Татьяна Фирсова
Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Праздник ландышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста
«Праздник ЛАНДЫШЕЙ»
Аннотация
Экологический праздник проводился в рамках мероприятий, посвященных Году экологии в России. Мероприятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. Проблема сохранения окружающей природы актуальна в любое время.
Публикация «Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста „Праздник ландышей“» размещена в разделах
- Ландыши
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Сценарии экологических мероприятий
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2018
В этом празднике дети совершали виртуальное путешествие в лес, в поле, на лесную полянку, вспомнили правила поведения в лесу, задумались о растениях Приморского края, занесенных в Красную книгу. Дети прониклись всей душой к этой теме и с удовольствием выступали. Каждый ребёнок играл эмоционально, вложил частичку своей маленькой души и сердца.
Данная методическая разработка может быть интересна педагогам ДОУ, что материалы, изложенные в ней можно использовать не только в праздничных мероприятиях (досугах, развлечениях, но и на занятиях в ДОУ.
В реализации данного праздника принимали участие инструктор по физической культуре (постановка музыкально-танцевальных композиций, музыкальный руководитель (подбор музыки, разучивание песен и др., воспитатель старшей группы (проведение НОД по охране окружающей среды, правилах поведения в лесу, родители воспитанников (подготовка костюмов для театрализации).
Введение
Актуальность данной методической разработки.
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. Экологическое образование подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки : люди засоряют леса, реки и другие объекты природы. Решение проблемы сохранения природного наследия, педагог видит в совершенствовании технологии обучения, экологическом просвещении воспитанников посредством театральной, танцевально-игровой деятельности и музыки.
По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов, природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
Цель экологического образованиия в ДОУ – формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней. Результат экологического воспитания – экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среди прочих актуальных направлений воспитания подрастающего поколения предложены такие направления:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Эти направления реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем-то ценном, т. е. здесь должны присутствовать и элементы экологического обучения.
Формирование у детей новых экологических стандартов позволяет педагогам ДОУ рассмотреть возможность внедрения экологии в процесс воспитания и обучения через интеграцию ОО, различные виды творческой деятельности, тематические воспитательные мероприятия, экологически - направленные занятия, обеспечивающие получение воспитанниками основ экологических знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды.
Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания в детском саду.
Основной педагогической идеей методической разработки является внедрение в процесс воспитания и развития дошкольников технологий формирований экологически правильного отношения к природе, а именно:
- метод экологической идентификации - отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы сказочных персонажей, растений, действия от их имени;
- метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам;
- чтение стихов, слушание музыки, разгадывание загадок, пение, танцевально-игровые упражнения и этюды;
- диалог с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения, вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца);
- экологические упражнения — постоянно, систематически совершаемые действия, направленные на совершенствование умений и навыков общения с природой.
На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.
Основная часть методической разработки «Праздник ландышей»
Цель: формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.
Задачи:
- создать у детей радостное настроение;
- закреплять знания о красивом растении – ландыше;
- воспитывать любовь к природе родного края и желание его охранять;
- формировать интерес к участию в физкультурно-оздоровительном мероприятии с элементами театрализации и развивать двигательную активность.
Предварительная работа: разучивание песен, стихов и танцев; прослушивание рассказов о ландышах; разгадывание загадок; рассматривание растений Красной книги Приморского края (ландыш, венерин башмачок, жень-шень, лотос); экскурсия в библиотеку «Редкие растения Приморского края»; рисование луговых цветов: колокольчик и ромашка; коллективные работы «Ландыш серебристый».
Действующие лица: ведущий, царевна-Несмеяна, дети – почтальон, зайчик.
Оборудование: мальберт (2 шт., маркеры (2 шт, лист бумаги А3 (2 шт.) с контуром цветов: колокольчик и ромашка, степ-платформы (6 шт., конверт (формат А4) с заданиями.
Наглядный материал: деревья; искусственные цветы ландыши; домик для Несмеяны;
телеграмма; конверт с заданиями; картинки: ландыши (2 шт., венерин башмачок, лотос, жень-шень; пазлы «Ландыши» (2 шт); маски «Ландыши» (10 шт, красная коробка, выставка поделок из природного и бросового материала.
Угощения для детей.
Оформление зала: не стене развешаны картинки – растения, занесенные в Красную книгу Приморского края; коллективные работы детей «Ландыши цветут»;
ель и деревья (около них цветы ландыши); за шторами домик с царевной-Несмеяной.
