Ирина Ивановская
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной группе «Число 9 и цифра 9»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип ситуации : открытие нового знания.
Тема: «Число 9 и цифра 9».
Цель: формирование представлений о числе 9 .
Задачи:
Образовательные :
1. Формировать представление о способах изображения с помощью точек и печатания цифры в клетках.
2. Формировать представление о составе числа 9 из двух меньших чисел.
3. Тренировать умение составлять и решать простейшие примеры на сложение в пределах 9.
Развивающие:
Публикация «Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной группе „Число 9 и цифра 9“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 9. Состав числа девять, счёт до девяти
- Темочки
1. Развивать умение действовать по алгоритму, осуществлять самопроверку по образцу.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Материалы к ситуации :
Демонстрационные:
1. Карточка с цифрой 9.
2. Карточки с точками.
3. Числовой домик цифры 9.
Раздаточные:
1. Лист-вкладка в учебник-тетрадь «Пересчитай цветы и запиши их количество с помощью точек и цифр».
2. Лист бумаги формата А4 и клетками 6 см. (на каждого ребенка)
3. Счетные палочки по 11 шт. (на каждого ребенка)
Ход ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Цель: создание мотивационной ситуации для включения детей в познавательную деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Ребята, какой праздник приближается? (8 марта)
-Дарите ли вы цветы своим бабушкам и мамам в этот день? (ответы детей)
-Любой женщине приятно получать цветы, поэтому дарить их своим любимым женщинам надо как можно чаще. А где можно купить цветы? (в магазине, в ларьке, на рынке).
-Правильно, можно купить один или несколько цветков, а можно составить красивый букет. Вы знаете, как называется человек, который занимается составлением букетов и цветочных композиций? Флорист. Давайте вместе произнесем название этой новой для вас профессии. Работа флориста очень интересная и творческая. А вы хотите попробовать себя в роли флористов? Хотите научиться составлять букеты из определенного числа, чтоб потом дарить их своим мамам и бабушкам?
-Да.
-Как вы думаете, у вас получиться? Почему? (Ответы детей)
-Зачем вам это надо? Для чего это умение?, создавать красоту вокруг себя, выбрать как будущую профессию, станет хобби).
2. Актуализация знаний.
Цель: актуализация знаний
Ну, что ж давайте проверим ваши знания.
Игра-разминка «Время суток»
-В магазин флористы приходят очень рано, чтобы успеть к открытию принять свежие цветы составить из них букеты.
Как вы думаете, в какое время суток флористы приходят на работу (утро) Назовите другие части суток (День, вечер, ночь).
Игра –разминка «Времена года».
-Ребята, как вы думаете, в какое время года лучше всего продаются цветы и почему? (весной, так как праздник и дачный сезон).
-Назовите мне весенние месяцы (март, апрель, май.)
-Назовите другие времена года. (лето, осень, зима.)
Игра-разминка «Веселый счет».
-Флористы должны уметь быстро и аккуратно пересчитывать цветы. Посмотрим, как хорошо вы умеете считать.
Прямой счет в пределах 10.
Обратный счет.
Соседи числа 3,5, 7.
Последующее число за числом 2, 4, 6.
Предыдущее число числа 8, 4, 6.
Я вижу, что вы действительно много знаете и я предлагаю вам
прямо сейчас отправиться в наш импровизированный цветочный магазин. А так как он находиться недалеко, я предлагаю прогуляться до него пешком. Шагайте смелее за мной, а чтобы нам не скучно было идти, порешаем веселые задачки.
Игра –разминка «Веселые задачки»
Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?
(5 цветов)
Красиво вышила Татьяна
две лилии и два тюльпана
Какие чудные цветы,
а сколько их нам скажешь ты.
(4 цветка)
У этого цветка четыре лепестка,
Сколько будет лепестков
У двух таких цветов?
(8 лепестков)
Вот мы пришли к цветочному магазину. Проходите, присаживайтесь за столы.
Игра «Цветы».
-Утром в магазин привезли свежие цветы. Их нужно пересчитать и записать их количество. Как можно это сделать? (с помощью точек и цифр).
- Сколько красных цветов привезли в магазин? (7)
(Печатают цифру 7 и рисуют 7 точек).
-Сколько синих цветов привезли в магазин? (8)
(Печатают цифру 8 и рисуют 8 точек).
-Сколько цветов привезли в последней коробке? (9)
Затруднение в ситуации.
