Краевая Наталья Валерьевна
Сценарий развлечения для детей старшей группы «История ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения для детей старшей группы «История ложки»
Авторы:
Рожкина Ольга Николаевна, Ефимова Мария Викторовна, Краевая Наталья Валерьевна.
МБДОУ детский сад №1
Данное мероприятие направленно на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей.
Предмет: Народные инструменты – деревянные ложки.
Форма организации: групповая.
Публикация «Сценарий развлечения для детей старшей группы „История ложки“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2018
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Цель: Формирование представлений о народной художественной культуре
Персонажи: Король, Принцесса, Красна девица, Машенька.
Ход:
Дети старшей группы заходят с королем в зал, здороваются с гостями присаживаются на пуфики у окна?
Король: Ребята, сегодня моя принцесса плачет в самого утра. И я не знаю, чем ей помочь?
Под музыку из Бременских музыкантов, заходит принцесса, дуэт короля и принцессы, двое детей подпевают с места.
Песня-сказка. О деревянной ложке.
Действующие лица. Король. Принцесса.
Двое прохожих: мальчик и девочка одетых под старину
Король:
Ах ты доченька моя симпатичная,
что ж ты плачешь целый день горемычная?
Ты скажи, может я чем помогу?
Принцесса:
Ложку очень я хочу.
Король:
Ой принцессушка моя симпатичная,
Прикажу, тебе скуют ложку личную,
Алюминиевую иль с серебра.
Принцесса
Деревянная нужна
Король:
Ах принцессушка моя, истеричная,
Деревянные, они не практичные,
Хочешь, может золотую мою?
Принцесса:
Деревянную хочу.
Король:
Помогите люди добрые, прохожие,
Для принцессы сделать ложку Пригожую,
Я полцарства за нее заплачу.
Прохожий:
Не умею
Прохожая:
Не могу.
Король:
Вот теперь пойду к ребятам я кланяться,
Ведь не гоже, так принцессе печалиться.
Помогите же мне дети прошу.
Дети хором.
Мы поможем королю.
Принцесса в слезах, уходит из зала.
Король: Слышал я, что деревянные ложки есть в далёкой стране России. Ребята, может вы, мне поможете?
Дети: Да.
Король: Ну, тогда нам пора в путь.
Под русскую музыку путешественников, дети отправляются в дорогу. (ковер – самолет или закрыть глаза и очутиться в России)
Стоит домик, около него стол, на столе самовар, баранки, ложки!
Король: Посмотрите, ребята вокруг: березки, матрешки, самовар и баранки. Кажется, мы на месте.
(Из домика выходит Красна девица.)
Красна девица: Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?
Король: Здравствуй. Беда у меня, красна девица! Принцесса, дочка моя любимая, очень хочет деревянную ложку и ни какую другую. Может быть, ты поможешь моему горю?
Красна девица: От чего же не помочь, помогу. Только вот, просто так ложку вам не отдам. Вы должны выполнить мои задания. Справитесь, получите ложку деревянную для принцессы.
Король: Ребята поможете мне справиться с заданиями красной девицы?
Дети: Да.
Красна девица: Подходите ближе, к столу, расскажу вам про ложки.
Русское слово «ложка» появилось от слова "лог" - овраг, углубление. К ложкам на Руси относились с большой любовью. В старой России посуда была в основном деревянная. И ложки тоже изготавливались из дерева.
Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки-баклуши. Вы слышали
такое выражение «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая
простая работа при изготовлении ложек, выполнял ее часто самый ленивый
подмастер или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!». Мастера инструментами из баклуш вырезали ложку,
обрабатывали ее, чтобы сделать гладкой и удобной.
Какие же бывали деревянные ложки? (Показывает ребятам разные ложки) ЛОЖКА БЕЛАЯ - без росписи. ЛОЖКА ПИСАНАЯ - украшенная росписью. ЛОЖКА БАСКАЯ - продолговатой формы с тупым носом и гладким черенком, украшенная росписью. ЛОЖКА ХОХЛОМСКАЯ - с хохломской росписью. Это только несколько видов ложек, а на самом деле их гораздо больше!
