Лена Мустафина
Сценарий развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Закреплять умения проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
• Упражнять в словоизменении путем замены гласных звуков; в назывании гласных букв; упражнять детей в назывании слов по заданной модели.
• Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
• Развивать внимание, память, логическое мышление, графические навыки письма.
• Воспитывать самостоятельность, выдержку, желание заниматься.
Публикация «Сценарий развлечения по обучению грамоте „Путешествие в Страну знаний“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Оборудование: слайды с изображениями «Страны Знаний», изображение предметов на слайдах: речка, лук, лак, люк; магнитный мольберт, карточки-схемы и цветные фишки для звукового анализа слов: «книга», «лук», «лак», «люк»; карточки с гласными буквами; письмо от Пишичитая.
Ход развлечения:
1. Постановка проблемной ситуации
Логопед: Дети, посмотрите, какие интересные книги я вам принесла. Какие, в книгах яркие, красочные иллюстрации (картинки).
- Как вы считаете, для чего нам нужны книги?
- Кто вам их читает?
- А вы умеете читать?
- Что нужно для этого знать? (Знать буквы и читать слова.)
В дверь стучится почтальон, он принес письмо.
- Почтальон принёс нам письмо. Интересно, от кого оно?
Письмо пришло из волшебной «Страны Знаний», а написал его волшебник по имени Пишичитай. Он пишет, что злая волшебница Бяка-Закаляка украла из волшебной книги «Азбуки» все гласные буквы. Что может случиться, если исчезнут гласные буквы? А может, мы зря волнуемся?
Дети: - Без гласных букв нет слога, без слогов не сложатся слова.
Логопед: Если мы не поможем вернуть в Азбуку гласные буквы, то в скором времени из всех книг мира исчезнут гласные буквы, и никто и никогда не сможет прочитать книги. Книга – это источник знаний, без книг дети не смогут учиться в школе и получать новые знания.
- Волшебник Пишичитай просит нас о помощи.
- Ребята, хотите помочь волшебной «Стране Знаний», поможете вернуть в Азбуку гласные буквы?
Давайте же немедленно отправимся в волшебную «Страну Знаний».
- Только как же мы туда попадем?
А вот как, в конверт с письмом волшебник Пишичитай положил волшебные фишки и к ним прилагается инструкция.
2. Упражнение «Назови звук» - Три фишки: синяя, зеленая и красная – это ключи в волшебную «Страну Знаний». Если вы правильно назовете, что означает каждая фишка, закроете глаза, то зазвучит музыка, и вы очутитесь в волшебной «Стране Знаний». (Дети говорят, что эти фишки обозначают звуки. Красная фишка – это гласный звук, синяя – это твердый согласный звук, зеленая – это мягкий согласный звук.)
3. В Стране Знаний
Дети закрывают глаза, звучит музыка. Далее логопед просит детей открыть глаза. На слайде появляется изображение «Страны Знаний» и волшебник Пишичитай.
- Ну, вот мы в «Стране Знаний» и перед нами волшебник Пишичитай.
- Пишичитай, как нам помочь Стране Знаний, как нам вернуть гласные буквы в Азбуку.
Пишичитай: - Злая волшебница Бяка-Закаляка, сказала, что заколдовала гласные буквы и нам ни за что на свете не расколдовать их. Чтобы расколдовать хотя бы одну букву, нужно пройти сложное испытание. Задания будут очень сложными, и злая волшебница Бяка-Закаляка согласилась за каждое выполненное задание возвращать в Азбуку по две гласные буквы. Она заявила, что все равно вы не сможете их выполнить и ей нечего беспокоиться.
- Не побоитесь ли вы пройти трудные испытания?
Дети: - Да, мы готовы помочь.
1-е задание. Игра «Кто внимательный».
На слайде изображена синяя фишка. Детям дается задание назвать гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных звуков (А, О, У, Ы, Э); затем после синей фишки ставится зеленая, и дети называют гласные, которые пишутся после мягких согласных (Я, Е, Ё, Ю, И).
На магнитном мольберте гласные буквы. Дети закрывают глаза, логопед убирает букву или переставляет буквы в рядах, а дети говорят, какой буквы нет или что изменилось.
После выполнения этого задания волшебник Пишичитай показывает буквы А, Я, говорит, что буквы вернулись в Азбуку. (На экране появляются буквы А, Я)
2-е задание. «Словоизменение».
Логопед предлагает выложить слово лук.
- Какой 3-й звук в слове? (к) Какой 1-й звук? (л) Какой 2-й звук? (у)
На экране исчезает буква у, появляется буква а. Предложить детям прочесть, какое новое слово у них получилось (лак). Спрашивает, как звучит 1-й звук в слове – твердо или мягко.
На экране вместо буквы а появляется буква ю. Как теперь будет звучать 1-й звук в слове – твердо или мягко.
