Татьяна Каменева
Сценарий педагогического совета по патриотическому воспитанию в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий педагогического совета по патриотическому воспитанию
Участники
Педагогический коллектив детского сада.
Цель
Повысить качество патриотического воспитания дошкольников через обновление содержания и технологий работы по данному направлению, совершенствование профессиональной компетентности педагогов в решении задач патриотического воспитания.
Публикация «Сценарий педагогического совета по патриотическому воспитанию в ДОО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Задачи
Совершенствовать работу в ДОО по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, усилить данное направление в рабочей программе воспитания. Обновить содержание и технологии патриотического воспитания дошкольников, учитывая возрастные особенности и возможности детей, ресурсы образовательной организации, участие социальных партнеров, вовлечение родителей. Познакомить педагогов с лучшими практиками патриотического воспитания дошкольников, результатами конкурсных работ педагогов региона и страны.
Оборудование
Ноутбук, проектор, колонки.
Примерное время
60 минут.
Вводная часть
5 минут
Педагоги ДОО собираются в методическом кабинете, где их встречает старший воспитатель. Он приветствует коллег и озвучивает цель встречи и повестку дня. Соответствующий текст высвечивается на первом слайде презентации, которая демонстрируется на экране.
Старший воспитатель
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня на заседании педагогического совета мы обсудим систему работы по патриотическому воспитанию, которая ведется в нашем детском саду. Проанализируем ее результаты и проведем коллективную работу над ошибками.
На повестке дня следующие вопросы:
– итоги тематической проверки «Организация воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»;
– патриотическое воспитание в ДОО : подходы, особенности, результаты;
– распространение опыта, выступление педагогов по теме «Современные формы работы по патриотическому воспитанию с учетом возраста детей»;
– принять и утвердить проект решения педагогического совета.
Дополнений нет.
Предлагаю принять повестку дня заседания педагогического совета в предложенном варианте.
Педагоги голосуют и единогласно принимают предложение.
1
Основная часть
45 минут
Старший воспитатель
Почему вопросу патриотического воспитания мы уделили пристальное внимание в этом учебном году?
Педагоги высказывают свое мнение.
1
Старший воспитатель
Коллеги, соглашусь с вами – на то мы и педагоги, чтобы быть мудрее и дальновиднее. В основе патриотического направления воспитания для дошкольников лежат ценности Родины и родной природы. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм, ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. Мы должны рассматривать патриотическое воспитание как основу формирования активной целеустремленной личности, как фактор успешной социализации ребенка, как возможность реализовать его потребность в самостоятельной деятельности. Насколько эффективна наша работа в этом направлении, мы выяснили в ходе тематической проверки.
На экране демонстрируются результаты тематической проверки.
2
Старший воспитатель
Как показала проверка, в нашем детском саду вопросу патриотического воспитания уделяется недостаточное внимание. Патриотическое развитие дошкольников не организуется на должном уровне и поэтому не приносит детям удовлетворения. Почему, на ваш взгляд, работа в этом направлении нерезультативна?
Педагоги высказывают свои предположения. Старший воспитатель записывает их на доске.
Примерные ответы педагогов : недостаточное методическое обеспечение; отсутствуют рекомендации по организации патриотического воспитания в возрастных группах.
3
Старший воспитатель
Сейчас я вам оглашу рекомендации по организации работы по патриотическому воспитанию. При необходимости внесите дополнения или изменения.
4
На слайде презентации старший воспитатель зачитывает обновленный список нормативных документов, посвященных патриотическому воспитанию
Старший воспитатель
Патриотическое воспитание в образовательных организациях – одна из важнейших задач, которую сегодня перед нами ставит государство. Достаточно посмотреть на обновленный пакет нормативных документов, посвященных патриотическому воспитанию детей и молодежи.
5
Выступление старшего воспитателя сопровождается показом презентации.
