Светлана Савкина
Сценарий выставки-ярмарки в рамках недели «Грани профессии — Воспитатель». Народная педагогика и современность
▼ Скачать + Заказать документы
21декабря 2017 г.
Цель: обогатить знания и умения студентов о народных праздниках и традициях, о народных ремеслах, труде, и праздниках русского народа, о национальной праздничной одежде, народных играх, песнях, музыке.
Задачи:
1. Развивать умения сочетать народные традиции с современностью.
Публикация «Сценарий выставки-ярмарки в рамках недели „Грани профессии — Воспитатель“, Народная педагогика и современность» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
2. Воспитывать желание узнавать и использовать народные традиции в дошкольном учреждении и современном дошкольном образовании.
Оборудование:
Организована выставка пособий и методической литературы, которая включает:
- иллюстрированные книги и пособия по ознакомлению с народными ремеслами России, женское рукоделие;
- иллюстрации и готовые детские русские народные костюмы для девочки и мальчика;
- книги об истории Руси, народные поговорки, пословицы, детские потешки, сказки, колыбельные, стихи о сезонных изменениях в природе;
- игрушки: народные (куклы, свистульки-гудушки, поделки из глины и соленого теста) и современные развивающие игры;
- пособия для народных игр, которые можно использовать в современном детском саду;
- народные музыкальные инструменты (гусли, бубен, дудочка);
- иллюстрированные детские книги по ознакомлению с телом и органами человека, которые воспитывают любовь к себе и собственному телу;
- книги о Донецке, степной зоне, по приобщению детей к изучению традиций и праздников родного края и т. д.
Сценарий
В празднике участвуют три девушки в русских национальных костюмах, представляющих выставку и рассказывающих о народных традициях и празднике Варвары (17 декабря).
Ведущая:
Уважаемые сударыни и сударушки!
Просим Вас послушать молодых девиц-садовниц дабы постичь мудрость русского народа. Она есть животворный неиссякаемый источник педагогических методов и приемов и помощник во взращивании молодой поросли, коею мы увлечены, озабочены и сильно любим.
Три девицы:
Рады мы вас видеть, дорогие гости,
Доброе спасибо, к нам, милости просим!
На земле Донецкой мы вас величаем,
Крепкого здоровья от души желаем!
Кланяемся низко, полюбить, нас просим,
Как велит обычай, хлеб да соль подносим!
Первая девица:
Значение традиционной народной культуры в воспитании ребенка (грудничка, младенца, отрока) все явственнее становится в наши дни. Ее суть поддерживать и вести человека по жизни, взращивать в нем хозяина, любящего свою Землю, ответственного за нее перед предками и потомками. Система народных традиций, ее глубокая взаимосвязь с идеями Добра, Милосердия, Любви позволяет обеспечить подобающее духовное развитие ребенка, предоставляет достойную реализацию его творческим задаткам. Дети не просто знакомятся с национальной «корневой» культурой, но и проживают ее через систему будней и праздников, где все определено традицией и идет своим чередом. Так на Сороки «гукали» весну, на Троицу славили березку-кумушку, в Святки – коляду кликами…
Вторая девица:
Фольклор – устное народное творчество – сопровождал жизнь народа постоянно : был важной частью быта, украшал праздники и помогал в будни. Необходимой частью фольклора всегда была песня. Песня – самый древний вид искусства. На заре истории человечества, когда искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга, а были соединены в жанре песни. Народная музыка была значительной частью жизни и рождалась в игре, обряде, шествии, труде, поэтому она была неотделима от танца, движения, жестов, закличек, мимики.
Третья девица:
Самая первая мелодия, песня, которую человек слышит, появившись на свет, – это колыбельная песня. Устное народное творчество – сокровищница народной мудрости – сохранило нам множество образцов колыбельной песни. Колыбельные песни относятся к поэзии пестования, то есть поэзии взрослых, предназначенных для детей.
Колыбельные песни – материнская поэзия. Монотонность, несложный ритм успокаивал, убаюкивал ребенка, что очень важно для физического развития, одновременно способствовала накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса как сигнала общения.
Вторая девица:
Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений; формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из ярких цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).
Первая девица:
В содержании и конструкции дидактических игрушек нашло выражение свойственное русской народной педагогике представление о воспитании у детей самостоятельности как важнейшей черты национального характера. В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возра-стов: от раннего до школьного. Они входят в жизнь ребенка очень рано - на первом году жизни. Мать, играя с ребенком 7-9 мес от роду, привлекает его внимание к окружающим предметам, учит первым игровым действиям. Так, слушая «Сороку-белобоку», малыш перебирает пальчики своей руки, трясет мизинчик, которому не досталось каши за то, что он «мякинку не принес», «за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил», поднимает ручки к голове при словах «Шу, шу! На головку села!». А 2-летний малыш, охотно включаясь в игру-перекличку, учится говорить, участвовать в диалоге, приобретает первые конкретные представления о нормах поведения. Простые рифмованные тексты, которые вызывают у слушающих желание их проговаривать, стимулируют несложные игровые действия, создают у малыша радостное настроение, удовлетворяют потребность в активном познании окружающего мира.
Вторая девица:
У каждого народа имеются собственные праздничные дни, пришедшие из глубины веков, запомнившиеся своими традициями. Народные праздники имеют огромное значение, как для всего государства, так и для каждой семьи. В старину люди говорили: «Мы усердно трудимся целый год, чтобы в праздники хорошо отдохнуть и повеселиться».
17 декабря День Святой Варвары. Варвара почитается спасительницей от смерти, опасности, защитницей от болезней. Из традиционных женских занятий Варвара покровительствовала портным: главным образом прядению, вышиванию, вязанию.
