Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации «Путешествие в страну волшебных теней» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Познавательное развитие».
Возрастная группа : 2 младшая группа (3 – 4 года).
Тема: «Знакомство с образованием тени».
Название: «Путешествие в страну волшебных теней».
Образовательная цель : развитие у детей познавательного интереса в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные :
Познакомить детей со свойствами тени, через экспериментальную деятельность.
Способствовать формированию у детей представлений о световом луче.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации „Путешествие в страну волшебных теней“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Создать условия для формирования начальных представлений о теневом театре.
Повторить и закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и соотносить их с силуэтом.
Развивающие:
Развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения.
Создавать условия для развития двигательной активности детей в динамической паузе.
Способствовать формированию связной речи, умению строить простейшие выводы.
Содействовать развитию наблюдательности, любознательности, мыслительной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
Содействовать воспитанию отзывчивости, желание прийти на помощь.
Предварительная работа: разучивание потешки «Тень-тень-потетень»; дидактические игры «Найди пару», «Подбери силуэт».
Дидактические материалы: снежинка – грустинка; снежинки геометрических фигур по количеству детей и их силуэты (тени); карточки для фиксации опытов; снежинки для экспериментирования из салфетки, пластмассы, слюды (прозрачная); персонажи (лиса, ежи, медведь, заяц) для теневого театра.
Оборудование: «чудесная коробка» с отверстием на крышке; ширма-экран теневого театра; 2 фонаря (маленький и большой); обручи (тучи); стол, покрытый белой тканью – сугроб, снежинки и тарелки (зеленая, красная) для рефлексии; магнитофон и музыка для физкультминутки; мольберт.
Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная
деятельность по программе «Мир открытий» Петерсон Л. Г. направлена на
ознакомление детей с процессом образования тени, ее свойств. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими свойствами обладает тень, каким образом она образуется. На протяжении всего занятия дети работают в команде на общий результат: помочь снежинке – грустинке найти ее тень.
Все цели НОД реализуются через игровую ситуацию.
Ход образовательной ситуации:
Организационный момент
Дидактическая задача: создать условия для снятия телесных зажимов.
- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с ними. Они хотят посмотреть, как мы умеем играть.
- Давайте нашим гостям подарим улыбки. И пусть у всех будет хорошее настроение.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
- Присаживайтесь, ребятки, на стульчики.
Глазки смотрят на меня.
Ушки слушают меня.
Ножки подружите.
Ручки положите.
Введение в игровую ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
- Ребята, а что такое сюрприз?
- От кого вы получаете сюрпризы?
-Какое у вас становится настроение?
- Ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз. Он находится в этой необычной чудесной коробочке (показываю детям коробку).
- Коробочка необычная с играми различными. 1,2,3,4,5 предлагаю поиграть!
- Хотите посмотреть, что же там внутри?
- Здесь есть отверстие, можно в него заглянуть.
- Что лежит в коробке? Кто хочет посмотреть? Ну, иди, Алиса, посмотри. Что ты увидела?
(Дети – 2-3 человека, по очереди смотрят в коробку, но ничего в ней не видят.)
- Как же так, ведь я для вас приготовила сюрприз. Почему ничего не видно? (говорю расстроено)
- Ребята, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее?
- А попробую - ка я пошевелить коробку, а вы закройте крепко глазки.
(Включаю в коробке фонарик и снова её закрываю. Предлагаю детям ещё раз заглянуть в коробку. В коробке: снежинка и фонарик.)
- Что вы увидели?
- Почему мы теперь увидели снежинку?
- А почему стало светло в коробке?
- Да, в коробке стало светло, и свет нам помог увидеть снежинку.
- Вот какая снежинка спряталась в коробочке (достаю снежинку).
- Расскажите, какая снежинка?
- Ребята, а снежинка – грустинка потеряла свою тень. Она очень, очень хочет найти свою тень.
- Хотите помочь снежинке найти ее тень. Сможете?
Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о существовании тени.
- Вы хотите отправиться в волшебную страну теней и узнать много интересного про них?
- И снежинку – грустинку с собой возьмем.
(Под стульями находятся снежинки разной геометрической формы (круглые, квадратные и треугольные.)
- У меня для вас есть подсказки. У вас под стульями лежат снежинки. Возьмите их. Карина, какой формы у тебя снежинка?
Показываю геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).
- У кого еще есть круглая снежинка.
- Покажите, у кого квадратные снежинки. А треугольные у кого?