Король: Ай да ложки, хороши!
Красна девица: с ними пляшут, даже малыши. Вы присаживайте, а я покажу, что ложки на Руси не только для еды.
(Звучит музыка, в зал входят малыши)
(Танец «В руки ложки мы возьмем», 2 младшая группа, О. С Шибаева)
(Малыши уходят)
Красна девица: Раньше на Руси были очень большие семьи. В одном доме жили и бабушки с дедушками, и отец с матерью, и молодые, и пожилые, и дети. Все жили дружно. Вечером, за большим-большим столом, собиралась вся семья. Одна из молодых девушек готовила в печи кушанье (например, кашу, ставила на стол большой чугун. Тарелок раньше не было, вся семья ела из одного чугуна, зачерпывая по очереди каждый своей ложкой. И про ложечки, про русские, есть пословиц множество на свете!
(Красна девица начинает говорить пословицу, дети продолжают)
1)Дорога ложка ….к обеду!
2)Красна ложечка с похлебкой, а ….не сухая!
3)Руки за ложкой не протянешь, так…. Не придет сама!
4) Ложка не крошка, рот…. не поцарапает.
5) Ложку не донес, а рот …. открываешь.
6) Что положишь в котел, то попадет…. в ложку.
Красна девица: Про ложки и песни существуют. Споете мне песню про ложки, выполните первое задание!
Король: Знаете вы ребята песню про ложки?
Дети: Да.
(Дети встают на песню)
(Песня «Ах вы, ложечки-кормежечки мои», старшая группа)
(Дети остаются на месте)
Красна девица: а теперь, мои ребятки, отгадайте-ка загадки:
1)Неприступная на вид, подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри, угощение внутри!
2) За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких …
3) Маленький черпачок,
Красненький колпачок,
Три раза в день берется
И опять на место кладется…
4) Утром, вечером и днем
Соберемся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их …
5) Если я пуста бываю, про тебя я забываю,
Но когда несу еду - мимо рта я не пройду.
Красна девица: Молодцы ребята! А знаете, чем еще славится русская ложка?
Дети: Нет.
Красна девица: Еще, ребята, деревянные ложки-это самый настоящий музыкальный инструмент! Считается, что в музыкальный инструмент ложки превратили русские крестьяне, которые подражали испанцам с их кастаньетами. Ложки при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук, это оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.
Кто были первые исполнители на народных инструментах ложках?
Дети: скоморохи.
Красна девица: Сумеете сыграть на ложках, справитесь со следующим заданием!
Король: Разбирайте, дети, ложки! Постучим на них немножко!
(Оркестр ложкарей, старшая группа)
Красна девица: Молодцы, ребята, выполнили все задания. Присаживайтесь, у меня для вас подарок.
(Под музыку выбегают дети подготовительной группы, после танца уходят)
(Танец «Кадриль с ложками», подготовительная группа)
Красна девица: Кажется, что играть на ложках очень просто…Но это не правда! Этому надо долго учиться и много тренироваться.
А ещё, деревянные ложки хороши тем, что их можно использовать по прямому назначению. Принимать пищу. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками.
Вот она какая - расписная ложка-наша гордость!
В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память.
И для вашей принцессы у меня есть в подарок Сувенирная деревянная русская ложка!
(Красна девица дарит ложку королю и обращается к гостям и детям)
Вам спасибо за вниманье! (гостям)
Вам спасибо за старанье! (детям)
Всем вам низкий поклон!
До свиданья! До свиданья!
Мы увидимся потом!
Король: Вот и справились мы со всеми заданиями, получили ложку деревянную. А теперь пора возвращаться к принцессе.
Думаю, обратно мы на автобусе поедем, холодно на ковре – самолете летать.
До свидания!
(Доносится голос принцессы)
Принцесса.
Теперь бусы я хочу!
Список литературы:
Интернет ресурсы:
1. https://parnasse.ru/poetry/childrens/ckazki-v-stihah/skazka-o-derevjanoi-lozhke.html
2. https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2016/10/27/tvorcheskiy-proekt-doroga-lozhka-k
3. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-muzyku/