Цель: формирование опыта фиксации затруднения, понимания его причины и опыта целеполагания.
-Знаете ли вы, как правильно печатать цифру 9? (Да, нет).
- Как и где мы можем узнать, как правильно печатать цифру 9? (посмотреть в интернете, спросить у взрослого)
-Верно, мы можем придумать сами, а потом проверить себя по образцу.
4. Открытие нового знания.
Цель: формирование представления о способе печатания цифры 9 в двух клетках и способе обозначения числа 9 с помощью точек.
-Ребята, сейчас я предлагаю вам попробовать самостоятельно выложить цифру 9 с помощью счетных палочек.
(Дети выполняют задание. Воспитатель побуждает детей к тому, чтобы у каждого получился не один вариант.)
Воспитатель помещает на доску образец и говорит, что цифру 9 принято печатать так:
Дети печатают цифру 9 под последней коробкой.
Игра «Точки».
-Как по-другому можно изобразить число 9 (это можно сделать с помощью точек.)
Воспитатель располагает на доске карточки с 9 точками и предлагает детям выбрать ту, по которой можно быстро определить, что на ней расположено именно 9 точек.
-Где находится карточка, на которой удобно считать точки? (на втором месте справа или на третьем месте слева).
Дети рисуют 9 точек под последней коробкой с цветами.
4. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: формирование представления о составе числа 9 из двух наименьших чисел.
Работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе». Задание № 1. «Составь букеты разными способами».
-Сегодня нужно составить букеты из 9 цветов. В каждом букете обязательно должны быть цветки красного и желтого цвета.
Составьте все возможные варианты букетов. Давайте посмотрим на первый букет.
-Сколько красных цветков? (1) Сколько желтых? (8) Сколько всего получилось цветков? (9). Давайте запишем равенство. Первое число обозначает количество красных цветков, второе – желтых.
(Дети записывают равенство в своих тетрадях, воспитатель дублирует запись на доске).
1+8=9
Посмотрите на второй букет. Сколько красных цветков? (2) Сколько желтых? (7) Сколько всего получилось цветков? (9). Давайте запишем равенство.
2+7=9
Посмотрите на третий букет. Сколько красных цветков? (3) Сколько желтых? (6) Сколько всего получилось цветков? (9). Давайте запишем равенство.
3+6=9
Посмотрите на четвертый букет. Сколько красных цветков? (4) Сколько желтых? (5) Сколько всего получилось цветков? (9). Давайте запишем равенство.
4+5=9
Посмотрите на наши равенства.
- Что можно сказать о целом во всех случаях? (оно одинаково)
-Что можно сказать о частях? (оно разное).
-Из каких двух меньших чисел можно составить число 9?
Игра «найди пару».
Цель: организация активного отдыха детей и закрепление знаний о составе числа 9.
-Ребята, вы отлично справились с этим заданием, а теперь я предлагаю устроить перерыв в работе. Каждый ребенок получает карточку с числом.
Дети встают в круг и держат карточки так, чтобы их видели все стоящие.
Пока звучит музыка, вы гуляете, как только музыка закончилась, нужно найти и встать в пару так, чтобы в сумме у вас получилось 9.
- Отдохнули? Теперь пора разнести букеты заказчикам по квартирам.
У нас есть дом. На каждый этаж нужно доставить по 9 букетов.
-Посмотрите, на первый этаж уже доставили 8 букетов. Сколько еще нужно доставить, чтоб было 9 букетов? (1)
-Поднимаемся на второй этаж, а там уже 2 букета доставили, сколько осталось еще доставить, чтоб было 9? (7)
-Переходим на следующий этаж. Сколько букетов уже доставили(3) Сколько еще осталось? (6)
-И последний этаж. Сколько букетов принесли? (5) .Сколько еще надо? (4).
Молодцы, ребята. Всю работу на сегодня вы выполнили. Нам пора возвращаться в детский сад. Вставайте парами и шагайте за мной. Наш детский сад недалеко.
6. Осмысление (итог) занятия.
Цель: формирование первичного опыта осмысления собственной деятельности.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Где вы сегодня побывали? (в цветочном магазине)
-Кем поработали? (флористами)
-Что мы делали в цветочном магазине? (Собирали букеты)
- Сколько всего цветов было в каждом букете? Из каких двух меньших чисел состоит число 9?
- Вы сегодня большие молодцы. Спасибо вам за работу.