Старший воспитатель
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования к содержанию патриотического воспитания можно отнести частичное содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
6
Старший воспитатель
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
– когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
– эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;
– регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
7
Старший воспитатель
Задачи патриотического воспитания дошкольников :
– формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
– воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
– воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
– воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного, ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы :
– ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
– организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
– формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
8
Старший воспитатель
На что следует обратить внимание при организации работы по патриотическому воспитанию? Это возрастные особенности детей и адаптация патриотического содержания воспитания для них. Это принципиальный момент! Только учет возрастных особенностей обеспечит качество работы по патриотическому воспитанию в детском саду. От возрастных особенностей и возможностей детей зависит отбор содержания, форм и методов патриотического воспитания дошкольников, предметно-пространственные условия и характер взаимодействия с родителями.
Предлагаю вам прослушать выступления ваших коллег, которые показали наилучший результат по данному направлению. Одержали победу в профессиональных конкурсах по данному направлению.
Старший воспитатель передает слово выступающим педагогам.
9
Ярмарка педагогических идей
15 минут
Воспитатель
Мы уже неоднократно говорили о том, что для ребенка патриотизм начинается с малого : с дома, в котором он родился и живет, с детского сада, который он посещает, магазинов и кафе, в которые они ходят вместе с мамой и папой, с домов, где живут его друзья, с достопримечательностей, которые встречаются каждый день по дороге в детский сад. Точно так же, как начинается для ребенка его семья: сначала с мамы и папы, сестры или брата, бабушки и дедушки, а затем в семейный круг попадают другие родственники. Обратный порядок невозможен – он лишен смысла. Владимир Владимирович Путин очень точно и искренно ответил на вопрос «С чего начинается Родина?» – «Она начинается с мамы!» А известный детский писатель Радий Петрович Погодин говорил, что патриотизм для ребенка начинается с его детской. И это тоже очень точное высказывание для патриотического воспитания дошкольников.
Выступление педагога сопровождается презентацией.
1
Воспитатель
Творческой группой педагогов было разработано методическое пособие по организации работы по патриотическому воспитанию по тематическим блокам.
Тематические блоки для патриотического воспитания дошкольников выглядят следующим образом:
– моя семья и мой дом (моя детская);
– мой детский сад;
– мой район (микрорайон) и мой город (поселок, село, деревня) – моя малая родина;
– природа моей малой родины;
– слава моей малой родины – люди;
– моя малая родина и моя страна;
– такая необъятная Россия и главный город страны;
– Россия в мире.
2
Воспитатель
Для того чтобы использовать в работе тематические блоки, мы конкретизировали их по направлениям.
Ознакомление с ближайшим окружением через предметный мир:
– воспитание уважения к людям труда в своей семье, близком окружении, городе и предметам народного творчества и промыслов (с учетом регионального компонента);
– воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомство с людьми малой родины, прославившими Россию;
– воспитание доброжелательности, дружеских чувств к людям разных национальностей и культур.
Ознакомление с явлениями общественной жизни:
– воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники, события, которыми ребенок может гордиться вместе со взрослыми);
– бережное отношение к тому, что сделано людьми для своей страны; поддержка посильной социально-активной деятельности детей, детей и взрослых;
– воспитание любви к малой родине, родному краю, к стране (поэтапное представление о том, что значимо и понятно ребенку по мере укрупнения понятий);
– знакомство с достопримечательностями своего города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
– знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства. Воспитание детей в духе сохранения исторической памяти, бережного отношения к ней и памятникам истории. Развитие познавательного интереса к изучению культурного и исторического наследия, доступного и понятного детям дошкольного возраста.
Ознакомление с природой:
– воспитание любви к природе малой родины, родного края, страны;
– воспитание бережного отношения к природе, воспитание экопатриотизма, эковолонтерства;
– воспитание трудолюбия, заботы, внимания и потребности защищать природу.
Педагог передает слово следующему выступающему.
3
Воспитатель
В системе воспитательной работы с дошкольниками необходимо использовать предпосылки становления патриотизма, а именно:
– привязанности ребенка к своему месту жительства;
– участие в труде на благо Родины;
– озабоченность неудачами Отечества;
– гордость за успехи Отечества.
Задача воспитателя заключается в предоставлении детям доступных сведений о Вооруженных силах страны. И именно на этой основе необходимо воспитывать любовь к защитникам Отечества, чувство гордости за них, а также стремление быть похожими на наших военных – быть такими же смелыми, здоровыми, дружными и сильными.