Ход праздника
Дети входят в зал под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать»;
садятся на стульчики.
Ведущий: Здравствуйте, дети!
Мы очень рады приветствовать вас на нашем празднике ландышей.
Здесь нас ожидает веселье и смех,
А дружба к природе объединяет всех!
Входит почтальон.
Почтальон: Телеграмма! Телеграмма!
Я бегу к вам с почты прямо!
У телеграммы срочной
Адрес очень точный: детский сад «Тополек».
(Почтальон отдаёт телеграмму ведущему)
Ведущий: Спасибо, уважаемый почтальон.
Это наш детский сад! Правда, ребята?
Ребята, хотите узнать, что в этой телеграмме?
Читает телеграмму:
Я хочу вас пригласить, на поляне погостить.
Собирайтесь скорее в необычный поход.
Ждут вас тайны лесные, вдаль тропинка зовёт.
Чтоб поляночку найти, надо мостик перейти,
А потом через болото, а потом, кому охота
Ручеёк перешагнуть и ещё пройти чуть-чуть.
Здесь найдёте вы меня,
В добрый путь, смелей, друзья!
Ведущий: Дети, вы хотите отправиться в гости и узнать, кто послал нам эту телеграмму? Тогда давайте отправимся в сказочный лес.
Под музыкальное сопровождение «Отправляемся в поход»
дети выполняют ходьбу и бег с заданием.
Ведущий: Вот мы и оказались на солнечной полянке. Осмотритесь вокруг.
Дети подгот. гр. поют песню «Солнечный зайчик»
Ведущий: Лес, ты нас встречай,
Свои тайны открывай.
Но, чтобы в лес попасть,
Надо отгадать его тайны!
Дети, вы готовы? Вы справитесь? (ответы детей)
Ведущий достаё т из конверта лист бумаги и читает:
1-ая тайна: «Найдите и назовите растения Красной книги Приморского края» ( картинки: ландыш, жень-шень, венерин башмачок, лотос развешаны на стене). Проводится игра с картинками.
2-ая тайна: «Дорисуй цветы» (дети дорисовывают цветы на мальберте)
3-ья тайна: «Узнай, что в красном ящике?» (дети отгадывают загадку)
Ведущий достаёт из ящика открытку и читает загадку.
Загадка: Цветет он теплою порой,
Найди его в тени лесной.
На стебельке, как бисер, в ряд,
Цветочки белые висят. Что это? (Ландыш)
Ведущий достает из коробки ландыши и показывает детям.
Ведущий: Посмотрите, какие они красивые, чудесные.
А кто из вас, хочет прочитать стихотворение об этом красивом цветке?
Ребенок читает стихотворение «Ландыш» Е. Серова.
Родился ландыш в майский день и лес его хранит.
Мне кажется: его задень, он тихо зазвенит. (ребенок звенит в колокольчик)
И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы.
Давай послушаем, а вдруг –
Услышим я и ты?
Ведущий: Все тайны лесные мы отгадали,
А кто послал телеграмму,
Еще не узнали. Как же быть?
Появляется зайчик, прыгает…
Зайчик: Зайчик, я серенький зайчишка,
По лесу я скачу,
Про все, про все на свете
Я знаю и молчу.
Ведущий: Зайчишка, если ты все знаешь,
скажи, кто же нам в детский сад прислал телеграмму?
Зайчик: Да, я знаю, кто вам написал,
Кто в детский садик «Тополек» телеграмму вам прислал.
Всем в лесу давно известно
И секрета в этом нет.
Вы природу любите и напрасно её не губите…
А написала вам царевна-Несмеяна.
Она надеется на вашу помощь.
Пойдемте, я вас к ней провожу.
Ведущий и зайчик проходят по кругу, подходят к занавесу, раскрывают его.
В домике сидит царевна Несмеяна и плачет.
Ведущий: Здравствуй, Несмеяна. Это ты нас позвала?
А что же ты такая грустная?
Ведущий: Давайте, ребята, развеселим Несмеяну.
Предлагаю показать, как мы занимаемся на степ-платформах.
Дети выполняют под музыкальное сопровождение «Степ-аэробику»
Царевна-Несмеяна опять плачет.
Воспитатель: Не помогло. Предлагаю спеть песню.
Песня «Лето»
Царевна-Несмеяна опять плачет.
