Елена Селезнёва
Сценарий занятия «Из истории мужской и женской русской национальной одежды»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)
Куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
В: Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.
- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?
- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.
Д: Откуда вы пришли, гости дорогие?
Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.
Публикация «Сценарий занятия „Из истории мужской и женской русской национальной одежды“» размещена в разделах
- Женский день. Сценарии праздников 8 марта
- История одежды, путешествие в прошлое одежды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь». ( Показ слайда: люди в русской национальной одежде)
В: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.
Д: Как вас звать сударыня и сударь?
Куклы: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.
В: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?
Д: Красивые, ласковые, нежные, добрые.
В: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.
В: Сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси. Займите места в нашей машине времени, путешествие начинается! (Звучит звук будущего, дети садятся на стулючики). Давным- давно одежда служила только для защиты людей от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. В старее времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и она была разного фасона. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить он должен был важно и смотреть повелительным взором. ( Показ слайда: высокопоставленный человек в русской национальной одежде).
В: Попробуйте изобразить такого человека.
Игровое упражнение «Изобрази». (Дети встают и проходят важной походкой, повелительно смотря по сторонам)
В: Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.
Ответы детей: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.
В: Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. ( Показ слайда: сорочка и сарафан).
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. ( Показ слайда: душегрея).
- Как образовалось это слово? (Душу греет).
Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…
- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея). ( Показ слайда: телогрея).
- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. ( Показ слайдов: кокошники, косынки). Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
В: Итак, женская одежда – это… (Продолжите фразу).
Д: Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, платок.
В: Во что же одет Иванушка?
Д: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.
В: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. ( Показ слайда: мужчина одетый в рубаху и порты).
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. ( Показ слайда: кафтан)
Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)
- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. ( Показ слайда: шапки «колпаки»).
В: В холодную зимнюю носили шубы. ( Показ слайда: женщина и мужчина одетые в шубы). Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник?
Д: «Лиса и волк»
В: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм?
Д: Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба.
В: Ребята, вы наверное немного устали. Предлагаю вам отдохнуть.
(Дети встают со стульев, выполняется физкульт минутка под музыку «Ой вы сени мои сени»)
В: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
В: Например: ( Показ слайдов: вышивки на рубахах, сарафанах, увеличенные в размере для подробного рассмотрения)
-Знак солнца. Что оно дарит людям?
Д: Тепло, добро.
В: Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.
-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.
-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.
-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:
Красный – благополучие, (хорошую жизнь)
Желтый – тепло и ласку,
Синий – радость,
Черный – богатство.
В: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета?
Д: Да есть.
В: Ребята, а теперь мы с вами отправимся в мастерскую и будем расписывать русские народные костюмы. (Дети садятся за равбочие столы на которых находятся цветные карандаши и трафарет Р. Н. костюма, раскрашивают его, рисуют орнамент. Пока дети выполняют работу звучит рккская народная песня «Во поле берёза стояла»
После окончания работы воспитатель предлагает детям выполнить упражнение.
В: Физминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)
Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)
А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)
И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).
В: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)
- Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
- Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
В: Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
- Как они назывались? (Портные).
- Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по - разному, в зависимости от того, что они шили.
- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик)
Если я шью шубу – значит я шубник,
А если я шью кафтан- то я (кафтанник,
(шапошник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, шапошник, сорочник, душегрейник, телогрейник).
- Молодцы, ребята! Вот мы и узнали, во что, одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.
- Сегодня наше путешествие закончилось. Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы).
- И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).
В: Ребята, что нового вы для себя сейчас узнали? Что вам (не) понравилось на занятии? Мне сегодня очень понравилось, как вы справились с, порадовал меня сегодня …