Елена Надточеева
Сценарий педагогического мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста «Профессия продавца в прошлом и настоящем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействовать созданию условий для ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста посредством актуализации их жизненного опыта, расширения знаний о многообразии профессий мира взрослых и применения знаний о некоторых из них на практике в игровой деятельности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Публикация «Сценарий педагогического мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста „Профессия продавца в прошлом и настоящем“» размещена в разделах
- Магазин. Профессия продавец
- Продавец. Знакомство с профессией
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитательная: воспитывать интерес к профессиям взрослых, их многообразию, желание узнавать новое о той или иной профессии, уважение к труду взрослых, художественно-эстетический вкус.
Образовательная: формировать у детей обобщенное понятие «про-фессия», расширять представления о разнообразии профессий, обобщить представления детей о профессиях продавца, торговца их инструментарии (атрибутах) и конкретных трудовых действий; показать детям значимость различных профессий в социальной среде.
Развивающая: развивать познавательную активность в процессе вы-полнения заданий, умение общаться со сверстниками и взрослыми в игровой ситуации, умение договариваться друг с другом в группе детей, рассуждать о будущей профессии, развивать умение использовать в речи профессиональные слова и выражения.
Материалы: народный костюм и платок, музыкальная заставка «шум базара», мелодии русских народных песен «Коробейники»; платочки на голову для девочек, кепки с цветком для мальчиков; загадки – товары (платок, валенки, рукавицы, ложка, лапти, коромысло, чугунок, гармошка, корзина, балалайка, сушки, самовар); монетки бумажные, ширма; костюм лисы; современные атрибуты для продавца : касса, весы, калькулятор, ценники, белый халат, униформа, колпак. Карточки с изображением кассира, грузчика, директора магазина. Пряники для угощения.
Действующее лицо: Лисичка. Для лисы: сыр, масло, чашка с водой
Часть 1. Ярмарка. Продавец из прошлого.
Перед входом в зал дети слышат звуки шума базара. Их встречает помощник воспитателя.
- Здравствуйте, ребята! А что за шум раздается за дверью зала? Где вы могли его слышать? Куда это мы попадем? (дети высказывают свои предположения. Сходятся во мнении, что это рынок, магазин, ярмарка)
Распахивается дверь зала и детей встречает воспитатель в народном костюме, пестром платке. С обеих сторон столы с предметами-товарами. Дети проходят вдоль столов
Ведущая: - Ой, детишки, подходите,
Да вокруг вы посмотрите.
Снова ярмарка шумит,
Пряники с конфетами!
На товар народ глядит,
Люди разодетые!
Кто бараночки несет, кто поделки разные,
Подходи, честной народ!
Покупай на ярмарке!
Дети рассматривают «товары», затем садятся на стульчики.
- Куда это вы попали? (на рынок, ярмарку). А кто здесь я? (продавец)
- А с папой и мамой вы бывали на такой ярмарке? (нет) Это ярмарка из прошлого. А магазины назывались ЛАВКАМИ. Только прабабушки и прадедушки ваших пап и мам бывали здесь. Побудем и мы немножко в прошлом. Наденем пестрые платочки и кепки с цветком и отгадаем, какие на ярмарке, в лавках товары продают! А чтобы купить отгадку – вот вам пятачки! (надевают, отгадывают). Я - продавец, а вы - … (добавляют ответ - покупатели)
- Кто отгадывает, тот дает мне пятачок и забирает отгадку.
Загадки о товарах
1. Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку уголок
Сложен красочный (платок)
2. Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким.
Что нам зимушки угрозы –
Мы обуем… (валенки)
3. Если маленький мороз –
Не хватает он за нос.
Как начнёт мороз сердиться,
Мы наденем …. (рукавицы)
4. Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная (ложка).
5. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полАти,
У печи оставят …. (лапти)
6. Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит вёдра …. (коромысло).
7. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там в печке уголёк?
Кашу сварит … (чугунок)
8. Без неё в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под весёлую …. (гармошку).
9. Как нужна она в лесу!
