Лучший педагог года

Сценарий занятия «Из истории мужской и женской русской национальной одежды»

Елена Селезнёва
Сценарий занятия «Из истории мужской и женской русской национальной одежды»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

В: Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Д: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

Публикация «Сценарий занятия „Из истории мужской и женской русской национальной одежды“» размещена в разделах

В: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь». ( Показ слайда: люди в русской национальной одежде)

В: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Д: Как вас звать сударыня и сударь?

Куклы: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.

В: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Д: Красивые, ласковые, нежные, добрые.

В: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

В: Сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси. Займите места в нашей машине времени, путешествие начинается! (Звучит звук будущего, дети садятся на стулючики). Давным- давно одежда служила только для защиты людей от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. В старее времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и она была разного фасона. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить он должен был важно и смотреть повелительным взором. ( Показ слайда: высокопоставленный человек в русской национальной одежде).

В: Попробуйте изобразить такого человека.

Игровое упражнение «Изобрази». (Дети встают и проходят важной походкой, повелительно смотря по сторонам)

В: Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Ответы детей: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.

В: Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. ( Показ слайда: сорочка и сарафан).

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. ( Показ слайда: душегрея).

- Как образовалось это слово? (Душу греет).

Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…

- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея). ( Показ слайда: телогрея).

- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. ( Показ слайдов: кокошники, косынки). Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

В: Итак, женская одежда – это… (Продолжите фразу).

Д: Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, платок.

В: Во что же одет Иванушка?

Д: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.

В: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. ( Показ слайда: мужчина одетый в рубаху и порты).

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. ( Показ слайда: кафтан)

Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)

- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. ( Показ слайда: шапки «колпаки»).

В: В холодную зимнюю носили шубы. ( Показ слайда: женщина и мужчина одетые в шубы). Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник?

Д: «Лиса и волк»

В: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм?

Д: Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба.

В: Ребята, вы наверное немного устали. Предлагаю вам отдохнуть.

(Дети встают со стульев, выполняется физкульт минутка под музыку «Ой вы сени мои сени»)

В: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

В: Например: ( Показ слайдов: вышивки на рубахах, сарафанах, увеличенные в размере для подробного рассмотрения)

-Знак солнца. Что оно дарит людям?

Д: Тепло, добро.

В: Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Синий – радость,

Черный – богатство.

В: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета?

Д: Да есть.

В: Ребята, а теперь мы с вами отправимся в мастерскую и будем расписывать русские народные костюмы. (Дети садятся за равбочие столы на которых находятся цветные карандаши и трафарет Р. Н. костюма, раскрашивают его, рисуют орнамент. Пока дети выполняют работу звучит рккская народная песня «Во поле берёза стояла»

После окончания работы воспитатель предлагает детям выполнить упражнение.

В: Физминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).

В: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)

- Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

- Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

В: Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.

- Как они назывались? (Портные).

- Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по - разному, в зависимости от того, что они шили.

- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик)

Если я шью шубу – значит я шубник,

А если я шью кафтан- то я (кафтанник,

(шапошник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, шапошник, сорочник, душегрейник, телогрейник).

- Молодцы, ребята! Вот мы и узнали, во что, одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.

- Сегодня наше путешествие закончилось. Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы).

- И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).

В: Ребята, что нового вы для себя сейчас узнали? Что вам (не) понравилось на занятии? Мне сегодня очень понравилось, как вы справились с, порадовал меня сегодня …

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Чудо земли русской Спасо-Преображенский мужской монастырь в МуромеЧудо земли русской Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме Чудо земли русской – Спасо-Преображенский мужской монастырь города Мурома Спешу рассказать о своей поездке в Спасо-Преображенский мужской.

Фотоочерк о кубке России по женской вольной борьбе среди женщинФотоочерк о кубке России по женской вольной борьбе среди женщин Фотоочерк о кубке России по женской вольной борьбе среди женщин. 5 декабря в Ледовом дворце «Чебоксары Арена» состоялся финал Открытого.

Фотоотчёт «Кто сказал, что 23 февраля мужской праздник?»Фотоотчёт «Кто сказал, что 23 февраля мужской праздник?» Кто сказал, что 23 февраля праздник мужчин – с такими словами мы обратились к родителям и детям. Немного истории. «Мужской праздник» возник.

Конспект занятия в старшей группе «День труда. Сервировка стола и складывание одежды»Конспект занятия в старшей группе «День труда. Сервировка стола и складывание одежды» Тема: «Сервировка стола и складывания одежды» Цель: Познакомить детей со способами сервировки стола. Задачи: Учить детей сервировать стол.

Конспект занятия в подготовительной группе «Конструирование одежды» Конспект ООД по освоению образовательной области «Художественно – эстетическому развитию» в подготовительной группе. «Конструирование одежды».

Конспект занятия по лепке «Вешалка для одежды» в младшей группеКонспект занятия по лепке «Вешалка для одежды» в младшей группе Тема: «Вешалки для одежды» Осваиваемые образовательные области: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Мини-музей русской избы «Родник истории»Мини-музей русской избы «Родник истории» Музей по приобщение родителей и детей дошкольного возраста к ценностям культуры нашего народа. Создали в доступной для детей форме быт русского.

Конспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группеКонспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы[/b] «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле.

Стенгазета «23 февраля — чисто мужской праздник»Стенгазета «23 февраля — чисто мужской праздник» На календаре февраль месяц. А это значит, скоро праздник - День защитников Отечества. Когда лежит на речках лед И вьюга мчится вдаль,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий занятия «Из истории мужской и женской русской национальной одежды»
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 17:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий занятия «Из истории мужской и женской русской национальной одежды»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Селезнёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД