Татьяна Скрягина
Сценарий занятия «Чистый город» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа
Тема: Чистый город
Основные цели:
Формировать у детей представления об экологических проблемах города;
Продолжать знакомить детей со значением воды для всего живого;
Сформировать у детей представления о том, что вода, которую употребляют люди, обязательно должна пройти очистку;
Сформировать опыт элементарного способа очистки воды – фильтрации;
Развивать любознательность, наблюдательность и самостоятельность;
Публикация «Сценарий занятия „Чистый город“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Формировать умение работать в группе, договариваться;
Продолжить работу по обогащению природоведческого словаря: очистка, фильтр, фильтрация, очистные сооружения, загрязнения.
Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
Формировать положительный опыт использования способа преодоления затруднения – «попробовать самому и потом проверить себя»;
Развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение.
Формировать представление о том, что человек – часть природы, и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Дидактические материалы: макет города из деревянного конструктора с домами, фабриками, машинами, прудом, в котором на дне фигурки рыбок; деревянный конструктор; виды Москвы (презентация); пластиковые стаканы; ситечко; ватные диски; таз; заготовки бумажных лилий.
Оборудование: Мультимедийный проектор.
Краткая аннотация к работе: В рамках данной образовательной ситуации у детей формируются представления об экологических проблемах города, правилах взаимодействия с природой, дети учатся преодолевать затруднения способом «попробую сам и проверю себя», знакомятся с элементарным способом очистки воды – фильтрацией.
Ход образовательной ситуации
I. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем? А город, в котором мы живем? Москва – столица России. Какие уголки Москвы вам больше всего нравятся?
Воспитатель показывает иллюстрации Москвы на экране.
Что есть в каждом городе? (Дома, больницы, школы, фабрики, заводы, машины)
Воспитатель приглашает детей рассмотреть построенный кукольный городок.
Воспитатель: Что вы видите в нашем кукольном городе? (дома, машины, пруд)
Над городом мы видим дым или туман. Что это? (смог - серая “пелена” из дыма и копоти, таким загрязненным воздухом людям трудно дышать)
Что вы видите в пруду? Почему рыбки умерли? Можно ли такую воду пить людям?
Как вы думаете – хорошо жить в таком городе? Ребята, я предлагаю вам изменить этот город, чтобы в нем было безопасно жить, чтобы в пруду могли жить рыбки.
Хотите? Справитесь?
II. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о причинах загрязнения воздуха в городе.
Воспитатель: Что в нашем городе может загрязнять воздух? (Заводы, фабрики, выхлопные газы машин)
Что можно сделать, чтобы городской воздух стал чище? Предполагаемые ответы детей: на фабриках, заводах можно поставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества; можно изобрести новые машины; фабрики и заводы построить далеко от города; посадить больше деревьев…
III. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; создать условия для развития познавательного интереса детей.
Воспитатель: Попробуйте изменить наш город, чтобы он стал чистым.
Дети достраивают город или меняют его, затем вместе рассказывают об изменениях.
Воспитатель: Вы справились, все у вас получилось? (нет) Почему? (не смогли очистить пруд) Как вы пытались это сделать? А у вас на дачах есть искусственные водоемы? Бывает такое, что они загрязняются? Что делаете в таком случае? Возможно, дети расскажут о каких-то способах очистки воды, если нет, то воспитатель сообщает о них. Есть два способа очистки воды :
1. Можно использовать специальные препараты, которые добавляют в воду и вода очищается.
2. Можно воду из водоёма насосом откачать, отфильтровать и подать обратно в водоем (воспитатель показывает схему механической фильтрации водоема).
Можем ли мы сейчас применить первый способ? Нет, у нас нет таких препаратов. А вот очистить воду вторым способом мы попробуем. Хотите? Тогда я насосом подам воду в ваши стаканы, и мы пройдем в лабораторию, чтобы там очистить воду.
IV. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия; сформировать опыт элементарного способа очистки воды – фильтрации; формировать понятие о значении воды для всего живого; развивать внимание, логическое мышление.
Воспитатель: Сейчас мы будем очищать воду с помощью фильтров – ватных дисков. Процесс очистки воды называют фильтрацией. Что вы видите на столе?
Справиться с работой нам помогут вот такие карты (показывает мнемотаблицу процесса фильтрации).
Дети фильтруют воду. Последовательность действий указана в мнемотаблице.
Воспитатель: Что надо сделать сначала? Положить ситечко на стакан. Что делаем дальше? Кладем в ситечко фильтр – вату. Затем? Потихоньку льем в ситечко с фильтром грязную воду.
Какая стала вода? (чистая, прозрачная) Можем мы такую воду вылить обратно в пруд?
Дети выливают воду в «пруд».
Воспитатель: Я предлагаю проверить – вода достаточно очистилась? Если лилии, которые мы опустим в воду, распустятся, то вода чистая, пригодна для жизни рыб и растений. Дети опускают в воду заготовки лилий, наблюдают, как они раскрываются. Делают вывод – вода чистая. Теперь можно выпустить в наш пруд жильцов! Выпускают золотую рыбку. Рыбка прекрасно себя чувствует!
Воспитатель: Мы уже много говорили о том, что вода очень нужна всему живому. Даже стихи про это написаны (предлагает ребенку прочесть заранее выученное стихотворение)
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда,
Всем, везде нужна вода!
V. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закрепить опыт очистки воды способом фильтрации; развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение.
Воспитатель: Можно ли пить воду, которую мы фильтровали? Лучше такую воду прокипятить. Но если вы оказались где-то в лесу, вам очень хочется пить, а воды питьевой нет, то можно профильтровать воду. С помощью чего? (с помощью песка, ватного диска, носового платка или бумажной салфетки)
– Предлагаю выбрать фильтр и попробовать профильтровать воду. Дети выбирают фильтры, сравнивают получившуюся воду по прозрачности, делают выводы.
– Существуют различные фильтры для получения воды, пригодной для питья. Вы когда-либо с ними сталкивались? (воспитатель показывает кувшинные фильтры) Такую воду можно смело пить.
VI. Осмысление.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.
Воспитатель: Мы смогли изменить наш игрушечный город, чтобы жить в нем было безопасно? Почему мы смогли это сделать? Научились фильтровать воду. В настоящее время вы не можете очищать воду в больших прудах, изобретать безопасные машины, сооружать очистные сооружения. Но когда вы станете взрослыми, помните об этом. А пока вы еще дети, как можно сделать наш город чище? (не бросать мусор; сажать цветы и деревья; не рвать цветы; не ломать деревья – бережно относиться ко всему….)
Комментарии к сценарию :
Занятие относится к разделу «Ознакомление с окружающим миром» образовательной области «Познавательное развитие», является частью проекта «Чистый город».
Только та тема, которая заинтересовала детей, может решить многие образовательные и воспитательные задачи педагога.
Трое ребят нашей группы вместе с родителями участвовали в митинге протеста против открытия нового мусорного полигона «Малинки» на месте законсервированной старой свалки в 40 км от МКАД, вблизи пересечения Калужского шоссе и Малого бетонного кольца (автодорога А107). Они увлеченно рассказывали товарищам об этом событии. Мне тоже стала интересна эта тема, так как я живу в Троицке, наш детский сад находится в непосредственной близости от этой свалки.
Как мы можем помочь нашему городу стать чище? Куда девается мусор? Эти вопросы заинтересовали ребят, стали толчком к организации проекта «Чистый город»