Спицына Наталья
Сценарий познавательной игры для детей 8–10 лет «Чистая планета»
▼ Скачать + Заказать документы
[Сценарий познавательной игры «Чистая планета»
(для детей 8-10 лет)
Цель: формирование экологического мировоззрения детей через интеллектуальную и творческую деятельность.
Используются методы проблемного обучения, интерактивной беседы
Оборудование:
Публикация «Сценарий познавательной игры для детей 8–10 лет „Чистая планета“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Заранее собраны ТБО: коробки, фантики от конфет, упаковки от зубной пасты, круп, использованные диски, разовые стаканчики, вилки, ложки и т. д., мешки для мусора разных расцветок, скотч, степлер.
- Здравствуйте, ребята.
Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. За каждый правильный ответ команды получают баллы-жетоны.
- Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой светящийся шар. Наша планета – Земля. И вот на Земле появилась жизнь!»
- Без чего невозможна жизнь на Земле?
Вопросы-подсказки:
1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. (Солнце.)
2. Вещество, представленное на Земле в трёх состояниях. (Вода.)
3. Плодородный слой Земли. (Почва.)
4. Смесь газов, большую часть которой занимает кислород. (Воздух.)
Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было магазинов, развлекательных центров, заводов. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной нам обуви и одежды. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы: из-за неудачной охоты они голодали, сильные морозы или засуха нередко грозили им гибелью. Наши далёкие предки преклонялись перед силами природы.
Но постепенно многое изменилось: появились возделанные поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, вооруженный техникой, человек вообразил себя всемогущим и решил покорить природу.
- Проблема! Кем ощущает себя человек – сыном природы или ее покорителем!
(обсуждение)
Всё живое на Земле взаимосвязано. Наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой называется - Экология.
- Как вы думаете, может ли планета заболеть?
Ответы детей.
Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.
Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины.
Для развития сельского хозяйства распахиваются всё новые земли.
При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории.
Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи растений и животных.
Какие вы знаете экологические проблемы?
Ответы детей.
Сегодня мы затронем только одну из экологических проблем, которая тесно связана с нашими предыдущими занятиями. Какую? Посмотрите на выставку «Вторая жизнь вещей» и сформулируйте эту проблему самостоятельно.
Ответы детей.
- Проблема отходов и их утилизации.
К сожалению, в наших квартирах, домах, классах и в школе каждый день появляется большое количество мусора. Откуда же он берется?
Ответы детей.
Учёные подсчитали, что в год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора – 1000 кг! Посчитайте, сколько тонн мусора образуется в вашей семье?
Ответы детей.
Конкурс № 1. «Мусорная цепочка»
Проследим, куда девается мусор из нашего жилища. Составьте последовательную схему из карточек: “завод по переработке мусора”, “дом”, “мусорная свалка”, “мусоровоз”, “мусоропровод” (выдаются по комплекту на каждую группу). (Составление и проверка схемы)
В природе все происходит иначе. “Устранения”, как это следует понимать в технике, в природе не существует. Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост, который используют для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом.
Конкурс № 2. «Переработка»
Помните: природа перерабатывает пластиковый стаканчик за 100 лет. А знаете ли вы, сколько времени потребуется природе, чтобы переработать знакомые всем нам предметы?
Карточка-задание: стрелочками укажите, сколько лет потребуется природе, чтобы исчез брошенный на землю мусор?
(с ответами)
бумага
13 лет
кусок ткани
1000 лет
деревянные отходы
никогда
стеклянная бутылка 2 года
пластиковая бутылка 5лет
Давайте договоримся, что не будем бросать мусор, где попало, а только в урну, мусорное ведро, контейнер.
Конкурс № 3. «Да и Нет» (выдаются карточки с названиями «да» и «нет»)
- Экономя электроэнергию, сохраняешь ли ты окружающую среду?
(Да, меньше ресурсов тратиться на производство энергии)
- Можно ли выбрасывать батарейки в общий мусорный контейнер? (Нет)
- Можно ли решить проблему загрязнения окружающей среды, сжигая пластиковую упаковку (бутылки из-под "Пепси", стаканчики из-под йогурта? (Нет)
– Мировому океану повезло не больше, чем суше. Загрязнение его вод дрейфующим мусором с каждым годом принимает все более угрожающие масштабы. В перечне “даров моря” – пластиковые бутылки, обломки спутников и яхт, окурки, игрушки, старые шины и многое другое, выброшенное человеком. Эти предметы не оседают на дне и производятся из неразлагающихся в морской воде пластмасс, которые со временем крошатся на мелкие кусочки. Их попадание в пищу неразборчивым в еде морским черепахам, чайкам, альбатросам или рыбам приводит к отравлению животных выделяющимися токсинами.
Наука, конечно, не стоит на месте, предлагая все новые способы утилизации мусора.
Что же мы с вами можем сделать, чтобы помочь нашей планете?
Можем убрать мусор, переделать отходы в полезную вещь, посадить деревце, цветок.
Конкурс № 3. «Мусорные Король и Королева».
(Команды берут из заранее приготовленных твёрдых отходов в коробке столько единиц мусора, сколько заработали баллов-жетонов в процессе игры. Делают из подручного материала костюм Королю и Королеве. Индивидуально можно соорудить оружие против мусора)
Дефиле под музыку.
Защита костюмов.
Так как же вы думаете, кем должен быть человек – сыном природы или ее покорителем! Ответы детей.
- Давайте будем к тому стремиться, чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям!
- (зачитываются слова)
“Природа – друг человека. Она дает ему все необходимое для жизни: плодородную почву, на которой растет зерно и цветут сады; леса и луга, реки и озера, полезные ископаемые. Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей. Люди любят природу за красоту, за загадки, которые она им загадывает, за ее мудрость и бесконечное разнообразие. А сколько в природе дел для любознательных и пытливых! Посмотри вокруг, посмотри под ноги – везде жизнь таинственная и необычная. Природа служит нам, радует нас и удивляет. Но и мы её должны уважать и беречь”. Н. Сладков.
– Вы приобрели сегодня много экологических знаний, но не менее важно правильно их использовать: бережно и с любовью относиться к окружающей нас среде. Мы – дети природы, её часть, и поэтому должны обладать элементарной экологической культурой.
До новых встреч!
]