Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Наши четвероногие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип образовательной ситуации : «Открытие нового знания»
Тема «Наши четвероногие друзья»
Цель: Формирование представлений детей о роли человека в сохранении и сбережении животного мира.
Задачи:
• Обеспечить условия для проявления активной позиции ребенка в познании животного мира.
• Развивать речевые навыки детей: умение высказываться полными, грамматически правильными предложениями, использовать речь-доказательство.
• Способствовать проявлению у детей гуманно-целостного отношения к животным.
Материал:
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в старшей группе „Наши четвероногие друзья“» размещена в разделах
- Домашние питомцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• Демонстрационный - серия детской художественной литературы о животных, в т. ч. произведение Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» и Красная книга, игрушка Незнайка, мультимедийная презентация «Представители животного мира Кандалакшского заповедника»;
• раздаточный: у каждого ребенка по 1 кругу из бумаги диаметром 12 см, набор цветных карандашей.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
Образовательная задача : формировать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность.
Воспитатель вносит в группу игрушку-Незнайку, который обращается к детям с просьбой.
Незнайка: «Здравствуйте, ребята. Хочу попросить у вас совета. Мама подарила мне котенка. Я его и конфетами угощал, и вкусную косточку предлагал, но он почему-то ничего не ест. А еще, чтоб котенку ночью не страшно было, положил его к себе в кровать, но он убежал и лег спать на коврик. Прямо не знаю, что с ним делать. Как же правильно ухаживать за животными? Помогите мне, пожалуйста».
- Поможем Незнайке?
2. Актуализация знаний
Образовательная задача : уточнить знания детей о способах ухода за домашними животными, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение; формировать гуманное отношение к животным.
- Скажите, у кого из вас дома живет кошка или собака? Как их зовут? Как вы считаете, хорошо ли им живется у вас? Почему так думаете? Расскажите, чем любят лакомиться котята, собачки. Бывает ли так, что ваши питомцы болеют? Что тогда делают ваши мамы и папы? (вызывают врача или отвозят к врачу). Кто знает, как называется врач, который лечит животных? (ветеринар). А еще, чтобы животные не болели, заботливые хозяева просят ветеринара сделать питомцам прививки. Вам ведь тоже делают прививки от разных болезней. И так, вы своих домашних животных кормите, выгуливаете, лечите, играете с ними. Это говорит о том, что вы заботитесь о них. Молодцы!
Теперь ты понял, Незнайка, как надо ухаживать за котенком?
Мы сейчас говорили с вами о животных, которые живут у вас дома. Как называются эти животные? (домашние). А как называются животные, которые живут в лесу? (дикие). Чем они отличаются от домашних животных?
3. Затруднение в ситуации
Образовательная задача : организовать анализ возникшего затруднения, фиксация и выявление причин.
- Интересно, как же выживают дикие животные в лесу, ведь там нет рядом человека, чтоб позаботиться о них.
Незнайка: «А что о них заботится-то? Они вон какие зубастые, клыкастые, быстрые, могут прятаться в лесу так, что и не найти».
- Дети, вы можете рассказать Незнайке, надо ли защищать диких животных или они сами могут о себе позаботиться? (дети отвечают по-разному).
- Вы пока не можете точно сказать. Почему? (точно не знаем). Что нужно сделать, если чего-то не знаем? (спросить у взрослых). А еще где можно узнать? (в книгах, посмотреть фильм о жизни животных, рассмотреть о них иллюстрации).
И так, мы хотим узнать и рассказать Незнайке, надо ли защищать диких животных, заботиться о них.
4. Открытие нового знания
Образовательная задача : показать детям способ преодоления затруднения, дать дополнительные знания о роли человека в сохранении животного мира.
Приглашаю вас в «библиотеку» (на стенде помещены детские книги о жизни животных).
Незнайка: «А что такое «библиотека»? (дети объясняют)
- Посмотрите, как много здесь книг. Кто догадался, о ком они? Как догадались (по картинкам на обложке).
Дети рассматривают обложки, говорят, о ком та или иная книга.
Незнайка: «Мне понравилась вот эта книга, про зайцев».
- Хотите послушать, про что она? Книга называется «Дед Мазай и зайцы».
Воспитатель читает отрывок из книги.
- Как дед Мазай позаботился о зайцах?
- Что было бы с ними, если бы он не спас их?
- Что чувствовали зайцы, когда сидели на маленьком островке среди воды?
- Покажите.
Остальные книги мы с вами обязательно почитаем позже.
Незнайка: «А это что за книга в красной обложке?»
- Эта книга называется «Красная книга природы», в нее люди записали тех животных, которых осталось на земле совсем мало. Она напоминает всем о том, что этих животных надо беречь и сохранять.
И так, в книгах мы можем узнать о том, как человек заботится и сохраняет животных.
Кто из вас знает, что такое «заповедник»? Может быть, кто-то из вас там был с родителями? Заповедник, это такое место, где живут очень редкие породы животных, которых осталось на земле совсем мало. Этих животных охраняет государство. Кстати, как называется государство, в котором мы с вами живем? На этих животных не разрешается охотиться, для них в заповеднике созданы условия, чтобы численность таких животных увеличивалась. В нашем городе на островах Белого моря есть такой заповедник, он так и называется «Кандалакшский заповедник». Хотите посмотреть, какие животные живут в нашем заповеднике?
Воспитатель показывает мультимедийную презентацию «Животные Кандалакшского заповедника». В процессе показа загадывает загадки об этих животных.
- Вот так люди заботятся о животных и сохраняют их.
5. Включение нового знания в систему знаний
Образовательная задача : обеспечить связь нового «открытого» детьми знания с имеющимся у них опытом.
Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Что будет, если…»
- Что будет, если в лесу случится пожар?
- Мы можем как-то предупредить людей, что б такого не произошло? Как?
Незнайка: «Сказать, чтобы не жгли костры в лесу» (не все услышат).
- Как сделать так, чтобы все видели это предупреждение? (подвести детей к тому, что можно нарисовать запрещающий знак).
По аналогии обсуждаются следующие проблемы:
- Что будет, если в лес пришли туристы и оставили после себя кучу мусора?
- Что будет, если в лес пришли туристы и включили громкую музыку?
- Предлагаю вам нарисовать один из таких запрещающих знаков у себя на кружочках. Выберите, кто какой знак будет рисовать.
По окончании работы воспитатель предлагает детям на прогулке вывесить эти знаки около моста, ведущего в лес.
6. Осмысление
Образовательная задача : зафиксировать достижение «детской» цели, акцентрировать внимание на успех.
- Кому мы сегодня помогали?
- Смогли мы помочь Незнайке?
- Какие знания дали нам такую возможность? (мы узнали, как надо заботиться о животных и почему надо защищать их)
Какие вы молодцы! Теперь вы можете рассказать об этом малышам, мамам и папам. Эти знания пригодятся вам всегда в жизни.