Папки-передвижки

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Шинкина Анна
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»

Рузаевского муниципального района

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

Темочки:

(Б. М. Теплов)

Представление педагогического опыта

воспитателя

Шинкиной Анны Вячеславовны

МБДОУ «Детство»

Рузаевского муниципального района

ВВЕДЕНИЕ

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Актуальность

Актуализация педагогического опыта связана с необходимостью решения вопросов, направленных на повышение эффективности работы с детьми дошкольного возраста и предотвращения речевых нарушений у них. Речевая деятельность, включающая говорение, понимание и неречевые средства, такие как жесты и мимика, является основной формой коммуникации. Однако в последние годы наблюдается увеличение числа детей с нарушением речи, что может сказываться на их развитии личности, проявляться в отвлекаемости, агрессивности, недостатке уверенности в себе и повышенной двигательной активности. Поэтому важно начинать развитие речи уже с младшего дошкольного возраста. В этот период формируются основные качества личности, развиваются психические процессы, такие как восприятие, внимание, память воображение, мышление, и, конечно речь.

Основная идея опыта

Основная идея моего педагогического опыта заключается в том, что в настоящее время дети начиная с самого раннего детского возраста все больше увлечены интернетом и гаджетами. Они получают избыточную и зачастую бесполезную информацию, которая замедляет их эмоциональное развитие. Книги, сказки, красочные иллюстрации и добрые мультфильмы становятся для них не интересными. Все это негативно влияет на психологическое развитие детей.

Театр или театрализованные игры являются одним из наиболее эффективных средств развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Игра является основным видом деятельности для детей дошкольного возраста, а театр доступной формой искусства, способной решать многие педагогические и психологические проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием детей. В основе театрального искусства лежит игра, которая понятна и близка, как детям, так и взрослым. Театрализованная игра помогает формировать и раскрепощать личность ребенка, развивать его творческие способности.

Я считаю, что театрализованная деятельность позволяет расширить воспитательные возможности. Участие в ней знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы задаваемые в процессе театрализованной деятельности заставляют ребят думать, анализировать и делать выводы.

Театрализованная игровая деятельность особенно эффективна в развитии речи. В процессе постановки или игры активизируется словарный запас, улучшается звуковая культура речи, интонационный строй. Предоставление детям определенных ролей побуждает их говорить ясно, четко и понятно. Развивается диалогическая речь.

Теоретическая база опыта

В теоретической базе моего опыта важную роль играет термин «речь». В психолого – педагогической литературе определяется как деятельность общения, способ выражения, воздействия и передачи информации. Интерес детей к коммуникативным задачам, активизирует их речевую деятельность, способствует развитию фантазии и эмоциональной сферы.

Важным аспектом развития речи детей является игра. Игра как форма самовыражения и общения позволяет развивать речевые навыки, расширять словарный запас, формировать логическое мышление и творческое воображение. Игра с предметами, театрализованная игра, ролевая игра, конструирование и другие игровые деятельности способствуют развитию речи и обогащению языкового опыта.

Одним из важных аспектов развития речи является чтение детям. Чтение сказок, стихотворений, рассказов и других литературных произведений не только развивает слуховое и зрительное восприятие, но и обогащает словарный запас, развивает языковое мышление, креативность и эмоциональную сферу ребенка.

Важным фактором в развитии речи детей является также семейное воспитание. Речь, которой окружают ребенка в семье, способствует развитию его речевых навыков. Поддержка и стимулирование со стороны родителей, общение с ними на разные темы, обогащение словарного запаса создают благоприятную обстановку для развития речи.

Таким образом, развитие речи детей дошкольного возраста является важной задачей психолого-педагогической работы. Оно включает в себя развитие всех аспектов речи : фонематического, лексического, грамматического и коммуникативного. Для успешного развития речи необходимо использование разнообразных методов и форм работы, включая игру, чтение, театрализованную деятельность и семейное воспитание. Развитие речи в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования личности ребенка и его успешной адаптации в обществе.

