Наталья Любимова
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры с использованием фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры
с использованием фольклора.
Выполнил:
Любимова Наталья Николаевна,
музыкальный руководитель МБДОУ
детского сада №394 г. о. Самара
Самара, 2014
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры с использованием фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Анализируя работу ДОУ по приобщению детей к народной культуре с использованием фольклора за последние годы, мы поняли, что на современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти о прошлом, человек, лишенный исторического опыта своего народа, способен жить только сегодняшним днем.
Знания в дошкольных образовательных учреждениях даются поверхностно, нет глубокого изучения и «погружения» в истоки народной культуры. Назрела необходимость систематизации работы ДОУ, семьи в этом вопросе. Необходимо привлекать и родителей к подготовке и проведению совместных мероприятий, знакомить их с национальными традициями, приобщать к народной культуре и детей, и взрослых.
Вот почему на педагогическом совете в начале 2013 учебного года нами было принято решение о разработке проекта, который так и назван: «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культуры с использованием фольклора». Мы решили начать с детьми средней группы, а затем продолжить начатую работу уже в старших группах.
Цель проекта:
приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путем ознакомления с произведениями фольклора.
Задачи:
- познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, пробудить интерес к нему;
- оказывать содействие накоплению эстетического опыта;
- расширять представления и знания детей о национальной культуре и традициях русского народа;
- способствовать гармоничному развитию музыкальных способностей детей;
- привлечь к участию в воспитательно-образовательном процессе родителей через совместные праздники, спектакли, изготовление атрибутов и костюмов к ним.
На педагогическом совете коллектив ДОУ решил организовать в 2013-2014 учебном году фольклорную студию. Целью образовательной деятельности с использованием фольклора мы считаем формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы фольклора. Мы считаем, что образовательная деятельность, проводимая с использованием произведений фольклора, благоприятно повлияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Планируется разнообразить формы их проведения по степени близости к народным традициям : посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, музыкальные гостиные, ярмарки и т. д.
Начали мы свою работу с детьми средней группы, а в старшей группе работа продолжится. Нами создан перспективный план работы фольклорной студии.
Сроки Тема занятия Содержание
Сентябрь - ноябрь Осенние обычаи и обряды Осенины. Сбор урожая
Народный костюм Одежда детей до 7 лет
Игры Народные игры для детей младшего возраста
Декабрь - январь Новый год Ряженые. Колядование
Игры Зимние игры в доме и на улице
Сказки Сказки о животных
Музыкальные инструменты Шумовые
Февраль - апрель Обряды и обычаи Масленицы Блины. Чучело. Катание на лошадях
Народный театр Театр Петрушки
Весенние обряды и обычаи Закликание весны. Жаворонки
Музыкальные инструменты Свирели, свистульки
Май - июнь Обряды и обычаи начала лета Троица. Завивание березки
Музыкальные инструменты Балалайка
Июль - август Обряды и обычаи конца лета Начало сбора урожая
Хочется отметить, что без тесного взаимодействия детского сада с семьей реализация данного направления работы была бы невозможна. И сотрудники детского сада, и родители направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Отрадно, что дети научились слушать друг друга, помогать, делиться своими умениями. Родители стали замечать, что их дети стали более усидчивыми и внимательными как к ним, так и к бабушкам и дедушкам (более терпимы). Мы рады, что ребята стали больше заботиться друг о друге, уступать друг другу и помогать.
В ходе проделанной работы мы увидели, что знания детей по народной культуре расширились и систематизировались.
Литература
1. Горина Н. В., Николаева Л. А. Первоцвет. Народные календарные праздники в дошкольном учреждении. – Самара, 2002. – 144с.
2. Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду. М. : Мозаика – Синтез, 2006
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа – СПб: Акцидент, 1997. – 158с.