Ирина Ивановская
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной группе «Число 4»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной группе.
Тип ситуации : тренировочное
Тема «Число 4».
Цель: формирование представлений о числе 4 .
Задачи:
Образовательные :
- формировать представление о составе числа 4 из двух меньших чисел.
-закрепить представление о сложении и вычитании чисел и групп предметов, взаимосвязи части и целого.
-тренировать умение составлять числовые равенства, сравнивать числа.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной группе „Число 4“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
- Сформировать опыт использования знако-симвоческих средств.
Развивающие:
-развивать умение действовать по алгоритму.
-
Воспитательные:
-воспитывать чувство ответственности за животных ;
-воспитывать уважение к труду взрослых (профессии ветеринара).
Материалы к ситуации :
Демонстрационные:
-Картинки с изображением Айболита, лошади, коровы, лисы, собаки, сороки.
-Числовой домик цифры 4.
Раздаточные:
-Лист-вкладка в тетрадь ««Дополни до 4 и допиши равенства».
-цветные карандаши.
Ход ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дид. Задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
-У кого из вас есть домашние животные?
-Случается ли, что они заболевают?
-К кому вы обращаетесь в этом случае?
Если дети называют профессию доктора, врача, то воспитатель задает вопрос:
-Как называется человек, который лечит животных (Ветеринар)
-Как зовут ветеринара, известного всем детям? (Айболит)
-Хотите вместе с Таней помочь Айболиту в приеме зверей?
2. Игровая деятельность.
2.1 Игра «На приеме у ветеринара».
Дид. Задачи:
1. Сформировать представление о составе числа 4 из двух меньших.
2. Закрепить представление о смысле сложения, взаимосвязи части и целого, тренировать умение составлять и решать числовые равенства на сложение.
3. Сформировать опыт использования знако-симвоческих средств, аргументации своего мнения.
Дети встают у доски, на которой находятся карточки с изображением
коровы, лошади, собаки и лисы.
-Кто пришел на прием к Айболиту (корова, лиса, лошадь, собака)
-Как одним словом назвать тех, кто изображен на этих картинках?
(звери, животные).
Воспитатель обводит все картинки одним большим кругом и рисует над ними символ зверей. (символ зверей- кошка)
-Сколько всего животных пришло на прием (4)
Айболит говорит, что принять всех зверей за один раз он не сможет.
-Как быть в этом случае?
Выслушиваются все предложения детей, после чего воспитатель уточняет, что прием Айболит будет вести так: до обеда примет одну часть зверей, после обеда-другую часть. Но животные не могут сами решить, кто и когда из них пойдет. Давайте поможем им разделиться. По какому признаку можно разделить этих животных?
(можно зверей разделить по признаку место обитания, где они живут- на домашних и на диких).
-Назовите домашних животных, пришедших к Айболиту. (корова, лошадь и собака).
-Давайте их поместим справа и обозначим соответствующим символом (домик).
-Назовите диких животных, пришедших к Айболиту. (лиса)
-Давайте ее поместим слева и так же обозначим соответствующим символом. (лес, елка).
-Сколько домашних животных? (3)
-Сколько диких животных? (1).
Таня должна записать в журнал, сколько зверей было принято утром, сколько вечером.
Дети говорят, а воспитатель записывает на доске цифры 1 и 3.
-Сможет ли Айболит, посмотрев в журнал через несколько дней, узнать, сколько всего зверей он принял в этот день?
-Как это можно узнать? (сложить части).
Дети проговаривают равенство, а воспитатель записывает его на доске.
1+3=4
-Назовите в равенстве части (1 и 3)
-Назовите в равенстве целое (4)
Воспитатель предлагает детям еще раз посмотреть на картинки и ответить на вопросы:
-Кого больше- домашних животных или зверей? (зверей больше, так как звери-это целое, а домашние -это часть).
-Кого меньше-зверей или диких животных? (диких меньше, так как дикие животные - это только часть всех зверей).
-Измениться ли общее количество зверей, принятых за день, если Айболит примет сначала домашних, а потом диких зверей? (не изменится).
-Как записать такое равенство?