В ней грибы домой несу,
Полюбуйся на картину –
Белых – целая …. (корзина).
10. Три струны её узнай-ка!
Заиграла …. (балалайка).
11. Любят девочки-подружки
С маком бублики и …. (сушки).
12. Выпускает жаркий пар
Древний чайник … (самовар)
Ведущая: А вы в лавку заходили,
Покажите, что купили? (показывают)
- Люди приходили на ярмарку, в лавку, не только купить товар, но и повеселиться.
Становись, честной народ,
в развеселый хоровод!
(становятся в круг, движутся по кругу под мелодию р. н. п. «Коробейники», повторяют за водящей движения)
- Ох, устала детвора,
Отдохнуть давно пора.
Дети снова садятся на стульчики. Появляется Лиса с пустой корзиной. Вместе с ведущей разыгрывается стихотворение.
Инсценировка стихотворения
Ведущая: Где ты, лисонька, ходила?
Что на ярмарке купила?
Лиса: Ах, иду я из Торжка,
Присмотрела петушка,
Голосистый и красивый,
Жаль, что денег не хватило!
Ведущая: Так идешь ты без покупки?
Лиса: Голодаю третьи сутки.
На прилавках рыбка, мясо,
Да развешаны колбасы.
Мне б кусочек колбасы,
Нету денег у лисы. (трет глаза)
Ведущая: Не горюй, лисица, зря-то
Мы хоть тоже не богаты,
Но поделимся с тобой.
Лиса: Сжальтесь, люди, надо мной! (берет угощение, кладет в корзинку
Там еще сыры видала,
Только денег было мало.
Ведущая: Вот тебе кусочек сыра.
Лиса: Мне на масло не хватило.
Ведущая: Вот тебе горшочек масла.
Лиса: Мои детки просят мяса.
Ведущая: Вот подарочки лисятам.
Лиса: Жаль, что я не так богата.
Ведущая: Хватит, лисонька, просить.
Лиса: Ох, как хочется попить!
Ведущая: Вот тебе воды глоток.
Лиса: От воды какой мне прок?
Мне бы ковшик молока!
Кружка-то невелика.
Ведущая: Хоть подарков нам не жалко,
Но ты просто попрошайка.
Лиса: Что вы, что вы, я шучу,
За гостинцы отплачу:
Я станцую для ребят
И пойду кормить лисят. (танцует)
(Под веселую музыку кадрили лиса пританцовывает и убегает. В это время за ширмой ведущая снимает народный костюм и остается в современной одежде продавца (фартук-халат, колпак)
Часть 2. Продавец из настоящего
Ведущая: - Вот и лисонька сбежала, и мой наряд исчез. И превратилась я… снова в продавца, только современного, в специальной униформе.
- Что на мне надето? (ответы детей)
- А вы снова будете …. (покупателями). Снимем платочки и кепки и пройдемте в современный магазин.
(подходят к столам с противоположной стороны. На них сгруппированы товары продовольственные- продукты и непродовольственные – обувь, одежда, и т. д.)
- Вспомните, что купила лисонька на ярмарке у продавца? (масло, сыр, воды)
- Как она себя вела? (выпрашивала, торговалась, чтобы меньше заплатить)
- Правильно ли так себя вести? (ответы детей)
- Давайте узнаем, как же работает сейчас продавец и как нам надо себя вести.
В магазине, на базаре
И в буфете, наконец,
Всюду, где бы ни бывали,
Вас встречает продавец.
Он продаст кефир старушке
И свисток озорнику,
Ленту яркую девчушке
И ватрушку толстяку.
Удочку для дяди Пети,
А для тети Веры — брошь.
Так всегда любезно встретит —
Без покупки не уйдешь,
Математику он знает
Ну, конечно же, на пять —
Деньги быстро сосчитает,
Чтобы сдачу верно дать.
Покупатели толпою
Целый день к нему идут
Очень нужен нам с тобою
Продавца нелегкий труд!