Ведущий: Опять не вышло.
Несмеяна, расскажи, что у тебя случилось? А мы поможем тебе.
Несмеяна: А вы сможете мне помочь?
Ведущий: Постараемся. Правда, ребята?
Несмеяна: Тогда слушайте.
Цвел у нас в лесу красивый ландыш. Цвел он весной, а весна была так прекрасна, что ландыш сразу её полюбил. Весне тоже понравился этот изящный цветок. Но весна ведь кругосветная путешественница, она всем улыбается, всем дарит свои ласки, но долго нигде не задерживается. Пришло время, и весна ушла, уступив место жаркому лету. Ландыш долго плакал по ушедшей весне. Маленькие цветочки его увяли. А на их месте образовались ярко-красные капельки слезинки. Я так полюбила эти цветы ландыша и теперь мне без них очень грустно. А-а-а-а-а! (плачет).
Ведущий: Несмеяна, а давай вместе с ребятами отправимся на поиски ландышей,
и мы его обязательно найдем!
Несмеяна: А где же нам ландыш искать, подскажите, ребята (ответы детей)
Ведущий: Правильно. Растет ландыш в тенистом лесу,
он боится, чтобы его не сорвали, поэтому прячется под деревьями.
А если, ребята, мы ландыш найдем,
То уж конечно сразу сорвем? (ответы детей)
Рвать ландыш мы не будем,
Он Красной книги цветок.
Пускай растет в лесу –
Приносит радость людям,
А мы сохраним его красу!
2-ой ребенок: Мы солнышку велели
Сияй, сверкай, свети!
Чтоб громче песни пели,
Чтоб ландыш мог цвести.
«Цветочная песенка»
Ведущий: Ребята, расскажите Несмеяне, что вы еще знаете про это растение.
Ведущий задает детям наводящие вопросы:
-Можно ли его брать руками? (ответы детей)
Нет, конечно, я согласна с вами, растение это ядовито, но оно очень душистое и в народе говорят: «Ландыши – дыши», это лекарственное растение, из него приготавливают духи, мыло. Оно занесено в Красную книгу, его нельзя рвать.
Все вместе дружно скажем… (Ландыш)
Несмеяна: Да, ребята, интересный цветок - ландыш. А покажите мне его.
Ведущий: Ребята, я предлагаю вам собрать картинки из пазл.
Игра –пазлы «Ландыш»
Ведущий: Несмеяна, а хочешь, мы тебе загадку загадаем?
3-ий ребенок: Цветок, как бубенчик, беленький венчик.
Цветет он пышно, звенит не слышно.
Несмеяна: Конечно это мой любимый цветок – ландыш!
Ведущий: А вот и полянка с ландышами. Какая здесь красота!
Дети в шапочках «ландышей» выбегают в центр зала, присаживаются.
Ведущий: Посмотрите, какие они красивые! Да они же живые!
4-ый ребенок: Ландыш милый, ландыш нежный.
Белый ландыш, ландыш снежный!
Выросли в лесочке дружные цветочки!
Танец ландышей (по выбору педагога)
Несмеяна включается в пляс и начинает улыбаться и смеяться.
Несмеяна: Ой, ландыши хороши, какие они красивые.
Как хорошо они танцевали!
Ох, и наплясалась я, даже чуток притомилась и очень развеселилась!
Спасибо вам ребята!
Ландыш я встретила в лесу.
Сколько много от вас я узнала
Про этот хрупкий, красивый цветок.
Я больше плакать не буду,
Дружить я с вами хочу.
И хочу вас угостить гостинцами.
Несмеяна угощает детей сладостями.
Ведущий: Вот и хорошо, что ты больше не будешь плакать.
Молодец! Мы рады будем видеть тебя еще у нас в гостях, приходи к нам, Несмеяна.
Спасибо тебе за гостинцы. До новых встреч!
Несмеяна прощается и уходит.
Ведущий: Ландыш любят и взрослые и дети.
Очень он красив.
Его осталось очень мало.
Давайте его вместе беречь.
Давайте, ребята, все вместе споём и вернёмся в детский сад.
Песня «Весёлые путешественники»
5-ый ребенок: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если вместе я и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки.
Все живое береги
Ты на этом свете!
Ведущий: Будем ландыш мы беречь,
До свидания всем! До новых встреч!
Звучит песня «Не рвите цветы» Ю. Антонова. Дети встают и танцуют.
Фото на память.