Алёна Губайдулина
Сценарий педагогического совета «Формирование основ гражданственности и патриотизма у дошкольников в соответствии с ФОП ДО «»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО»
Губайдулина Алёна Владимировна, ст. воспитатель МКДОУ "Детский сад "Светлячок" п. Пеледуй" МО "Ленский район" РС (Я)
Цель:
Публикация «Сценарий педагогического совета „Формирование основ гражданственности и патриотизма у дошкольников в соответствии с ФОП ДО „“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Систематизировать работу педагогов детского сада по созданию благоприятной среды, способствующей воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Задачи:
• Проанализировать состояние работы в детском саду по формированию основ гражданственности и патриотизма.
• Поиск средств и методов воспитания гражданина великой страны – России.
План:
1. Вступительное слово директора «Актуальность».
2. Теория: «Знатоки своего дела». Деловая игра по разделам ОП ДО
3. Практикум: Педагоги представляют проекты «Моя семья. Семейные традиции»
4. Решение педсовета.
Ход педсовета
Актуальность
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Специальная военная операция, антирусская пропаганда Запада. Проблемы обесценивания традиционных норм и ценностей, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно влияют на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, немаловажную роль играет влияние семьи и образования. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры
Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества, ответственного за будущее своей страны.
Воспитание патриотизма в современном мире. Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность Родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Теория: «Знатоки своего дела». Деловая игра по ОП ДО
А сейчас мы с вами поговорим о том, как эта проблема (можем так сказать) задача (формирование основ гражданственности и патриотизма) решается в нашем детском саду. Обсудим формы работы, средства и методы, которые способствуют воспитанию гражданина великой страны.
Рассуждения педагогов.
В работе можно использовать разнообразные методы и приёмы, но обязательно при выборе того или иного метода (приёма) нужно учитывать психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.
1. Наблюдения на экскурсиях и целевых прогулках (например, позволяющие видеть трудовую жизнь местного населения, изменения в облике села, улицы, района, и т. п.)
2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
3. Беседы с детьми о семье, селе, его истории;
4. Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов и пр. (рассматривание и обсуждение);
5. Участие в общественных и календарных праздниках;
6. Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
7. Организация тематических выставок;
8. Использование фольклорных произведений: пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр, прослушивание музыкальных произведений;
9. Ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка)
10. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
11. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
12. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, своё село и принимающего активное участие в общественной жизни.
Задание: Ребусы. Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Родина
Память
Герои
Москва
Честь
Россия
Перейдем к программе детского сада.
В каких образовательных областях прописаны задачи по формированию основ гражданственности и патриотизма у дошкольников? С какого возраста?
Задание: определите возрастную группу.
Перечень праздников, дат и ОП ДО
Все видели примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат России в программе детского сада?
Задание: напишите дату. Даты из программы + даты семейного календаря.
Практикум: Педагоги представляют проекты «Моя семья. Семейные традиции»
Решение педагогического совета.
1. Продолжить систематически планировать воспитательно-образовательную работу по формированию основ гражданственности и патриотизма у дошкольников, используя разнообразные формы и виды деятельности.
Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.
2. Совершенствовать работу с семьей по данному вопросу.
Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.
3. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края.
Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.
Приложения
Социально-коммуникативное развитие.
2.1.1.4. От 3 лет до 4 лет.
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
• обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности;
2.1.1.5. От 4 лет до 5 лет.
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
• воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
• воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;
• развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
2.1.1.6. От 5 лет до 6 лет.
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
• воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
• знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
• поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы;
2.1.1.7. От 6 лет до 7 лет.
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
• воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
• расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
• знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте;
• развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания;
Познавательное развитие
5-6 лет
1) Окружающий мир:
педагог расширяет первичные представления о малой родине и Отечестве, о населенном пункте, его истории, его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Закрепляет представления о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Развивает познавательный интерес к родной стране, к освоению представлений о её столице, государственном флаге и гербе, о государственных праздниках России, памятных исторических событиях, героях Отечества. Формирует представления о многообразии стран и народов мира;
педагог формирует у детей понимание многообразия людей разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций; развивает интерес к сказкам, песням, играм разных народов; расширяет представления о других странах и народах мира, понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы.
6-7 лет
1) Окружающий мир:
в совместной с детьми деятельности педагог обогащает представления о родном населенном пункте (название улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностей, о стране (герб, гимн, атрибуты государственной власти, Президент, столица и крупные города, особенности природы и населения). Раскрывает и уточняет назначения общественных учреждений, разных видов транспорта, рассказывает о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни. Посредством поисковой и игровой деятельности педагог побуждает проявление интереса детей к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России;
Педагог расширяет представления детей о государственных праздниках:
День России –
День народного единства –
День Государственного флага Российской Федерации –
День Государственного герба Российской Федерации –
День защитника Отечества –
День Победы –
Всемирный день авиации и космонавтики –
Педагог знакомит детей с праздниками:
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады –
Международный день родного языка –
День добровольца (волонтера) в России –
День Конституции Российской Федерации –
День рождения поселка –
Календарь семейных праздников:
Международный женский день –
День дочерей –
Международный день семьи –
Международный день защиты детей –
Всероссийский день семьи, любви и верности –
Международный день пожилых людей –
День отца в России –
День бабушек и дедушек –
День сыновей -
День матери в России –
Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОУ.
Январь:
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Февраль:
8 февраля: День российской науки
21 февраля: Международный день родного языка
23 февраля: День защитника Отечества
Март:
8 марта: Международный женский день
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией
27 марта: Всемирный день театра
Апрель:
12 апреля: Всемирный день авиации и космонавтики
22 апреля: Всемирный день Земли
25 апреля: День дочерей
30 апреля: День пожарной охраны
Май:
9 мая: День Победы
15 мая: Международный день семьи
24 мая: День славянской письменности и культуры
Июнь:
1 июня: Международный день защиты детей
5 июня: День эколога
6 июня: День русского языка, день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)
12 июня: День России
22 июня: День памяти и скорби
Третье воскресенье июня: День медицинского работника
Июль:
7 июля: День рождения посёлка Пеледуй
8 июля: День семьи, любви и верности
30 июля: День Военно-морского флота
Август:
2 августа: День Воздушно-десантных войск
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации
Сентябрь:
1 сентября: День знаний
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки
20 октября: День отцов России
28 октября: День бабушек и дедушек
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства
22 ноября: День сыновей
27 ноября: День матери в России
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России
9 декабря: День Героев Отечества
12 декабря: День Конституции Российской Федерации
31 декабря: Новый год