Еще одной важной составляющей патриотического воспитания дошкольников является интернациональное воспитание. «На основе впечатлений и представлений, которые даются детям о людях разных национальностей, формируются интерес к ним, чувство дружбы». Таким образом, задачи патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса, каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с реальными условиями и возрастными особенностями детей.
4
Воспитатель
Коллеги, как вы думаете, о чем говорить с ребенком 3–4 лет, чтобы сформировать у него основы патриотизма?
Обсуждение с педагогами.
5
Воспитатель
Малыши обладают богатым воображением и большим желанием узнать что-то новое. Но взрослым следует помнить, что любые рассказы, какой бы темы они ни касались, должны быть интересными, яркими, эмоциональными. Нами были выбраны темы, которые в данном возрасте будут интересны малышам.
1. История семьи. Первый повод для пробуждения в ребенке чувства патриотизма – знакомство с историей собственной семьи. Расскажите малышу, откуда родом его предки, где они жили, кем были, к чему стремились. Подкрепить полученные впечатления помогут фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен. Чувство сопричастности большой семье, существовавшей на протяжении долгих лет, наполнит душу ребенка гордостью. Особой ценностью обладают семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на праздники или посылать друг другу открытки. В более старшем возрасте можно составить совместно с ребенком генеалогическое древо семьи. Знание о судьбах предков дает первое представление о масштабах истории и развития общества и приобщает к истории страны.
2. История места проживания. С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Всегда любопытно узнать, с чем связано название улицы, почему и как получили свои имена город или поселок. Можно рассказать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. Истории о славном прошлом твоей земли вызывают ощущение сопричастности.
3. Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые иллюстрированные книги с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, качественные традиционные игрушки увлекут ребенка и помогут проникнуться уважением к своей стране. Сборник мультфильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию, познакомит ребенка (и родителей) с историей и жизнью нашей огромной страны. Но, разумеется, решение о том, какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей, принимают взрослые.
6
Воспитатель
Что обсудить и чем заняться с ребенком 5–6 лет?
Обсуждение с педагогами.
7
Воспитатель
Малыш растет, и все темы – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте темы. Сам ребенок может выступить инициатором патриотических и значимых для него тем для обсуждения. Рекомендуемые темы для старших дошкольников:
1. Занимательные рассказы о достопримечательностях. Исторические места, старые постройки, необычные природные объекты есть повсюду, но впечатления от них необходимо подкрепить занимательным рассказом. Хорошо, если это будет не просто набор сведений, а, например, детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное, повествование должно быть эмоционально наполненным.
2. Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но обязательно заранее подготовиться к поездке, найти объекты, которые могут быть интересны ребенку, и правильно составить маршрут.
3. Рассказы об исторических достижениях. Например, о космосе: нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Увлекательные истории о первооткрывателях космоса, космонавтах и ученых наполнят ребенка переживаниями, а подкрепить эти впечатления можно в музее космонавтики или в планетарии. Если нет возможности поехать в музей, можно «сходить» на онлайн-экскурсию или посмотреть фильм на эту тему.
4. Тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Есть настольные игры про историю страны: «Россия Мемо», «Достопримечательности России». Можно подготовить карточки-картинки для самостоятельных занятий про то, что вы знаете сами и что интересно будет и вам, и ребенку.
Педагог передает слово следующему выступающему.
8
Воспитатель
К современным технологиям патриотического воспитания можно отнести : создание мини-музеев и выставок, инициированных детьми или детьми и родителями, квест-игры, игры-путешествия, игровые оболочки для освоения сложных понятий – «герб», «государственные символы», «Родина»; интерактивные технологии, например, интерактивные экскурсии для детей и родителей, проектные технологии, волонтерские проекты и социальные акции в детском саду, проекты социального партнерства патриотической направленности.
9
Воспитатель
Значимость мини-музеев достаточно высока, эффективность функционирования мин-музеев в ДОО уже давно доказана, использование музейной педагогики в целях становления патриотических чувств у дошкольников является действенным и эффективным. Дети и взрослые могут создавать музеи русского быта, традиций, предметов старины, промыслов и творчества, по впечатлениям путешествий по малой родине и России, военные экспозиции «Герои моей семьи», «История одной медали», «Я помню, я горжусь», «Традиции почитания и памяти в нашей семье», «Бессмертный полк» и другие.