Празднику Варвары приписывалась таинственная связь с водой. Чрезвычайно популярен в Ярославской области «Варварин ключ». Известно о целебных свойствах воды, о случаях, когда образ святой Варвары помогал исцелять больных. На Варварин день, все шли на родник. В этот день вода приравнивалась по своим качествам к Крещенской.
Третья девица:
Не случайно именно с Варвары ждут сильных морозов, что в свою очередь послужило толчком к созданию глагола «заварить», то есть сделать что-то очень основательно, круто изменить.
Эта дата почитается женщинами. Девушки в день Варвары ставили дома веточку вишни в воду, чтобы к Рождеству она распустилась. Существовало поверье, если веточка ещё и зацветёт к Рождеству — в наступающем году быть свадьбе.
Народные праздники сопровождались песнями, танцами и играми.
Одной разновидностью песен были веселые частушки.
ЧАСТУШКИ на Варвару:
• Моя прялка не прядет, колесо не вертится,
Коли парень поцелует, вот тогда завертится!
• Вышивала я рушник петухами, утками
Я милёночка ждала часами и минутками.
• Не стой, миленький, в порожке, не большая тебе честь!
Почини-ка, ты мне прялку, для тебя местечко есть!
Первая девица:
Русский народный промысел объединяет в себе огромный пласт культуры. Особенность России в том, что практически каждый ее уголок, область или автономный округ имеют собственный вид рукоделия. Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое-многое другое.
Издавна Русь славилась на весь мир художниками. Таких узоров, какие выполняли наши мастера, не смог бы придумать ни один европейский художник. Со временем сложились даже отдельные направления и школы, которые продолжают традиции нашего народа. Перечислить все виды и техники росписи на Руси практически невозможно. Их так много, и каждая несет в себе определенные черты местности и культуры.
Вторая девица: Самые известные русские народные художественные промыслы, это: Гжель. Эти синие узоры на белом фарфоре известны во всем СНГ и за рубежом. Изначально посуда из особой белой глины использовалась для собственных нужд. Со временем она распространилась по всей России и даже стала использоваться для «аптекарских нужд». Оригинальный и запоминающийся узор на белой посуде появился намного позже – в конце XIX века.
Хохлома. Это еще один из общеизвестных символов России. Этому промыслу уже около 400 лет. Возник он в Нижнем Новгороде. Особенность рисунка заключается в том, что на дереве или посуде изображаются различные ягоды, цветы, птицы и звери. При этом используются преимущественно красная и черная краска на золотом фоне. Иногда применяются зеленая и желтая.
Третья девица: Городецкая роспись. Этот промысел уникален тем, что в его технике изначально использовались различные породы дерева: одно светлое, другое темное. В специальные выемки вставлялись вырезанные части и получался своеобразный рисунок. Позже начали использовать подкраску. Практически в каждой картинке основной элемент – конь с красивой вытянутой шеей. Помимо данных техник, которые используют художественные ремесла и народные промыслы, есть еще огромное количество росписей, которыми по сей день гордится вся Россия. Они являются символом нашей страны и предметом ее гордости.
Это Жостовская и Мезенская роспись, Федоскинская и Палехская миниатюры и многое другое.
Первая девица:
Ну-ка, веселись народ!
Становись в хоровод!
Хоровод «Карагод», в сопровождении народной мелодии.
Вторая девица:
«Во саду ли в огороде», «Калинка», «Юрочка», «Ах ты, береза» - это народные пляски. С ними дети знакомятся на музыкальных занятиях, в праздники. В народных плясках обязательно присутствуют подлинные на-родные плясовые элементы. Обычно эти пляски используются в старших группах.
Фрагмент пляски «Варенька» в исполнении профессионального хореографа в национальном русском костюме.
Первая девица. Все народные игры целовальные. Чтобы люди дружили, были ближе и роднее.
Ручеек или Ворота (народная игра).
Играющих много, становятся парами друг за другом. Делают ворота. Водящий входит в ворота и забирает у кого то пару, образовавшаяся пара проходит и становится впереди. Тот, кто остался один, заходит в ворота, и выбирает себе пару. Игра продолжается под музыку.
Ведущая.
Сегодня педагоги все чаще обращаются к опыту предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там зачастую можно найти ответы на многие трудные вопросы современности. Народная педагогика – это вечные культурные ценности, прошедшие через столетия.
Мама, а затем воспитатель открывает малышу двери окружающего мира. Ребёнок дошкольного возраста способен общаться с миром и понимать его, поскольку использует тот же язык – язык символов. Мир «говорит» с ним с помощью знаков и символов колыбельных, окружающих предметов, природы, времен года и суток, а ребёнок отвечает ему в свою очередь своими мечтами, фантазиями, предметами своего творчества (рисунок, поделка, музыкальный экспромт, рассказ и др., способностью перевоплощаться в игре и празднике. Универсальной формой восприятия ребёнком мира выступает образ. Фольклорный образ является самым богатым источником познания детьми окружающей природы. Колыбельные песни, потешки, небылицы, заклички, считалки, дразнилки, сказки, былины, обрядовые песни, танцы несомненно помогут воспитателю в обучении детей родному языку. Использование образов природы, искусства и народной культуры в дошкольном образовании происходит сквозь призму культурно-исторического опыта человечества.
По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успехов в воспитании необходимо опираться на систему, созданную народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств. Знание устного народного творчества, отражённого в нём опыта воспитания детей помогает лучше понять специфику обычаев, традиций, отражённых в сказочных образах.