ответы детей)
- Мы сегодня совершим путешествие на ярмарку народных умельцев и сами станем настоящими мастерами.
- Ребята, кого мы можем назвать умельцем, мастером? (ответы детей)
- Как вы понимаете пословицу: «Славится птица перьем, а человек уменьем»? ( ответы детей: Человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чем они мастер).
- А в чем человек может быть мастером?
- Закройте глаза.
Воспитатель включает народную музыку (русская народная песня «Ой полна, полна коробушка» (сл. Н. Некрасова) и открывает стол с предметами народных промыслов, заранее накрытых платком. Дети открывают глаза.
- Ребята, мы попали на ярмарку народных промыслов. Посмотрите, какая красота! Все предметы делали настоящие мастера и называются они предметы народных промыслов. Откуда пошел народный промысел? (в старину летом у людей было много работы, а зимой нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие : кто-то лепил посуду, выстругивал игрушки, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко. Начнем наше путешествие.
2. Актуализация.
Дидактические задачи: Актуализировать знания детей о знакомых видах народного промысла.
Воспитатель загадывает загадку:
- Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
- Что это за изделия? (Гжель)
- Давайте посмотрим и найдем на нашей народной ярмарке изделия из гжели (дети находят изделия из гжели, рассматривают их, рассказывают о том, как они узнали данный промысел, какие изделия расписаны, какие элементы они видят на изделиях).
Дети отгадывают следующую загадку
- Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка,не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
- Давайте посмотрим и найдем на нашей народной ярмарке хохломские изделия (дети находят изделия, рассматривают их, воспитатель обращает внимание на цвета и элементы хохломы, дети рассказывают, какие изделия им больше нравятся и почему).
- Послушайте, про какую роспись сейчас я расскажу:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца-
Здесь творятся чудеса.
(Городецкая роспись)
- Найдите на нашей народной ярмарке изделия из городецкой росписи (дети находят изделия, рассматривают их, рассказывают, какие им больше нравятся и почему).
- Чем отличается от двух других? (Краски городецкой росписи яркие, сочные, жизнерадостные. Наиболее распространенными мотивами являются: цветы — розы, купавки, появляются животные - конь, птица. Вороные кони -символ богатства, птицы-символ счастья, а цветы-здоровье и успех в делах. Также в городецкой росписи можно встретить различные сюжеты: всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки).
- Это что за хоровод
В селе Дымково живёт?
Платья яркие в горошек,
Много точек и дорожек,
И на белом материале
Узор дети расписали.
Постарались от души,
Ах! Плясуньи хороши!
- Что у нас за игрушки необычные на нашей ярмарке?
(Дымковские)
- Из чего сделаны? (Из глины)
- Каких героев делали из глины? (барыни, петухи, индюки, кони, свистульки и др.)
- Какие краски и элементы используют? (чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный. Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур).
- А теперь выберете на нашей народной ярмарке Дымковские игрушки (дети находят изделия, рассматривают их).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового вида народного промысла.
2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Есть ли на нашем народном столе изделия, про которые мы не говорили? (Дети находят жостовские подносы)
- А вы знаете эту роспись? (Ответы детей могут быть противоречивые)
- Смогли вы догадаться, что это за роспись? (нет)
- Почему не смогли? (Потому что мы не изучали ее)
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи: 1. Формировать представление о новом для детей народном промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи. 2. Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
- Как можно узнать? (Спросить у кого-либо, прочитать в книге, посмотреть передачу и др.)
Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик над формой трудился
И долго шпаклёвкой его грунтовал,
И лаком поверхность не раз заливал.
Чтоб роспись художник нанёс на металле,
Фон чёрный на нём должен быть или алым
И краски нежнейшие сада и луга.
И вот разлетелись по чёрному лаку
Пионы, ромашки, розаны и маки.
Рассказ воспитателя о жостовской росписи (слайды)
Недалеко от Москвы, находится ( Здесь задается вопрос детям: Как вы думаете, какое село) село Жостово. Это село знают все и не только у нас в стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы, в окружении свежей листвы. Воспитатель с детьми рассматривают подносы, сравнивают их.
Какой фон может быть? (красный, зелёный, синий и чёрный).
Какой формы подносы? (овальная, круглая, прямоугольная, гитарная).
Какие элементы используются? (бутон, листочек, завиток, цветы).
Из каких цветов собраны букеты? (Розы, маки, ромашки, васильки, фиалки, ландыши, пионы, астры).
Как расположен букет? ( по-разному: гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты, венками; изображаться в корзинах и т. д.)
Какая цветовая гамма?
Сегодня жостовский рисунок можно встретить не только на подносах, также расписывают шкатулки, посуду, доски.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.
Дидактические задачи:
1. Организовать отдых детей.
2. Развивать умение составлять узор из предложенных элементов.
3. Формировать умение самостоятельно применять усвоенное знание и способов действия для решения новых задач.
- Вы готовы стать настоящими мастерами-умельцами. (ответы детей)
Детям предлагается подойти к рабочим столам. На столах они находят подносы из бумаги, тонированные черной краской, палитры с гушью, кисти, простые карандаши, примеры с элементами жостовской росписи.
- Перед началом работы, давайте немного отдохнем и вспомним, какой узор является основным в жостовской росписи? (Цветочный)
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик,
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.
Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.
Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся
цветок.
Кисти рук возвращаются в исходное положение.
Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.
- А теперь приступайте к работе.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, чем они занимались и создать ситуацию успеха.
Дети заканчивают работу и собираются возле воспитателя.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
Далее все вместе рассматривают работы, «отправляют» их на народную ярмарку.
Комментарии к сценарию :
Сценарий образовательной ситуации составлен с опорой на личный педагогический опыт и с использованием следующей литературы:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Издательский дом «Цветной мир».-М., 2014.
2. Клиентов А. Е. Народные промыслы. Издательство: Белый город, 2008