Юлия Зеленько
Сценарий познавательного мероприятия «Посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий познавательного мероприятия
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Посиделки».
Цели:
1. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.
2. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.
3. Формировать интерес к русскому народному творчеству, приобщая детей к духовно-нравственному воспитанию.
Публикация «Сценарий познавательного мероприятия „Посиделки“» размещена в разделах
4. Развивать желание участвовать в празднике, быть причастным к нему.
5. Продолжать знакомить детей с русским фольклором.
6. Дать детям понятие о русском народном костюме.
7. Учить детей самовыражаться в плясках и играх.
8. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость от встречи с прекрасным.
9. Обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики для просмотра презентации об истории возникновения посиделок.
Показ слайдов
Воспитатель после показа. После сбора урожая люди устраивали посиделки. Начинались посиделки с Покрова дня (14 октября, а заканчивались к весне. Что же они делали на посиделках?
Поднимается экран, выключается проектор. В зале появляется Хозяюшка
Хозяюшка:
Да тут народу-то народу! Здравствуйте гости дорогие! Что стоите у ворот, заходи честной народ! Вот и девицы плывут, добры молодцы идут. И у наших, у ворот затевают хоровод.
Воспитатель: Здравствуй Хозяюшка, наши ребята умеют хороводы водить, и песни поют с удовольствием!
Хоровод «На горе да калина»
Хозяюшка. Проходите ребятки, рассаживайтесь поудобнее. Ай, да и весело будет у нас на посиделках. Чем же мне вас повеселить, да порадовать? Да есть у меня для вас кое-что, вот послушайте. В старые давние времена был у русских людей такой обычай: в долгие зимние вечера ходили в гости к сосе-дям, к друзьям, к родственникам и устраивали посиделки. Занимались кто рукоделием, кто вышивкой, кто прял, кто обувь подбивал, кто клубочки мо-тал, всем было дело по плечу.
В народе говорили - какова пряха, такова и рубаха. Вот посмотрите, какой красивый у меня наряд - это русский народный костюм. Он состоит из сара-фана и кофты. Раньше женщины и дети в городах и селах носили одинаковые рубахи, которые назывались сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Когда русская красавица шла в таком сарафане, ее все называли лебедушкой. Ребята, а посмотрите и скажите, чтобы сарафан был красивым, нарядным его украшали чем?
Дети: Сарафаны украшали ленточками, бисером, кружевами.
Хозяюшка: Ребята, а вы знаете, что такие костюмы передавались по наследству от прабабушек к бабушкам, от бабушек к вашим мамам и потом и к вам внукам и внучкам? Еще носили шерстяной пояс или кушак-символ благосостояния - «опознавательный знак», обязательный атрибут и мужской и женской одежды.
Воспитатель: Хозяюшка, а правда, что во время посиделок долгими зимними вечерами сочинялись прибаутки, пословицы, приметы и русские народные сказки?
Хозяюшка: Совершенно верно! Ребята, а какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей) А пословицы и поговорки знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, много сказок да поговорок вспомнили.
Хозяюшка (подходит к мальчикам).
Что ребята приуныли, головы повесили? Али мы вам не хороши, али здесь не весело? А ну – ка, отгадайте-ка загадку:
Как называлась на Руси самая короткая песня?
Правильно частушка. Частушку не спутаешь ни с чем. Это коротенькие пля-совые песенки. В разных местах народ называл их по-разному. Припевка-
ми, частушками - коротушками (то есть частушкой - скорой песенкой).
Воспитатель: Хозяюшка, а наши ребята тоже умеют частушки петь, да на ложках играть.
Ребенок. Эй, ребятки — ребятишки затевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.
Дети исполняют «Частушки» аккомпанируя на деревянных ложках.
Хозяюшка: Ай, да молодцы! И хороводы мы с вами водили, и про сказки говорили и частушки распевали. Ну а напоследок отгадайте мои загадки!
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине-
Огонь да вода.
(Самовар)
Новая посудина,
А ася в дырках.
(Сито, решето)
Три братца
Пошли на речку купаться,
Два купаться,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли.
(Вёдра с коромыслом)
Смастерили из досок
И надели поясок,
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
(Бочка)
Стоит попадья,
Тремя поясами подпоясана.
(Кадка)
Чёрный конь скачет в огонь.
(Кочерга)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдаёт,
Сам в угол идёт.
(Ухват)
-Черныш- загорыш!
Куда поехал?
-Молчи, кручено- верчено,
Так же будешь.
(Чугун и горшок)
С ушами, да не слышит.
(Ушат)
Воспитатель: Знатные посиделки у нас получились! Спасибо тебе Хозяюшка, но нашим детям пора в сад возвращаться.
Хозяюшка спрашивает детей, понравилось им на празднике или нет?
Что хочется отметить больше всего? Запомнили ли они название элементов костюма? Хотели бы еще прийти в гости к старине бывалой.