- А сейчас я вам предлагаю подобрать тени к своим снежинкам по форме, которые находятся в тучках.
На полу в обручах (тучках) : в 1 – тени треугольных снежинок, во 2 – квадратных, в 3 – круглых.
- Какие вы молодцы! Смогли подобрали тень к каждой снежинке. Вот мы с вами и попали в страну теней! Присаживайтесь на стульчики.
Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.
(Показываю снежинку из салфетки, пластмассы, слюды (прозрачная).
- Ребята, посмотрите, сколько здесь красивых, разных снежинок!
- Но где же их тени? Вы видите тени снежинок?
- А как получить их тень. Вы знаете?
- Вы смогли получить тень снежинок?
- Почему не смогли?
- Мы не можем помочь снежинкам, потому что не знаем, как получить их тень.
- Значит, что нам надо узнать?
- Мы не знаем, но как можем узнать?
Открытие нового знания (умения, способа действия)
Дидактические задачи:
формировать представление детей об образовании тени, ее свойств, о способах ее выявления;
формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, опыт эмоционального переживания радости открытия.
- Хотите мы с вами попробуем сделать так, чтоб появилась тень!
- На экран направим свет от фонарика, а под лучи света разместим снежинку - грустинку.
- Посмотрите, что появилось на ширме?
- Как получилась тень нашей снежинки?
- Да, мы свет фонарика направили на снежинку, снежинка мешает свету и не даёт дойти ему до экрана, вот и получилась тень. Посмотрите, снежинка стала веселинкой!
- Ребята, а если выключить свет, тень образуется?
- Давайте проверим.
- Получилась тень?
- Почему не получилась?
- Без света тень не образуется.
- А как образуется, что для этого нужно?
Фиксация опыта «Образование тени» на мольберте.
- Ребята, а вы хотите посмотреть, какие тени у других снежинок. Иди, Саша, Арсений, выбирайте снежинки.
- Ну – ка, Саша, поиграй снежинкой, покажи, где ее тень. Вот, у Сашиной снежинки такая тень. А теперь ты, Арсений, поиграй снежинкой, посмотрим какая у нее тень. Вот, у Арсениной снежинки такая тень.
- Одинаковые тени ваших снежинок?
- У каждой снежинки своя тень.
Фиксация опыта «У каждой снежинки своя тень» на мольберте.
- Хотите сейчас мы превратимся в снежинок. Покажем, как красиво они кружатся в воздухе. Вы станете моими тенями.
- Ребятки, посмотрите, ко мне на ладошку упала снежинка. Она совсем прозрачная, безцветная. Посмотрим, какая у нее тень?
- Получилась тень у прозрачной снежинки?
- Оказывается, прозрачная снежинка пропускает свет. Тень не образуется.
Фиксация опыта «У прозрачной снежинки нет тени» на мольберте.
Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи: закрепить знания об образовании тени, ее свойств.
- А еще с помощью тени можно придумывать и показывать интересные театры, где с помощью света оживают предметы. Давайте вернемся в детский сад и покажем нашим гостям теневой театр.
- Раз, два, три – повернись, в детском саду окажись! Вот мы и в группе.
- А теперь хотите быть артистами?
- Давайте оживим картинки, с помощью света и обыграем потешку «Тень-тень-потетень».
Предлагаю детям выбрать персонажей потешки.
Тень - тень - потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса, всему свету я краса.
Похвалялся зайка, поди догоняй ка.
Похвалялися ежи, у нас шубы хороши.
Похвалялся медведь, могу песни я петь.
- Спасибо, ребята, вы были настоящие артисты!
Осмысление
Дидактические задачи: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.
- Ребята, где мы сегодня были?
- Что делали?
- Вам удалось помочь снежинке – грустинке найти ее тень?
- Почему удалось? Что мы узнали?
- Если бы мне не узнали, как получается тень, то не смогли бы помочь снежинке – грустинке.
- А что еще интересного узнали про тень? (вспомнить фиксацию опытов)
- А теперь, ребята, кому было легко помогать снежинке - грустинке найти ее тень, то возьмите снежинку на снежном сугробе и положите ее на зеленую тарелочку.
- У кого возникали трудности – на красную тарелочку.
- Это путешествие по стране волшебных теней показало, как вы хорошо справились с заданиями, что многое умеете. Вы внимательные.
Комментарии к сценарию (использованная литература) :
https://www.i-igrushki.ru/archive/spasenie-tenevogo-teatra. opyty-so-svetom.html
https://pesniclub.com/text/потешки-пестушки-тень-тень-потетень