Марьям Мамедова
Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Закономерности развития ребенка четвёртого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание во второй младшей группе
на тему : «Закономерности развития ребенка четвёртого года жизни»
Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей трёх лет и приёмами воспитания таких детей в семье.
План собрания :
1. Анкетирование родителей.
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе на тему „Закономерности развития ребенка четвёртого года жизни“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
2. сообщение воспитателя об особенностях развития детей трёх лет.
3. Экскурсия по группе.
4. Презентация «Наши правила».
5. Ответы на вопросы родителей.
6. Подведение итогов и вручение памяток родителям.
Стульчики в группе стоят у стены. Воспитатель предлагает родителям взять стульчик и сесть там, где им удобно. Отдельно стоит стол, на котором приготовлены отпечатанные анкеты для родителей и лежат ручки. Приготовлен экран для презентации и проектор. На экране воспроизводятся фотографии из жизни группы – групповые снимки детей на занятиях, за едой, во время игр, на прогулке.
Воспитатель предлагает родителям лист регистрации.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие родители! Здесь лежат небольшие анкеты, на вопросы которых мы просим вас ответить. Анкеты подписывать не нужно, нас интересует ваш взгляд на организацию работы в группе и то, чего вы ожидаете от детского сада. Пока мы с вами беседуем, ответьте, пожалуйста на вопросы и заполненные анкеты положите на стол.
Учебный год уже начался, а значит, дети в группе живут по рабочей программе второй младшей группы (демонстрирует отпечатанную программу). Эта программа регламентирует все, чем мы в группе занимаемся, чему учимся, как развлекаемся.
Каждый из вас знает особенности развития своего ребенка. Но есть общие закономерности развития детей четвертого года жизни. Думаю, будет нелишним вас с ними познакомить и посоветовать, как взрослым правильно себя вести в общении с трёхлеткой.
Трёхлетний ребенок уже осознаёт, что он не центр вселенной, а часть семьи, часть коллектива в детском саду. Ребенок учится жить в обществе, принимать правила и нормы этого общества. Основные потребности ребенка – это потребность в общении, в уважении и признании. Поэтому очень важен здесь нравственный аспект воспитания: надо учиться быть вежливым, учитывать чувства и желания других людей, оценивать поступки других людей и свои собственные. Поведение, манеру общаться ребенок перенимает прежде всего от своих родителей и близких. Как метко говорит народная поговорка: ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему.
Три года – начало возраста «почемучек». Ребенок начинает задавать вопросы обо всем, что видит вокруг. Для ребенка очень важно, чтобы его познавательную активность удовлетворяли, отвечали на его вопросы. Если ребенку отвечают, значит, уделяют внимание. Уделяют внимание, значит, любят. А для ребенка именно любовь и внимание важнее всего.
Три года – это возраст, когда с одной стороны ребенок стремится к самостоятельности, а с другой – не может сам справиться и нуждается в помощи взрослого. Детская самостоятельность проявляется в самообслуживании – умении одеваться и раздеваться, умываться, чистить зубы, самостоятельно есть, убирать свои игрушки. Проявляется самостоятельность и в игре, и в элементарном труде – убрать за собой посуду, повесить свои вещи, помочь маме или бабушке накрыть на стол, убрать мусор. Самостоятельность проявляется в поведении – ребенок сам решает, чем ему заняться, проявляет вежливость без напоминаний, охотно выполняет просьбы взрослых и сам предлагает помощь, стремится выполнить задание сам, а не ждёт, что кто-то сделает за него.
Здесь очень важно найти «золотую середину» - вовремя помочь и при этом не лишить самостоятельности. Это трудно, ведь наши «зайчики» и «малыши» вызывают у нас желание всё сделать за них – и лучше, и быстрее. За всё, что ребенок сделал сам, хвалите его – «молодец, ты сам обулся», даже если не на ту ногу; «хвалю тебя, ты сам зубы почистил», «умница, сам башню из кубиков сложил». И ни в коем случае на ругайте ребенка за попытки сделать что-то самостоятельно, если, конечно, эти попытки не наносят вреда здоровью, думаю, всем понятно, что нарезать мясо ножом ребенку пока рано самостоятельно. Учите ребенка делать правильно, рационально – обуваться, одеваться, например, сначала надеть штаны, а уж потом сапоги, а не наоборот. Не пытайтесь облегчить ребенку жизнь, чересчур помогая ему. Дождитесь, пока он сам наденет куртку, даже если этот процесс займёт 5 минут, только потом предложите помочь застегнуть «молнию».
