Анастасия Александровна Мягченкова
Сценарий проведения урока-презентации «Антон Павлович Чехов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока :
• познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антона Павловича Чехова;
• повысить интерес к творчеству Антона Павловича Чехова;
• развить познавательные способности учащихся;
• развить творческие способности учащихся;
Оборудование: мультимедийная презентация «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»; компьютер, медиапроектор, экран; выставка книг с произведениями Чехова.
Предварительная работа: учащиеся самостоятельно знакомятся с биографией А. П. Чехова
Ведущий 1
Публикация «Сценарий проведения урока-презентации „Антон Павлович Чехов“» размещена в разделах
Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.
Отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле "колониальными товарами".
Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей.
Ведущий 2
Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.
В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу.
Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте». Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.
Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии.
Ведущий 1
В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге и в этом же году переехал к родителям в Москву. В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета, по окончанию он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.
Чехов уже студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Будильник», «Зритель» и др.
Ведущий 2
Итогом раннего периода творчества стали сборника малой прозы — «Сказки Мельпомены» (1884, «Пестрые рассказы» (1886, «Невинные речи» и «В сумерках». В лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование. Он был автором таких великолепных произведений, как "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника", Хирургия", "Жалобная книга", чуть позже написан рассказ «Лошадиная фамилия», которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве.
Ведущий 1
В 1886 Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты "Новое время" А. С. Суворина. Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем. Тогда же произошел перелом в художественном творчестве. Начиная с повестей «Степь» (1886, «Скучная история» (1889) и пьесы «Иванов» (1887-1889, поставленной в петербургском театре Ф. А. Корша, перед читателем предстал уже "зрелый", "серьезный" Чехов, в сочинениях которого слышнее драматические перебои жизненного пульса, тоска о гармонии и устремленность к вопросам человеческого духа.
По настоянию издателя А. С. Суворина. Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома», «Ванька», «Мальчики». Сборник получил высокую оценку учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов». Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением.
Ведущий 2
Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними. Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» и «Белолобый» он адресовал именно детям. В письме к брату Чехов писал о впечатлении детей А. С. Суворина от «Каштанки» : «Детишки не отрывают от меня глаз и ждут, что я скажу что-нибудь необыкновенно умное. А по их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке».
Ведущий 1
В 1900 году Чехов избран академиком по разряду изящной словесности, однако в 1902 году от звания академика он отказался (совместно с В. Г. Короленко) в связи с тем, что избрание в Академию М. Горького было объявлено царем недействительным.
В 1901 году Чехов женится на актрисе Московского художественного театра О. Л. Книппер.
Ведущий 1
В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер.
15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.
Ведущий 2
А. П. Чехов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы - трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.
Викторина по биографии и творчеству А. П. Чехова
1. В каком году и где родился А. П. Чехов?
2. Какие учебные заведения закончил А. П. Чехов?
3. Кем работал А. П. Чехов по окончании Московского университета?
4. В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель?
5. Какими псевдонимами подписывался А. П. Чехов под своими произведениями?
6. Какие ранние юмористические рассказы А. П. Чехова вы знаете? С какой газетой начал сотрудничать А. П. Чехов в 1886 году?
7. Как назывался сборник рассказов А. П. Чехова о детях?
8. Какие рассказы А. П. Чехова о детях и для детей вы знаете?
9. Какие сборники рассказов, ставшие итогом раннего творчества писателя, вы знаете?
10. С какой цель А. П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин?
11. Какая книга стала итогом поездки А. П. Чехова на о. Сахалин?
12. В какой период творчества А. П. Чеховым написано 42 произведения?
13. Какие рассказы позднего периода творчества Чехова вы знаете?
14. Какие пьесы А. П. Чехова вы знаете?
15. Назовите известные вам чеховские места.
16. Где похоронен А. П. Чехов?
Подведение итогов викторины.
Рекомендации для родителей по использованию произведений в работе с детьми младшего школьного.
Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. При выборе книг для своего ребенка следите, чтобы они соответствовали его возрасту, были разнообразной тематики (сказки, рассказы о природе, о детях, стихи, приключения, научно-познавательная литература и др.) и обязательно учитывайте индивидуальные интересы своего сына или дочери. Также обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими, «говорящими», то есть отражающими содержание произведения. При чтении книг с рисунками можно попутно задавать ребё нку вопросы типа: «К какому эпизоду подходит этот рисунок?», «Что художник изобразил, на твой взгляд, правильно, а что — неправильно?» Совместное рассматривание иллюстраций подтолкнёт маленького читателя к дальнейшему чтению.
ПОМНИТЕ: только в читающей семье растут читающие дети!
Ребенок должен видеть, что жизнь его родителей немыслима без книг. Тогда они органично войдут и в его жизнь. Хорошо, если в семье есть традиция семейного вечернего чтения вслух или привычка чтения ребенку перед сном.
После того как книга прочитана, обязательно побеседуйте о ней с вашим ребенком: «Понравилась книга или нет? Почему?», «Что запомнилось, удивило, огорчило?», «Кто из героев понравился? Почему?», «Чему учит эта книга?» Такая беседа поможет ребенку лучше понять содержание произведения, заставит его читать внимательно и вдумчиво, а главное — создаст хорошее настроение от доверительного общения с вами.