наталья Ярусова
Сценарий открытого занятия по грамоте в старшей группе «В гостях у гномов Гоши и Гены»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Ярусова Н. А.
Задачи:
• Упражнять детей в дифференциации звуков «г» и «г’», в выделении их в словах, в произношении в словах и предложениях.
• Обратить внимание на артикуляцию звуков «г» и «г’» - работа с ребенком ОВЗ.
• Обогащать словарь детей (ограда)
• Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных
• Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, согласные (твердые, мягкие)
• Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове
Публикация «Сценарий открытого занятия по грамоте в старшей группе „В гостях у гномов Гоши и Гены“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Продолжать формировать представления о взаимосвязи слов в предложении.
• Развивать умение работать в команде, малыми подгруппами.
Методы и приемы:
• Наглядные: рассматривание письма, показ иллюстраций, демонстрация действий (отстукивание определенного ритма)
• Словесные: чтение письма, вопросы к детям, загадка, пояснение (слова «ограда», положения языка во рту, рефлексия.
• Практические, игровые: отстукивание ритма по образцу, дидактические игры и упражнения («Живые слова», «Поймай звук», работа в подгруппах и индивидуальная работа (отбор картинок со звуком «г», разбор слова «гуси», физкультминутки, индивидуальное задание для ребенка ГР «Раскрась предметы со звуком «г».
Предварительная работа: НОД по грамоте, дидактические игры и упражнения, настольные игры по грамоте, индивидуальная работа с ребенком ОВЗ по артикуляции звуков, развитию фонематических представлений.
Материал: письмо, гномы в синей и зеленой одежде. Картинки: ограда, домики синего и зеленого цветов. Картинки с изображением корзины для фруктов, ящика для овощей и плиты с полями для помещения туда картинок со звуком «г». Картинка «гуси» со схемой слова, кружки синего, красного, зеленого цветов, черный магнит. Картинки овощей, фруктов, сока в стакане с фруктом рядом, разных предметов со звуком «г» и «г’». Раздаточный материал: схема слова из 4 звуков, касса звуков. Задания «Раскрась предметы со звуком «г».
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Смотрите какой красивый конверт. Интересно от кого оно. Садитесь скорее на стульчики. Прочитаем. Дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель читает письмо: Здравствуйте, ребята группы «Знайки». Мы живем в дремучем лесу, к нам редко приходят гости, нам очень скучно, и мы приглашаем вас к себе. Подпись. Два веселых гнома.
Воспитатель: Так вот от кого письмо. Вот они нарисованы на конверте. Ну что отправимся в путь? (да)
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ограда перед нами, (руки ко лбу на козырек)
За оградой огород,
Кто-то видно тут живет.
Воспитатель: Ребята, по-моему, мы пришли. Смотрите – ограда. Что такое ограда? (ответы детей). Ограда – это стена, забор, решетка: то, чем огорожено или отгорожено что-нибудь. Ребята, а что за оградой находится? (домики). Как вы думаете чьи это домики? (гномов) Ребята, гномы живут очень далеко, в лесу. Значит они какие жители? (лесные). А мы с вами где живем? (в городе). Значит мы какие жители? (городские). Ну что давайте постучимся. (педагог простукивает какой-либо ритм и предлагает детям повторить. Дети простукивают вместе с педагогом предложенный ритм).
Гномы : Здравствуйте ребята. Как вас много. Значит нам будет весело.
Гоша: давайте познакомимся. Мое имя начинается на звук г. Попробуйте отгадать как меня зовут? (Дети выдвигают предположения, если не отгадывают, то помогает педагог, произнося изолированно звуки «г», «о», «ш», «а»).
Гена: А мое имя начинается на звук «г’». Попробуйте отгадать как меня зовут? (дети отгадывают имя Гена, если не отгадывают, то помогает педагог, произнося изолированно звуки «г’» «э», «н», «а»).
Воспитатель: Гномы ваши имена начинаются со звуков «г» и «г’». Вы знаете, как называются эти звуки?
Гномы : Нет.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Гоше и Гене. Вы сегодня с нами будете (обращается к гномам) изучать звуки «г» и «г’». Ребята, звук «г» - это какой звук? (согласный твердый, а звук «г’»? (согласный мягкий). Как вы поняли, что это согласные звуки? (они произносятся отрывисто, мешает язычок). Маша (ОВЗ - слух, произнеси звук «г’», где находится язык в ротике (кончик языка касается нижних передних зубов). А теперь произнеси звук «г», что изменилось в положении языка? (кончик языка отодвинут от передних зубов вглубь рта)
Давайте с вами поиграем, будем ловить звуки «г» и «г’».
Проводится игра «Поймай звук». Дети должны хлопнуть в ладоши, когда слышат слова со звуками «г» и «г’». произносятся слова: камень, горка, вата, вагон, нога, гиря, книги, кусты.
Ребята, интересно, как гномы живут. Спросите, есть ли у них огород, сад? ( дети спрашивают: Гномы у вас есть огород, сад)
Гномы : Да, у нас есть огород и сад. А еще мы очень любим готовить. Предлагаем вам поиграть. Для этого вам нужно разделиться на три команды и выбрать, какие овощи и фрукты со звуком г растут у нас? Какие блюда со звуком «г» мы готовим.
