Ирина Хомякова
Сценарий шашечного турнира «В гостях у Шашек»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий шашечного турнира «В гостях у Шашек»
Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку;
• Развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;
• Воспитывать спокойствие и настойчивость, умение достойно выиграть и проигрывать с достоинством.
Предварительная работа:
Темочки:
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2017
• Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники относились ответственно и осознанно к предъявляемым к ним требованиям;
• Подготовить дипломы, бейджики, карточки с именами участников турнира;
• Составить жюри (наблюдатели, назначить ответственного за награждение участников;
• Подготовить музыкальное сопровождение турнира, украсить зал, подготовить столы для проведения мероприятия.
Правила игры в шашки:
Для игры используется поле 8 на 8 клеток. Сражение ведут два противника. Перед началом его у каждого под командованием войско из 12 шашек. У одного белые шашки, у другого черные. Каждый игрок расставляет по 12 фишек, которые занимают по 3 ряда с каждой стороны. Первыми делают ход белые шашки. В ходе игры шашки можно ставить только на черные поля, если они не заняты. Шашка может ходить по диагонали вперед на одну клетку и бить вперед и назад, при этом она движется по диагонали на 2 клетки, перепрыгивая через шашку или дамку соперника.
1 правило: Тронул-Ходи!
Это значит, что игрок, дотронувшийся до своей шашки, когда наступит его очередь ходить, обязан ею сделать ход, если конечно такое возможно.
2 правило: Отнял руку-Ход сделан!
Это значит, что игрок, передвинувший свою шашку и уже отнявший от нее руку, не имеет права, спохватившись, пойти этой шашкой на другое поле. Поэтому если нужно подвинуть шашки, что бы они аккуратнее стояли, то прежде, чем дотрагиваться до них, следует предупредить "Поправляю". При достижении шашкой "Дамочного поля", она становится "дамкой" и продолжает игру уже на новых правах-она может ходить на любое число полей по диагонали, в любом направлении. Цель русских шашек -"съесть"или "запереть"(лишить возможности хода) все шашки противника.
Ход турнира
Ведущий:
-Здравствуйте дорогие дети и уважаемые гости. Мы с вами сегодня в гостях в шашечной стране, где у нас пройдет шашечный турнир. Давайте все вместе поприветствуем участников турнира!- д/с№ 51 «Красная Шапочка», №10 «Одуванчик», №87 «Улыбка», №161 «Елочка».
Ведущий (обращается к участникам) :
-Ну что, ребята, готовы соревноваться?
Дети:
-Да.
Екатерина Анатольевна (музыка-«Мой сказочный принц»,
входит Шахматная Королева
Шахматная Королева (удивленно, растерянно) :
- Ой, где это я?
Ведущий (обращается к Ш. Королеве) :
-Здравствуйте! Кто Вы и как Вы здесь оказались?
Шахматная Королева:
- Я — Шахматная Королева. Пошла осматривать свои владения – и заблудилась. А где же я?
Ведущий:
- Вы, уважаемая Королева, в стране Шашек.
Шахматная Королева:
- В стране Шашек? Интересно-о-о, эта страна так похожа на мою – Шахматную страну.
Ведущий:
- Вы правы Королева, шашки и шахматы очень похожи между собой, но все же это разные игры.
- Наши дети много знают про игру в шашки. Сейчас они и Вам расскажут про эту интересную и увлекательную игру.
Выходят дети под музыку «Островок детства»
Первый ребенок:
-Игра в шашки появилась ещё в древние времена. Известно, что первые шашки появились в Древнем Египте. А в нашей стране шашки появились в X веке. Шашки играют во многих странах: в Англии, Америке, Италии, Канаде и др.
Второй ребенок:
- Играют в шашки на квадратной доске, разделенной на белые и чёрные клетки. Играют 2 соперника, у одного белые, а другого черные шашки.
Третий ребенок:
- Начинают игру белые. Соперники делают ходы по очереди, передвигая свою фишку вперед по диагонали.
Четвертый ребенок:
-По ходу игры нужно взять оказавшуюся по соседству фишку соперника. Когда простоя шашка оказывается на противоположной стороне в последней горизонтали доски, то она превращается в «дамку».
Ведущий: чтобы отличить дамку от пешки, нужно ее перевернуть.
Пятый ребенок:
«Дамка» имеет преимущество перед остальными шашками. Она передвигается по диагонали неограниченное количество квадратов как вперед, так и назад.
Шахматная Королева:
- Очень трудно и интересно, наверное, играть в шашки? А за что вы любите эту игру?
Дети (все вместе) :
Шашки – древняя игра.
Она полезна и нужна!
Быть внимательным и честным,
Учит нас всегда она!