10
Воспитатель
Квест-технология – это командная игра. Особенность организации такой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является средством повышения исследовательской активности и мотивационной готовности к познанию нового содержания. Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка с активной познавательной позицией. Такие технологии хорошо использовать в ознакомлении с достопримечательностями своего района или поселка, города. В освоении детьми памятных дат и исторических событий. В ознакомлении, например, с профессиями победы.
11
Воспитатель
Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания патриотического содержания.
12
Воспитатель
Метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Рекомендуемые темы патриотических проектов : «Моя семья», «Генеалогическое древо моей семьи», «История одного подвига», «Моя малая родина», «Столица в ста лицах», «Знаменитые люди нашей земли», «Мой дом – моя Родина», «Календарь победы».
13
Воспитатель
Детское волонтерство и социальные акции. Для дошкольников волонтерство представляется социально полезной и значимой деятельностью, формирующей положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, деятельностью, которая помогает научиться учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, учит помогать, откликаться, не быть равнодушным. По отношению к дошкольникам можно выделить следующие виды волонтерских проектов:
1. По направлению деятельности: социальное, познавательное, экологическое, спортивное, культурное, образовательное и арт-волонтерство.
2. По содержанию деятельности: сервисное или событийное волонтерство.
3. По типам помощи или оказанных услуг: сопровождение, общение, уход, встреча, прогулка, обслуживание, дежурство, участие или соучастие в совместной детской деятельности, содеятельности.
4. По количеству участников: индивидуальное, совместное или групповое волонтерство.
5. По принадлежности волонтера к организации: дошкольные, школьные, социальные партнеры-волонтеры, совместные, сетевые, семейные волонтеры.
6. По времени: краткосрочное, регулярное, долгосрочное.
14
Воспитатель
Для реализации сущностных идей волонтерства в детском саду достаточно пространства образовательной организации и разных по возрасту детей.
Для эффективной реализации событийного волонтерства в дошкольной образовательной организации необходимо соблюдать пять последовательных шагов.
1-й шаг. Планирование событийного волонтерства.
2-й шаг. Информирование о событии всех участников и мотивирование детей-волонтеров к предстоящей деятельности.
3-й шаг. Подготовка волонтеров к событию (предварительная работа).
4-й шаг. Поддержка волонтеров в деятельности.
5-й шаг. Подведение итогов работы событийных волонтеров и обязательное их поощрение.
15
Воспитатель
Данные формы работы мы рекомендуем использовать в работе с детьми по организации патриотического воспитания. Если есть замечания и предложения, мы готовы выслушать.
Педагоги высказывают свое мнение о выслушанных докладах.
16
Заключительная часть
5 минут
Старший воспитатель
Уважаемые коллеги, сегодня мы обсудили важные вопросы патриотического воспитания детей, проанализировали свою работу в этом направлении. Многое уже сделано, но еще есть над чем работать. По итогам тематической проверки, заслушанных докладов выношу проект решения педагогического совета на голосование.
Проект решения педсовета :
1. Продолжить углубленную работу по патриотическому воспитанию дошкольников, совершенствуя содержание, используя новые технологии, формы, методы и приемы работы по данному направлению воспитания. Ответственный: старший воспитатель, воспитатели возрастных групп. Срок: в течение учебного года.
2. Внести изменения в содержание патриотического направления воспитания рабочей программы воспитания в структуре ООП ДО. Ответственный: старший воспитатель. Срок: ноябрь.
3. Принять в работу рекомендации по организации патриотического воспитания дошкольников : планирование, современные методические разработки, диссеминация опыта. Ответственный: старший воспитатель, воспитатели возрастных групп. Срок: в течение учебного года.
4. Провести конкурс лучших практик патриотического воспитания среди педагогов разных возрастных групп детского сада. Ответственный: старший воспитатель. Срок: ноябрь.
На экране демонстрируется текст проекта решения педсовета. Педагоги голосуют. Единогласным решением всех участников педсовета проект утверждается.