Ирина Белых
Сценарий образовательной ситуации в средней группе «План (карта путешествий)»
Тема «ПЛАН (КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ)».
Возрастная группа : средняя группа.
Цель:формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; закреплять умение определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления.
Задачи: закрепить умение определять и называть и свойства предметов, геометрические и пространственные представления;
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в средней группе „План (карта путешествий)“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
формирование у дошкольников интереса к математике посредством игрового занимательного материала,
формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода,
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, вариативное и логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: план пути к домику медведя (карта путешествий,
Раздаточный: планы на каждого ребенка, карандаши, карточки с различным расположением предметов, карточки с изображением предметов различной формы.
Этапы мероприятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
(3-4 мин.) Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь)
мотивировать детей на включение в деятельность. Воспитатель собирает вокруг себя детей:
- Есть ли у вас ребята друзья?
- Бывает ли, что вы ссоритесь со своими друзьями?
- Что обязательно нужно сделать,если друзья поссорились?
(Надо помириться)
Воспитатель рассказывает,что в одном лесу жили были Маша и медведь.
Они очень дружили,но как-то поссорились. И чтобы помириться,пригласил медведь Машу в гости.
- Ребята, хотите отправится вместе с Машей к медведю в гости?
- Сможете найти домик медведя?
- Тогда отправляемся. постановка детской цели: Зачем? Целеполагание
Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий Вопросы: Хотите?
Сможете?
Актуализация знаний (5-6 мин.) Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;актуализировать умениедетей определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления. На чем можно добраться до леса?
Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем ехать на поезде.
-Что нужно сделать прежде всего? (Купить билеты).
Воспитатель показывает
билеты.
1. Игра «Билеты»
Воспитатель рассказывает, что купив билет, надо внимательно его рассмотреть, определить, что находится слева от елки, справа от нее, над ней и под ней, а затем найти место в поезде, на котором находится точно такая же картинка.
На каждом месте лежит такая же карточка, какая есть у одного из детей.
Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка, при этом воспитатель просит ребенка рассказать, что находится справа (слева) от елки, над ней или под ней. Билеты у детей надо забрать.
- Поехали.
Дети едут и стучат ногами.
Подъезжаем к остановке «Поле»
-Нужно нам выходить?
-Нет.
-Едем дальше.
-Остановка «Лес». Нужно нам выходить?
- Да. Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания Мотивация к самостоятельной деятельности Фиксирование в речи затруднения и его причины
Затруднение в ситуации (1-2 мин)
Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением для построения умения ориентироваться по элементарному плану, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;
Воспитатель собирает вокруг себя детейи говорит, что медведь рассказал, как идти к домику:
- Сначала надо идти прямо до цветочной поляны, потом повернуть направо и идти до одинокой елки, потом повернуть налево, дойти до гриба, повернуть еще раз налево – тут и мой дом!
Воспитатель просит детей повторить рассказ медведя.
Дети повторяют. (А ошибиться нельзя – ведь мы можем заблудится в лесу).
-Смогли вы повторить рассказ медведя о том, как прийти к домику?
Почему не смогли (Мы не запомнили,не знаем способа,который поможет нам запомнить дорогу.)
Анализ детьми возникшей ситуации
Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину
Выявление уровня затруднения
Открытие нового знания
(1-2 мин.)
формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия. - Что же нужно сделать для того, чтобы не ошибиться и прийти туда, куда надо.
Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель старается вовлечь в обсуждение всех детей, в том числе и тех, кто еще не имеет опыта придумывания и публичного представления собственных вариантов.
Если дети не предложат сами нарисовать нужный путь, можно их спросить:
Вспомните, как мама и папа объясняли кому-нибудь, как добраться до нужного места, и при этом что-то рисовали?
После того как дети припоминают такие ситуации, воспитатель говорит им, что для того, чтобы было проще найти нужное место, люди придумали план, на котором рисуют улицы, дома, деревья – все то, что поможет отыскать это место.
Медведь тоже нарисовал план.
Воспитатель выставляет план на доску :
Что нарисовано на плане? Рассказывают вместе с воспитателем.
Или кто-либо из детей подходит к плану и показывает дорогу, домик медведя, цветочную полянку, пруд и т. д.
Воспитатель предлагает детям с помощью плана добраться вместе с Машей до домика медведя.
Помогает воспитатель, задавая при необходимости наводящие вопросы. Однако ответ ребенка будет более самостоятельным, если с самого начала пояснить ему, чт он должен сказать, а именно:мимо чего идет, что находится справа, что – слева, в какую сторону надо поворачивать. При этом рассказ ребенка может несколько отличаться от текста, который был сказан воспитателем первоначально – важно лишь, чтобы путь до домика медведя был указан правильно.
– Иду прямо, прохожу мимо березки (она у меня справа, иду дальше, прохожу мимо цветка (тоже справа, дохожу до цветочного поля (оно слева, поворачиваю направо около гриба, иду до елки и т. д.
Воспитатель хвалит детей за то, что они сумели помочь Маше, и делает вывод: для того чтобы найти дорогу по плану, надо внимательно смотреть, что находится справа и слева, куда нужно поворачивать на пути к цели.
- Молодцы! Формирование опыта успешного преодоления затруднения
Умение определять способы и средства для достижения цели Теперь вы знаете
Введение нового знания в систему знаний(4-6 мин) закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры в предметах окружающего мира;
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, коммуникативные навыки.
Воспитатель спрашивает, можно ли другой дойти дорогой.
Дети рассказывают.
Воспитатель показывает на плане, дети хором отвечают:
-Идем прямо,доходим до цветочной поляны,поворачиваем налево,доходим до дерева,поворачиваем направо,доходим до березки,еще раз поворачиваем направо – пришли!
2.1 Игра «Деление на пары».
Медведь и Маша благодарят детей и приглашают их пойти за грибами. Идти придется парами, чтобы не заблудиться.
Для деления на пары каждый ребенок берет одну карточку (пазл, на которой нарисован какой-либо предмет, и ищет человека, у которого на карточке предмет, имеющий такую же форму, например: на одной карточке большой красный мяч, а на другой – маленький синий клубок ниток и т. п.
После того как дети разобьются на пары, воспитатель задает им вопрос:
– Какой формы ваши предметы?
2. 2 Игра «За грибами».
Дети по два человека садятся за столы, на которых находятся одинаковые планы и карандаши.
– Нарисуйте дорожку от домика к грибному месту.
Дети самостоятельно рисуют линию внутри дорожки, изображенной на плане
Затем дети идут к цветочной поляне (2 варианта пути, а потом – к озеру
Молодцы! Практическое выполнение задания организовать активный отдых детей, закрепить их умения Самоконтроль
Осмысление (3 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь Воспитательсобирает детей около себя.
Дети собираются около воспитателя.
Где вы сегодня побывали?
– Кому вы помогли?
– Что было трудно?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь Маше добраться до домика медведя, смогли набрать грибов, поплавать в озере, потому что умеют пользоваться планом.
Воспитатель хвалит детей за то, что они помогли Маше, несмотря на трудности.
Рефлексия (личная оценка) Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось? Почему?