Мальцева Оксана Яковлевна
Сценарий «Открытие мини-музея в группе «Моя Югра!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов Севера ханты и манси путем создания этнографического мини-музея в условиях ДОУ, через организацию экскурсионной деятельности.
Задачи:
1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию с учетом принципа региональности.
2. Сформировать основные понятия о мировоззрении, быте, культуре коренных народов Севера.
3. Расширять знания детей о культуре малочисленных народам севера;
Публикация «Сценарий „Открытие мини-музея в группе „Моя Югра!“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
4. Приобщать семьи воспитанников к культуре народов севера.
5. Воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;
6. Развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность, музыкальный фольклор;
7. Развивать память, логическое мышление, воображение.
8. Обогащение предметно-развивающей среды для оформления образовательного пространства.
9. Воспитывать чувство патриотизма, эстетических и нравственных черт личности.
Предварительная работа: Беседа о родном крае. Рассматривание альбомов «Коренные народы Севера», «Орнаменты украшений народов Севера», «Родной край». Оформление выставки рисунков «Край, в котором мы живем». Знакомство с экспонатами музея, заучивание текста экскурсии, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.
Методы:
репродуктивный (наглядно-словесный) : показ экспонатов, рассказ экскурсоводов - дошкольников;
игровой: направлен на развитие у дошкольников культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.
Оборудование: все экспонаты музея, магнитофон, записи хантыйских песен.
Активизировать словарь: музей, экскурсия, экскурсовод, экспонат, Югра.
Ход экскурсии:
Организационный момент. (Дети входят в зал и становятся в круг).
Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Сегодня у нас особенный день, мы открываем наш мини- музей «Мой край-Югра!»
Ведущий: Мы живём на севере в Ханты-Мансийском автономном округе. По-другому наш край называется Югра. Коренными жителями нашего края – Ханты манси. Их называют таёжными жителями. Сами они называют себя ”асхоет”, что означает “обские люди”. Об их жизни, быте и культуре расскажут вам наши дети.
Артем:
Чум – это жилище хантов. Жильё хантов делается из оленьего меха. Чум похож на шалаш. Делают его из жердей, а вверх покрывают оленьими шкурами. Чум ханты часто разбирают и перевозят на другое место. Представляем вашему вниманию несколько видов жилищ хантов.
Халид: Мужчины занимаются охотой и рыболовством. Носят рубашки, штаны и пояса, к которым подвешивают мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями.
Камила: Женщины обустраивают жилище и ведут домашнее хозяйство. Национальная одежда женщин, называется – саак. Платья украшают узором из бисера. Зимой женщины носят малицу, как и мужчины. Женская одежда от мужской отличается яркими украшениями. Основной головной убор у женщин – это платок.
Вова: Верхняя одежда мужчин– малица – шьётся из сукна или оленей шкуры с капюшоном. Национальная зимняя обувь хантов, шьётся из оленей шкуры, называется - кисы. Летнюю национальную обувь шьют из кожи, называется – нырики.
Настя: Вся одежда и предметы расшиты бисером. Орнамент для бисерных украшений мастерицы придумывают сами. Да, хантыйские женщины настоящие мастерицы. У каждой семьи свой неповторимы орнамент.
Гриша: Ханты не только для красоты расшивают предметы орнаментом. Коренные народы Ханты верят, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. Все орнаменты отражают природу и символизируют животных.
Елисей: -Этот орнамент называется “Глухарка” – считается, что глухарка оберегает малыша от разных духов.
-Этот орнамент “Заячьи ушки” – помогает услышать зверя на охоте.
Лиза:
-“Олень” – символизирующий землю, наполненную оленями.
-“Медведь” – оберег души детей от всяких дурных влияний, злых духов.
-“Шишка” – символ хантыйского человека.
Муслим: Оберег - это предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом, приносит любовь, счастье. Раньше изготавливали обереги из меха оленя, клюва утки, костей мамонта, зубов животных, цветных ленточек, бисера, лоскутков. Сегодня обереги спрашивают жизнь, принося частичку надежды и радости.
Ксения: Кукла «Акань» это самодельные куклы, сшитые из ткани, меха или сукна, Эти куклы всегда были рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие члены семьи. Первых кукол для девочки делает мама, бабушка или старшая сестра. Когда девочка подрастает, она изготавливает куклу сама.
София: Здесь вы видите предметы быта: шкатулки, куклы, зеркало, домашняя утварь. Все это сделано из бересты. Берестяные изделия хантыйских мастериц вызывают восхищение разнообразием форм и украшений.
Матвей: Музыкальным инструментом у коренных народов Севера является бубен. Это ударный музыкальный инструмент с огромной высоты звучания. Когда в него ударяют или глядят, из него издаются звуки
Ведущий: И в завершении нашего посещения в музеи, наши дети представят вам музыкальный номер «Шаман».
После открытия мини-музея, гости вместе с экскурсоводами просматривали поделки конкурса организованные дошкольным учреждением «Люблю свой край».