Дети делятся на команды и отбирают картинки со звуком «г». Детям, не захотевшим работать в команде (предположительно - это ребенок ГР) предлагается индивидуальное задание «Раскрась картинки со звуком «г».
Воспитатель: Гоша, Гена, а вы любите играть? (да). Ребята тоже любят играть. Давайте мы с вами поиграем в игру «Живые слова». Слова: гномы, любят, играть, игрушками.
Воспитатель вызывает детей по количеству слов предложения и говорит каждому, каким словом он будет. Затем "живым словам" предлагают встать последовательно, слева направо.
Воспитатель: Теперь я хлопну в ладоши, и слова пойдут и встанут в любом месте группы, где захотят, а когда их позовут, они должны встать снова по порядку. А вы ребята должны проследить, правильно ли они встанут.
Проводится игра «Живые слова»
Физкульминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайки побежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки
Стоп. Немного отдохнем
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.
Дети проходят и садятся за столы.
Гномы : Ребята, отгадайте, какие домашние птицы живут у нас на птичьем дворе? Загадка про гусей.
Ходит, вытянувши шею,
И щипаться он умеет.
Очень я его боюсь.
Что за птица? Это. (гусь)
Воспитатель: как гуси голос подают? (га-га-га, гуси гогочут).
Появляется картинка «гуси» со схемой слова.
Воспитатель: Гоша и Гена, а вы знаете как можно обозначить это слово. (нет) Давайте научим наших друзей (обращается к детям). Как называются карточки с квадратиками у вас на столах? (это схема слова.) У вас на столах схемы слова и … (кассы звуков). Давайте разберем слово «гуси».
Проводится разбор слова педагогом на доске, дети у себя на столах.
Воспитатель: назовите гласные звуки в слове «гуси» («у», «и»). «Сколько слогов в этом слове?» (два). Как узнать сколько слогов? (приложить руку к подбородку, сколько раз откроется рот, столько и слогов). А еще есть такое правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Какие слоги? (гу, си). Давайте вспомним какой слог называется ударным? (тот который произносится протяжнее). Найдите ударный слог. (Гууси, ударный слог «гу). Какой гласный звук в слоге гу? (гласный звук у). Значит какой ударный гласный звук в слове «гуси»? (у). Воспитатель еще раз произносит слово с выделением ударного звука. Далее ударный звук обозначают фишкой черного цвета.
Воспитатель: А если мы поставим ударение на звук «и», то как будем читать слово?
Воспитатель переставляет черную фишку над звуком «и».
Воспитатель или дети читают: Гусии. Правильно получилось? (нет). Правильно – гууси.
Воспитатель переставляет ударение над звуком «у»
Далее дети убирают фишки со схем под диктовку воспитателя: ударный гласный звук «у», безударный звук «и», твердый согласный звук «г», согласный мягкий звук «с».
Гномы : Ребята, мы очень любим играть и шалить. И после таких шалостей у нас бывает сильный беспорядок. Помогите нам пожалуйста прибраться.
Воспитатель: Ну что ребята, поможем? (да). В домик гнома Гоши (синий) нужно поместить картинки, на которых изображены предметы со звуком «г», а в домик Гены (зеленый» - картинки со звуком «г’»)
Несколько детей у доски выполняют задание, а педагог с остальными детьми проводит пальчиковую гимнастику.
Гномики пальчиковая гимнастика
Дружно жили гномики
(Показывают небольшое расстояние между большим и указательным пальцами)
В деревянном домике.
(Складывают ладошки треугольником — домиком)
Папа-гном дрова колол,
(Реберной стороной одной ладони ударяют о другую, потом меняют руки)
Гном-сынок отнёс их в дом,
(Хватают руками воздух)
Кашу мама-гном сварила,
(Ладони полукругом, совершаются круговые движения)
А дочурка посолила,
(Собирают пальцы в щепотку, движения имитируют посыпание)
Бабуля-гномик шарф связала,
(Показывают вязание спицами)
Тётя-гном его стирала,
(Трут ладошки одна о другую)
Двери гномик-дед открыл,
(Разводят руки в разные стороны)
Всех нас в гости пригласил!
(Обеими кистями рук показывают приглашающий жест)
Далее идет проверка выполнения «уборки детьми», правильно ли они распределили картинки по домикам.
Воспитатель: Молодцы ребята. С какими звуками мы сегодня знакомились? («г» и «г’», а в какие игры играли? (дети перечисляют). Что больше всего понравилось? Что показалось сложным? Ну что пришла пора прощаться с гномами и возвращаться играть в детский сад. (дети и Гномы прощаются друг с другом)
Вместе по лесу идём, (маршируют)
Не спешим, не отстаём.
Вот мы видим детский сад. (рука ко лбу под козырек)
Очень много там ребят (руки в стороны)
Детский сад – наш дом второй (руки - крыша над головой)
Возвращаемся домой (маршируем)
Будем весело играть, (хлопаем в ладоши)
А потом пойдем гулять. (машем руками над головой)
Литература:
1. Обучение дошкольников грамоте : Методическое пособие/Л. Е. Журова, Н. С, Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская/под ред. Н. В. Дуровой - М. : Школьная пресса, 2001
2. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов/Пожиленко Е. А. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.