Новизна

При активизации развития речи особенно на первом этапе используются разнообразные методы и виды деятельности. Это включает развитие мимики и обучение использования жестов, развитие пантомимики игры способствующие развитию речевого дыхания и артикуляционной моторики. Так же важно работать над фонематическим восприятием, правильным произношение звуков координацией движений. Задания по развитию мелкой моторики рук помогают снять мышечное напряжение и формировать правильную осанку. Не менее важными являются задания для совершенствования грамматической структуры речи, развития диалогической и монологической формы речи, а также игровые навыки и творческая самостоятельность.

Технология опыта

Я думаю, чем богаче и правильнее речь детей, тем легче ему высказывать свои мысли. Театральные постановки помогают детям выражать и контролировать свои эмоции, развивают уверенность в себе и коммуникативные навыки.

Я также считаю, что театральная деятельность способствует формированию толерантности и уважения к различным культурам и точкам зрения, так как дети в процессе игры могут переживать и понимать мир через глаза других персонажей. Это помогает им развивать эмпатию и понимание.

Чтобы обеспечить успешное проведение театрализованных занятий, я активно использую игры-драматизации, речевые игры, артикуляционную и дыхательную гимнастику. Также я консультирую родителей и вовлекаю их в процесс творческой деятельности детей.

Важно отметить, что формирование речи детей дошкольного возраста происходит наиболее эффективно, когда в работе используются театрализованные занятия. Во время таких занятий дети развивают коммуникативные навыки, артикуляцию, память, внимание и множество других умений и навыков.

Таким образом, я считаю, что театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития речи детей дошкольного возраста. Она не только помогает освоить грамматику и лексику, но и развивает творческое мышление, эмоциональную сферу, социальные навыки и уверенность в себе.

Методы работы, которые я использовала в своей работе:

Метод наблюдения - относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности.

Из словесных методов обучения я использовала в своей работе следующие:

Рассказы воспитателя: Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

Рассказы детей - метод, который направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Беседы - для уточнения знаний детей, их обобщения и систематизации.

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.

Результативность опыта

Результат мониторинга за один год показал, что наблюдается положительная динамика развития речи детей дошкольного возраста. По окончанию основной работы и перечисленных методов было проведено диагностирование детей.

Старшая группа:

Первое диагностирование (октябрь 2022г., списочный состав: 14 воспитанников

Высокий уровень 13.8%

Средний 57.2%

Низкий 29 %

Старшая группа:

Второе диагностирование (май 2023 г., списочный состав: 14 воспитанников

Высокий уровень 42.6%

Средний 51.4%

Низкий 6 %

Общие показатели диагностирования по старшей группе:

Высокий уровень вырос на 28,8%, средний уменьшился на 5.8%, низкий уровень на конец года уменьшился на 23%.

В качестве подведения итогов проводились итоговые занятия с применением театрализованной деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Анализ работы позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы:

- развитие у детей коммуникативных навыков;

- устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

- творческая активность, самостоятельность в выполнении заданий;

- проявляется эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения;

- умение играть в коллективе сверстников.

Благодаря сказкам речь ребенка становиться более эмоциональной, образной, красивой. Формируется умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Литература

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

2. Алянский Ю. Л. Азбука театра. -М., 1986.

3. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

4. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.

5. Белобрыкина О. А. Волшебный мир домашнего театра. - М., 1999.

6. Белянская Л. Б. Хочу на сцену. -Донецк, 1997.

7. Березин В. И. Искусство оформления спектакля. - М., 1986.

8. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.

9. Бочкарева Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А. К. Бондаренко, Л. И. Матусик. -М., 1983.

10. Бурманский Г. В., Слуцкий в. М. Одаренные дети. – М., 1991.

11. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

12. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб. : КАРО, 2006.

13. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Под ред. В. С. Клюева, Н. А. Яковлева. – М., 1989.

14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

15. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1987.

16. Генов Г. В. Теневой театр для самых маленьких. - М. : Учпедгиз, 1961.

17. Гусев В. Е. Русский народный кукольный театр. -Л., 1983.

18. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование : Сб. научных трудов. -М., 1992.

19. Деменни Е. С. За петрушечной ширмой. – Л., 1930.

20. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

21. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве. -М. : Смысл, 1997.

Публикации по теме:

Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности» "Мастер-класс на тему: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»" На.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 16 января 2025 в 08:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Шинкина Анна (УИ 3319517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД