Наталия Макаркина
Сценарий познавательного развлечения ко «Дню письменности» для дошкольников подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Зал: Украшен картинками (фото) берестяных грамот, старинных наскальных рисунков. На интерактивной доске- заставка «День славянской письменности»
Атрибутика: Интерактивная доска, ноутбук, приготовленные заранее буквы на карточках (двухстороннее наглядное пособие 1 сторона- буква древней кириллицы,
2 сторона- та же буква в современном алфавите.
Костюм ведущей- русский народный женский, Костюмы Кирилла и Мефодия (греческие туники и плащи, книги в руках героев. Картинки сюжетов русских народных сказок. Приложение: Слайд- фильм.
Публикация «Сценарий познавательного развлечения ко „Дню письменности“ для дошкольников подготовительной группы» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2015
Ход мероприятия: Дети входят в зал под музыку «Русские гусли» рассаживаются на места. Входит ведущая, кланяется в пояс. Приветствует детей:
Ведущая: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Собрались мы с вами в горнице праздник встречать. А праздник этот письма славянского да азбуки и культуры русичей.
Хотите ли вы совершить путешествие по древней Руси (Ответ детей) Тогда выполните вот какое задание, если отгадаете русские сказки, мы с вами отправимся в путешествие! Проводится интерактивная игра «Угадай-ка»( на интерактивной доске картинки сказок: Курочка Ряба, Колобок, Репка, Теремок, Волк и семеро козлят. Справа в столбце картинки главных героев данных сказок. Дети при этом делятся на 2 команды, каждому ребёнку из команд даётся картинка с сюжетом сказки, Вызываются к доске по 2 человека. При этом ведущая просит каждого ребёнка отгадать сказку по сюжету на картинке. Дети дают ответ и проходят к доске. Ребёнок наводит картинку героя на картинку сюжета сказки. Ответ верный- картинка героя остаётся на картинке сюжета. Ответ неверный- картинка возвращается в исходное место. Интерактивная игра рассчитана на выполнение задания всеми детьми группы.
Ведущая: Какие вы молодцы! Вы справились с таким сложным заданием и поэтому мы отправляемся в путешествие по Древней Руси! И так! В путь (Звучит часть исполнения былины на гуслях, музыка постепенно затихает и остаётся тихим фоном. На экране слайд- фильм о Древней Руси, ведущая комментирует фильм.)
Жили да были на Руси люди добрые! Землю они пахали да урожай собирали (слайды, охотились, рыбу ловили, (слайды) детей своих растили, (слайды) солнышко ясное славили и славянами они назвались. (слайды) Землю свою от врагов защищали и были на Руси богатыри крепкие да сильные (слайды) Много богатырей было на Руси. Но больше всех прославились Илья Муромец Добрыня Никитич и Алёша Попович, (слайды) сражались они с врагами и освобождали от них свою родную русскую землю! Памятник Илье Муромцу стоит в русском городе Муроме. (слайды) И певцы народные были, танцоры и музыканты. (слайды) Песни они пели, былины сочиняли и сказки, плясали и на своих инструментах музыку играли. (Слайды) Занимались строительством, народные мастера сооружали прекрасные резные деревянные терема. (Слайды) Делали они и первых русских народных кукол для своих детей (слайды) Занимались рукоделием и резьбой по дереву. (слайды) Не было у Русичей в древности никакого алфавита. Рисовали они свои рассказы и истории рисунками. (слайды) Вначале на скалах рисовали, наскальные рисунки Русичей были найдены археологами на Урале, и глиняных табличках, (слайды) потом из коры березовой берестяные грамоты делать стали. (слайды). Они очень хотели для себя какие- нибудь знаки чтобы писать письма, и первое их изобретение называлось «Руны».(слайды) Самые первые письма на камне и бересте называется «пиктограмма» и «петроглифы»(слайды) Придумывали разные обозначения слов, которыми можно было бы изобразить всё, что они видели и что делали. Существовали узелковые письма. (слайды) Люди брали верёвочку и завязывали на ней много узелков. Узелки были разные, и сложные, их было очень много! Древний русский народ хотел о многом рассказать. Наверное так же как и мы сейчас. Каждый узелок был знаком какого- то действия. (слайды)
Жили давным-давно два брата, звали их Кирилл и Мефодий. Были они родом из далекой Греции.
Праздник наш с вами волшебный и произойдут здесь сейчас разные чудеса! (Звучит древне-греческая музыка, входят Кирилл и Мефодий)
Ведущая: Кирилл и Мефодий сами к нам пожаловали! Здравствуйте! Уважаемые Кирилл и Мефодий (кланяется им в пояс)
Кирилл и Мефодий: (говорят по очереди)
-Здравствуйте, люди добрые! Пришли мы к вам из далека и расскажем историю о нас. Слушайте! Мы братья. Славянские первоучители. Великие проповедники христианские (Слайды)
Кирилл:- С детства учили мы славянский язык. Постигали много наук и выучили много языков.
Мефодий:- Мы составили и записали славянскую азбуку. Добились трудами, чтобы славянский алфавит пришёл на землю русскую. Стали писать летописи, былины, сказки записывать. Благодаря нашему алфавиту и вы, ребята узнали о них и продолжаете узнавать обо всём из книг.
Ведущая:- Низкий вам поклон, уважаемые Кирилл и Мефодий, за вашу силу, старание и мудрость! Присаживайтесь к нам и погостите в нашем саду.
Кирилл и Мефодий:- Спасибо! Мы с удовольствием погостим с ребятами поиграем и попляшем.
Ведущая:- (Обращается к детям) Ребята! Старание и мудрость Кирилла и Мефодия, живших давным- давно, в далекие времена принесли нам драгоценный алфавит, которым мы пишем и сейчас, складываем свою картину окружающего мира по грамматике и правилам Кирилла и Мефодия. Только с приходом письменности складывается история русского народа, его культура, наука, литература и искусство. Стали создаваться первые школы, чтобы учить детей. (Слайды)
Кирилл и Мефодий никогда не были на Руси но известно, что именно они передали русскому народу кириллицу- так называется азбука этих двух братьев, которой мы пользуемся и сейчас. Это настоящее чудо что азбука попала к нам, чудо и то, что Кирилл и Мефодий пришли к нам и хотят узнать, какие смышленые ребята в нашем саду! Если ребята выполнят задание, то мы продолжим свой рассказ.
Проводится интерактивная игра «Чем напишем в чём?»
На интерактивной доске выставляется несколько картинок
1- наскальные рисунки, берестяные грамоты, папирусные свитки, современные тетради и т. д.
2- Слева или справа в ячейках: ручка, карандаш, камень, уголь, веточка, мел и т. д.
Кирилл и Мефодий задают детям вопрос и определяют задачу для выполнения «Чем можно писать на чём?» Например: Карандаш- тетрадь, мел, камень- наскальный рисунок и т. д.
Дети по выбору ведущей или героев выходят к доске накладывает картинку 1 -предмета которым пишут на предмет 2 на чём пишут. Верный ответ- обе картинки остаются в одной ячейке. Ответ неверный- картинка 2 возвращается в исходное положение. (Возможно участие всех детей по очереди)
Кирилл и Мефодий:- Очень умные и смышленые дети! Ребята легко справились с таким сложным заданием! Молодцы!
Ведущая:- А теперь Кирилл и Мефодий поиграйте пожалуйста с нами вот в какую игру. Проводится русская фольклорная игра- хоровод «По загороду гуляет Царевич Королевич»
(Герои и ведущая выполняют все движения в хороводе
Звучит р. н. Песня «По загороду гуляет.»)
По загороду гуляет -2р.
Царевич Королевич-2р.
Мальчик с платочком ходит в центре хоровода
Он царевну выбирает-2р.
Царевич Королевич-2р.
Мальчик с платком зрительно выбирает девочку и останавливается напротив (когда мальчик остановился, хоровод тоже останавливает движение.
Распахнитесь ворота
Распахнитесь широки
Все в хороводе разводят руками.
Царевич Королевич-2р.
Встань там, подопрись
И царевне поклонись
Мальчик кланяется девочке, передает ей платок, девочка выходит в круг, мальчик становится в хоровод. Всё повторяется с начала. (Возможность повторения игры от 3 - 5 раз)
Ведущая:- Замечательный русский хоровод у нас получился!Спасибо вам, Кирилл и Мефодий!
Кирилл и Мефодий:- И вам спасибо! Давайте с вами ещё поиграем? (ответ детей)
Проводится игра «Собери слово»
Карточки с буквами раскладывают на двух столах современными буквами вверх (картинки двухсторонние)
Детей вызывают по два человека. Ребята с помощью Кирилла и Мефодия складывают каждый по 2 слова «Садик», «Солнце», «Мама», «Папа» современными буквами. Когда слова составлены, Кирилл и Мефодий переворачивают карточки, демонстрируя детям как выглядит слово, написанное старинным алфавитом. Дети подходят по желанию и смотрят.
Кирилл и Мефодий:- Какие вы, ребятки, Молодцы! Нелегкое это задание! С ним вы легко справились!
Ведущая:- Да! Наши ребята просто умники и умницы!
Кирилл и Мефодий! Попляшите- ка с нами Камаринскую!
Кирилл и Мефодий:- давно с братом мы не плясали, попляшем с вами с удовольствием!
(Герои с ведущей вместе с детьми танцуют танец по показу. Движения танца максимально упрощены.
Кирилл и Мефодий:- Ну спасибо вам! Поплясали мы вволю! А теперь пора в путь- дорогу. У нас еще много дел в истории. До свидания! Обязательно учитесь писать и читать (Кирилл и Мефодий уходят)
Ведущая:- До свидания! Спасибо вам за всё!
Ну вот и наш праздник подошел к концу.
Буква к букве-
-Будет слово!
Слово к слову
Речь готова!
И напевна и стройна
Музыкой звучит она!
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям! И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
До свидания! До новых встреч (дети под русскую народную плясовую уходят в группы.