(Н. Кнушевицкая)
- Продавец знает всё о качестве товаров, продаваемых в его отделе, о цене товара. Покажите ценники (выполняют)
Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы продовольственных товаров – то есть продуктов (овощей и фруктов, кондитерских изделий, колбасных изделий и т. д.) – он в белом халате, и есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, техники) – он в униформе. (сопровождает слова показом)
- Покажите продовольственные товары, непродовольственные (показывают)
- А какие магазины вы можете назвать? (называют такие, какие смогут вспомнить: продуктовый, мебельный, строительный, салон связи, и т. д.)
- Продавец в магазине работает один? (ответы детей). Все работники приходят в магазин ещё до его открытия. Зачем же продавцу нужно приходить на работу пораньше? (ответы детей) А затем, чтобы успеть расставить товар на свои места.
Ну, вот магазин открылся, пришли покупатели. Продавец встречает покупателей приветливой улыбкой, он рад помочь! Именно у приветливого продавца хочется что-то купить. Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причёсан.
Поиграем в продавца.
- Посмотрите, как ведет себя продавец. (Взрослый показывает образец обращения к покупателю. Выбирается 1-2 ребенка, по очереди надеваем на них униформу и колпак. Дети повторяют по показу взрослого)
Продавец : «Здравствуйте. Что желаете купить?»
Покупатель: «Дайте мне, пожалуйста, ….»
Продавец называет сумму. Покупатель благодарит.
Продавцы товары знают,
Даром время не теряют.
Все, что просим, продадут.
Это их привычный труд!
Обсуждение смежных профессий (показ предметных картинок).
Дети садятся на стульчики
- Кто же еще работает в магазине?
- Как только покупатель выбирал товар, продавец провожает его на кассу. За кассой сидит кто? …. кассир (закрепляем слово, показываем на картинке).
- Кто же такой кассир? Кассир это тоже продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой (закрепляем слово, показываем кассу, он «пробивает» чек и берёт с покупателей деньги за товар.
- Давай подумаем, кто же ещё может работать в магазине (ответы детей).
- В магазине работают водители, их задача привезти новый товар в магазин (показ карточки).
- Ещё в магазине работают грузчики (или рабочие) – они принимают и помогают разгрузить новый товар (показ карточки)
- В магазине работает товаровед, это человек, который следит за качеством товара, продаваемого в магазине, он умеет отличать хороший товар от плохого. Старается договориться с лучшими фабриками и заводами, что бы закупить нужный товар. Он ответственный за весь товар в магазине. Это очень важная и ответственная работа (показ карточки)
- Конечно же, в магазине работают уборщицы (ки), которые следят за чистотой магазина. И если кто-нибудь из покупателей нечаянно что-то разобьёт или прольет, они тут же уберут. В магазине нужно стараться не мусорить, нужно беречь труд уборщиц (ков) (показ карточки)
- Еще в магазине работает охранник, Он следит за порядком в магазине (показ карточки) .
И, наконец, самый главный человек в магазине – директор магазина. Директор магазина следит, что бы все остальные работники правильно и хорошо выполняли свою работу (показ карточки)
Заключительная часть.
Игра «Разложи товар»
- Вот и побывали мы в магазине. Все устали, а в магазин привезли товар. Давайте перед уходом поможем работникам магазина его разложить по отделам. Возьмите каждый по одному предмету и положите к соответствующим товарам на столе - прилавке. (раскладывают)
- Спасибо вам за помощь. Вот вам в благодарность по прянику. (раздает угощение)
- Давайте еще раз повторим, какую работу выполняет продавец? (ответы детей)
Рефлексия.
- Добавляйте по словечку в мое стихотворение.
Много есть профессий разных,
важных, нужных и прекрасных.
Продавца, скажу друзья,
Обошли вниманьем…. зря.
Ты приходишь в… магазин -
Продавец там есть…. один.
Всё подскажет: что …. купить,
Сколько надо …. заплатить,
Подобрать, найти, примерить,
Взвесить, завернуть, отмерить,
Настроение …. поднять,
Снова в гости вас…. позвать.
Сразу видно - …молодец!
Самый лучший ….продавец!
- Желаю вам выбрать в будущем хорошую профессию! Удачи! До свидания!