После выполнения задания волшебник Пишичитай возвращает в Азбуку буквы У, Ю. (На экране появляются буквы У, Ю)
3-е задание. Звуковой анализ слова «книга».
Предложить детям за столами выполнить звуковой анализ слова «книга». Логопед говорит детям, что у доски слово будет разбирать тот ребенок, который первым выложит его на столе.
Ребенок последовательно интонационно выделяет звуки, называет их изолированно, характеризует и обозначает соответствующими фишками и буквами.
Вопросы к детям:
- Назовите, согласные звуки в слове. (к, н, г).
- Сколько мягких согласных в слове? Один. Какой? (н)
- Какие гласные звуки? (и, а)
- Какой ударный гласный звук? (и)
Игра «Живые звуки»
Пригласить к доске пять детей, раздать им фишки и буквы: и, а, г, н, к.
Подозвать 1-й мягкий согласный звук; 2-й мягкий согласный звук; ударный гласный, безударный гласный; твердый согласный.
Логопед: Давайте посмотрим, правильно ли мы выполнили звуковой анализ слова «книга».
На экране появляется схема звукового анализа слова.
Пишичитай возвращает в Азбуку буквы Э, Е. (На экране появляются буквы Э, Е)
Физкультминутка.
Логопед: Ох, и сложные задания нам задала злая волшебница Бяка-Закаляка. Давайте ребята мы с вами немножко отдохнем, поиграем.
Игра «Если нравится тебе».
Если нравится тебе то, делай так … - хлопают в ладоши
Если нравится тебе то, делай так … - хлопают в ладоши
Если нравится тебе, то ты другому покажи
Если нравится тебе, то делай так! - хлопают в ладоши
Если нравится тебе, то делай так … - хлопают по коленкам
Если нравится тебе то, делай так … - хлопают по коленкам
Если нравится тебе, то ты другому покажи
Если нравится тебе, то делай так! - хлопают по коленкам
Если нравится тебе, то делай так … - топают ногами
Если нравится тебе то, делай так … - топают ногами
Если нравится тебе, то ты другому покажи
Если нравится тебе, то делай так! - топают ногами
Если нравится тебе, то делай всё … - хлопают в ладоши, хлопают по коленкам, топают ногами
Если нравится тебе то, делай всё … - хлопают в ладоши, хлопают по коленкам, топают ногами
Если нравится тебе, то ты другому покажи
Если нравится тебе, то делай всё! - хлопают в ладоши, хлопают по коленкам, топают ногами
4-е задание. Игра «Назови слова».
На экране появляются зеленая, красная и синяя фишки. Предложить детям придумать и назвать слова по этой модели. Называет сама 2-3 слова и прочитывает их по модели. Например: лес, кит, мел, рис, лёд, мёд, люк, тюк и т. п.
Когда дети назовут слова, на экране появляются синяя, красная и синяя фишки. Предложить назвать слова по новой модели, но прежде называет 2-3 слова и прочитывает их по модели. Например: кот, нос, мак, дом, дым, луг, лук, ток, док, лак, рак, сад и т. п. В конце объявляется победитель.
Пишичитай возвращает в Азбуку буквы О, Ё. (На экране появляются буквы О, Ё)
5-е задание. Печатание гласных букв.
Логопед: - Ребята, какие гласные буквы нам осталось вернуть? Ы, И. Чтобы вернуть в Азбуку эти буквы, вам ребята нужно заштриховать букву Ы горизонтальными линиями, а букву И горизонтальными. И тогда мы окончательно расколдуем их и все гласные буквы вернуться в Азбуку.
Дети пишут печатные гласные буквы. Затем хором произносят их. Все гласные буквы возвращаются в Азбуку. (Анимация, буквы возвращаются в Азбуку.)
Пишичитай: Ура! Волшебная «Страна Знаний» спасена! Все буквы вернулись в Азбуку. Спасибо вам ребята, что не побоялись трудностей и помогли вернуть гласные буквы в Азбуку. Теперь буквы и звуки будут складываться в слоги, слоги будут складываться в слова, а из слов составляться предложения. Все дети и взрослые смогут читать книги.
А теперь ребята вам пора возвращаться домой. Я дарю вам замечательную книгу – Азбуку. Учите буквы, учитесь читать, с помощью книги вы сможете путешествовать по волшебной Стране Знаний. До новых встреч в Стране Знаний. Закройте глаза, зазвучит волшебная музыка, и вы очутитесь в своем детском саду, в своей группе.
Звучит музыка. Дети открывают глаза.
3. Итог. Логопед: - Ну, вот дети, мы с вами вернулись в группу.
- Как вы думаете, смогли ли мы помочь Пишичитаю?
- Как мы смогли помочь вызволить гласные буквы?
- Что вам показалось самым сложным?
- А что вам показалось самым простым?