Обязательно спрашивайте мнение своего ребенка, как взрослого члена семьи. Предлагайте выбрать одежду, в которой он пойдёт в детский сад. Предлагайте выбрать из двух блюд, что он будет есть на обед. Предлагайте в магазине выбрать какую-то одну покупку для него или какое лакомство лучше купить для всех членов семьи.
И обязательно привлекайте ребенка к работе по дому. Пусть это будет символическая помощь – что-то подержать, что-то принести, ньо ребенок поймёт, что его труд очень для семьи важен.
Очень важное значение в возрасте трёх лет имеет развитие речи. Ребенок уже понимает, всё, что говорят взрослые. Недаром он так любит прислушиваться к их разговорам. Ребенку нравится, когда ему рассказывают сказки, читают стихи и рассказы, проговаривают потешки. Знаете, сколько слов к трём годам осваивает ребенок, пусть пока и пассивно, то есть понимает, но не употребляет? От пятисот до полутора тысяч! В три года ребенок овладевает уже употреблением падежей и может с помощью предлогов строить сложные предложения. Развитие речи детей трёх лет на 95% зависит от взрослых. Поэтому помните: ваша речь - эталон для подражания. Поэтому не следует засорять свою речь словами-паразитами, старайтесь не употреблять искажённых «детских» слов – «бибика» вместо «машина», например, сокращайте употребление уменьшительно-ласкательных форм слов: у ребенка руки, а не ручки, ноги, а не ножки. Расширяйте именно речевое общение с детьми, сопровождайте любые свои действия и действия ребенка речевыми комментариями: «сейчас ты вымоешь руки, а потом сядешь за стол», «складывай в коробку свои машины, а теперь конструктор» и тому подобное. Обсуждайте с детьми просмотренные мультфильмы, прочитанные книги, побуждайте детей пересказывать услышанное: «Куда покатился Колобок? Кого он встретил первым?» Очень полезно и интересно читать ребенку стихотворный текст, особенно сказки К. И. Чуковского, заучивать небольшие стихи и отрывочки из сказок наизусть. Загадывайте и разгадывайте вместе с ребенком загадки, ребенку нужно, конечно, помочь отгадать загадку. Всё это способствует обогащению словаря и развитию речи детей.
Развитию речи детей способствует и тренировка, и развитие мелкой моторики рук. Различные паззлы, мозаики, достаточно мелкий конструктор, которым можно играть на столе, действуя только пальцами и кистями рук, развивает и мелкую моторику, и речь. Рисование, лепка - эти занятия тоже способствуют развитию моторики. Разрешайте детям дома и рисовать – карандашами, фломастерами, мелками, красками, и лепить из пластилина или полимерной глины. Могут пострадать обои, но зато развитие ребенка пойдёт вперёд.
Хочется отдельно остановиться на игре, ведь для ребенка трёх лет игра – самое важное развивающее занятие. Помогайте ребенку начать игру. Ребенок говорит вам : «Я собачка!», например, а вы предложите ему пойти с вами «погулять» на поводке, побегать, как собачка, полаять. Или ваша дочь берёт на себя роль мамы, а вы станьте её дочкой, пусть она вас накормит, уложит спать и так далее. Не ждите, что ребенок начнёт играть самостоятельно. у него ещё слишком мало опыта, чтобы развивать сюжет игры, подскажите ему развитие игрового сюжета, помогите найти атрибуты для игры, поддержите его интерес.
Воспитатель предлагает родителям пройтись по группе, проводит небольшую экскурсию, в ходе которой объясняет, какие игры и игрушки есть в группе для чего они предназначены, демонстрирует учебные пособия, разъясняет, как проводится непосредственно организованная деятельность.
Воспитатель приглашает родителей посмотреть презентацию «Правила нашей группы».
После презентации воспитатель предлагает родителям ответить на их вопросы. В конце родительского собрания воспитатель вручает родителям небольшие памятки с режимом дня группы, расписанием непосредственно организованной деятельности и телефонами, по которым можно связаться с администрацией детского сада и воспитателями группы.
Воспитатель подводит итоги собрания : Уважаемые родители, я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча была вам полезна не только потому, что вы познакомились с жизнью группы, которую посещают ваши дети, но и поняли, что трёхлетний возраст – решающий в жизни дошкольника, в котором закладываются основы характера ребенка, его отношение к себе и окружающим. Ещё раз спасибо за внимание!