Дети говорят, а воспитатель записывает на доске :
3+1=4
-Назовите в равенстве части (1 и 3)
-Назовите в равенстве целое (4)
Воспитатель говорит о том, что на поляну, где собрались больные животные прилетела сорока и застрекотала : «Неправильно поделились, неправильно! По-другому надо!».
Воспитатель снова объединяет животных в одну группу.
-Давайте подумаем, по какому еще признаку можно поделить животных?
-Чем питаются лошадь и корова? (травой)
-Как называются животные, которые питаются травой? (травоядные)
-Чем питается лиса и собака? (мясом других животных)
-Как называются животные, которые питаются мясом других животных? (хищники).
-На какие две группы можно разделить этих животных? (на хищников и травоядных)
-Давайте поместим травоядных слева и обозначим соответствующим символом (трава, а хищников справа и обозначим соответствующим символом. (косточка).
-Таня должна записать в журнал, сколько животных были на приеме.
-Сколько травоядных животных? (2)
-Какой цифрой обозначим число 2?
-Сколько хищных животных? (2)
-Сможет ли Айболит, посмотрев в журнал через несколько дней, вспомнить, сколько всего у него было на приеме зверей?
-Как это можно узнать (сложить части).
Дети проговаривают равенство, а воспитатель записывает его на доске.
2+2=4
-Назовите в равенстве части (2 и 2)
-Назовите в равенстве целое (4)
Воспитатель предлагает детям еще раз посмотреть на картинки и ответить на вопросы:
-Кого больше-хищников или зверей? (зверей больше, так как звери-это целое, а хищники-это часть).
-Кого меньше-зверей или травоядных? (травоядных меньше, травоядные- это только часть всех зверей)
-Посмотрите на наши равенства. Что можно сказать о целом во всех написанных равенствах (Целое везде одинаковое)
-Число 4 можно составить из двух частей меньших частей по- разному.
Воспитатель помещает на доску домик с составом числа 4.
2.2. Игра «Звериная зарядка».
Дид. Задача: организовать активный отдых детей.
Айболит вылечил всех животных. Теперь они здоровы и могут заниматься физкультурой, которую они так любят. Вместе с животными давайте и мы сделаем зарядку.
-Раз-присядка,
Два- прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
Ну а мишка косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало-
Начинает все сначала.
2.3. Работа в учебнике-тетради. «Дополни до 4 и допиши равенства».
Дид. Задачи:
1. закрепить представления о составе числа 4, смысле сложения, взаимосвязи части и целого;
2. Тренировать умение составлять числовые равенства на сложение;
3. Закрепить умение писать (печатать) цифры 1-3 в клетках.
Воспитатель сообщает, что Айболит, как и любой доктор, советует своим пациентам принимать в пищу овощи и фрукты.
-Как вы думаете, зачем? (в овощах и фруктах много витаминов).
-Сегодня все должны съесть по 4 фрукта. Давайте присядем за столы и рассмотрим тарелки, которые приготовил Айболит для своих пациентов.
Дети садятся за столы, на которых лежат листки с заданием и цветные карандаши.
-Посмотрите на голубую тарелку. Сколько яблок лежит на ней? (1 яблоко)
-Сколько яблок надо дорисовать, чтобы на ней оказалось 4 яблока (3 яблока)
Дети дорисовывают три яблока.
Воспитатель обращает внимание детей на равенство, написанное под тарелкой.
-Что означает число 1 (что одно яблоко уже лежало на тарелке).
-Какое число вы напечатаете в клетках? (Число 3).
-Почему? (потому что нарисовали 3 яблока).
-Из каких частей вы составили число 4 в этом случае? (одна часть- это 1, а другая- это 3).
Далее дети выполняют задание самостоятельно.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:
-Сколько груш (морковок) вы доложили на тарелки?
-Какое равенство записали?
-Какой вывод можно сделать (Число 4 можно составить из двух частей меньших частей по- разному.)
-Из каких двух меньших чисел состоит число 4? (1 и 3, 2 и 2, 3 и 1).
3. Осмысление. Итог занятия.
-Где вы сегодня побывали? (На лесной полянке у доктора Айболита)
-Кому сумели помочь? (Тане помогли записывать в журнал, сколько животных принял Айболит)
-Ребята, вы сегодня большие молодцы. Полученные знания помогли вам поделить вам поделить животных на разные части, чтоб никому не было обидно. Спасибо за работу.