Под музыку садятся на стульчики.
Шахматная Королева:
- Молодцы, ребята. Вы очень умные, способные дети. Ну а мне пора уже идти. В стране Шахмат меня, наверное, заждались. А с вами, ребята, мы в будущем обязательно встретимся. До скорых встреч!
Ведущий:
- Шахматная Королева, оставайтесь с нами, и Вы увидите, как наши дети умеют играть в шашки. Ведь у нас сегодня здесь пройдет турнир по шашкам. Будете наблюдать за игрой наших участников.
Шахматная Королева:
- Ну, хорошо…
Ведущий:
- А еще в жюри у нас. (представление жюри)
Наблюдатели:
За игрой между родителями:
За игрой между педагогами:
За игрой между детьми:
Шахматная Королева:
-А кто с кем будет играть?
Ведущий:
А вот это мы с Вами сейчас определим с помощью жребия. Предварительные соревнования для родителей и педагогов будут проходить в спортивном зале, разыгрывается 3 место, а за 1 и 2 место родители и педагоги играют в музыкальном зале.
Шахматная Королева вытягивает по 2 карточки по цветам из мешочка и определяет пары детей. Дети занимают столы.
Шахматная Королева (обращается к игрокам) :
Ну что, ребята, самые внимательные и умелые из вас выйдут победителями! Желаю вам удачи и побед!
Ведущий:
Прежде чем объявить наш турнир открытым, хочу сказать, что наши участники здесь сегодня не одни. В зрительном зале сидят их товарищи, которые поддерживают наших игроков и очень за них переживают (дети подготовительных групп)
Ведущий (обращается к игрокам) :
- Не нарушайте правила игры, будьте спокойны и предельно внимательны и вас ждет успех!
-Шашечный турнир объявляю открытым!
Сигнал 2 колокольчика.
Турнир начинается. Наблюдатели ведут протокол соревнования для выявления победителей.
Ведущий: Пока наши участники (родители и педагоги) соревнуются - мы с вами определим, хорошо ли вы знаете эту игру. Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.
Как называется доска для игры в шашки? (шашечница)
• Из скольких и каких полей состоит шашечница? ( из 2-х: белого и чёрного)
• На каком цветовом поле ведётся игра? (на чёрном)
• Как «ходят» шашки? (по диагонали, только вперёд)
• Куда можно сделать ударный ход (взятие? (вперёд, назад)
• В какую фигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного горизонтального края доски? (дамка)
• Сколько раз можно перескочить через одну и ту же шашку? (1 раз)
• В какую игру можно ещё играть на шашечнице? (в шахматы)
Ведущий: Вот вам еще несколько загадок.
• На каких полях ничего не растет? (шахматных)
• Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
• В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
• Какой формы шахматная доска? (квадратная)
• Закончите строку:
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная… (доска).
Раздался голос Короля
Найдите на доске… (ферзя)
1
У этого цветка 4 лепестка
А сколько лепестков у двух таких цветков? –8
2
Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперед
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле.
Перечислите: какой транспорт упоминается в стихотворение.
3
На полянке у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибков? -3
4
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей. -7
5
Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей? -4
6
Я валяюсь на траве,
Сто фантазий в голове.
Помечтай со мною вместе -
Будет их не сто, а. (двести!
7
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей? -7
8
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
9
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа.
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки. -6
10
В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра? -7
11
Жили-были
у жилета
Три петли
и два манжета.
Если вместе их считать
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь,
в чём секрет?
У жилета нет манжет!
12
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? -10
13
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? -8
14
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске? -2
15
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять? -8
16
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. -5
17
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их? -7
18
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? -3
19
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? -5
20
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? 5
21
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка? -6
22
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
"Приходите все на чай!"
Сколько чаек, отвечай! -10
23
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит <
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!» -14
24
Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я? 5
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!
25
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей? 6
Ведущий:
Вот и подошел к концу наш шашечный праздник. Все вы храбро сражались за победу, все вы молодцы, но сегодня кому-то повезло больше, кому-то меньше. И я передаю слово Шахматной Королеве и председателю жюри для объявления сегодняшних победителей.
Под торжественное музыкальное сопровождение награждаются все участники турнира, все дети угощаются сладкими подарками.
Ведущий:
На этом шашечный турнир объявляю закрытым.
Шахматная Королева:
-Мне очень понравилась игра в шашки, понравилось, как вы играете, как ваши друзья вас поддерживают! Вы очень хорошие, дружные ребята! Но пришла пора прощаться, но я снова приду к вам, как только в вашем прекрасном детском саду состоится турнир по шашкам. До свидания, ребята! (Уходит)
Дети под музыку уходят из зала.