Елена Бугрова
Сценарий НОД по обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Три поросёнка и звуки [Н] и [Н’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Коррекционно – образовательные:
- Закреплять навык произношения звука Н в слогах, словах, фразах;
- Закреплять в самостоятельной речи ребёнка предлог НА;
- Развивать умение характеризовать звук;
- Обогащать лексику прилагательными.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать мимику
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- Развивать координацию движения пальцев рук;
- Развивать тактильно – кинестетическое восприятие;
Публикация «Сценарий НОД по обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР „Три поросёнка и звуки [Н] и [Н’]“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- «Три поросенка», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
- Развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове, навыки звукового и слогового анализа;
- Развивать внимание, мышление, память.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать добрые чувства, желания помочь, выручать из беды.
Оборудование
- Настольный театр «Три поросёнка»;
- Фонограмма песенки поросят;
- Карточки для мимической гимнастики;
- Картинки для артикуляционной гимнастики;
- Звуковички;
- Мяч;
- Чудесный мешочек с предметами (игрушки, в названии которых есть звуки Н, Нь и игрушки, в названии которых нет этих звуков;
- Раздаточный материал на каждого ребёнка (Птичка для определения места звука в слове, звуковые обозначения);
- Наклейки – сюрпризы.
1. Организационный момент
Звучит песенка из мультфильма «Три поросёнка» :
…Никакой на свете зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь …
- Чья это песенка?
(Песенка трёх поросят)
- Как их звали?
(Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)
2. Объявление темы
- С каких звуков начинаются имена поросят?
(со звуков Н, Нь)
- Мы сегодня поиграем с этими звуками и поможем поросятам убежать от злого волка.
3. Мимическая гимнастика
- Изобразите сердитого волка, испуганных поросят, удивлённого волка, радостных поросят.
4. Артикуляционная гимнастика
- Чтобы мы были сильные и ловкие, давайте сделаем зарядку для язычка и губ: Лошадка, Щёточка, Маляр, Дятел.
5. Пальчиковая гимнастика
- Потренируем пальчики:
Колечки – Ущки – Рожки
Кулачки – Ладошки
Кулак – Ребро – Ладонь
6. Артикуляция и характеристика звуков Н, Нь
- Расскажем поросятам как мы произносим звук Н :
(рот приоткрыт, широкий кончик языка нажимает в верхние зубки, звучит голос)
Характеристика: согласный
твёрдый
звонкий
(Выбрать Звуковичка)
- Расскажем поросятам как мы произносим звук Нь :
(рот приоткрыт, кончик языка опущен вниз, середина языка нажимает в нёбо, голос звучит)
Характеристика: согласный
мягкий
звонкий
(Выбрать Звуковичка)
7. Произношение звуков Н, Нь в слогах
- Поросята построили свои домики и стали веселиться, петь песенки
(логопед произносит цепочку слогов, кидает мячик ребёнку, он повторяет)
На – но – ну – ны Ан – он – ун – ын
Ня – нё – ню – ни Сна – сно – сну – сны
Мна – мно – мну – мны Янь – ень – юнь – инь
- Какой слог лишний?
На – но – ма На – но – ну – ни Ну – на – но - мы
8. Звуковой анализ
- Потом поросята нашли разноцветные камушки и стали играть.
Звуковой анализ слогов НА НУ НИ
ОО ОО ОО
Звуковой анализ слова НОС
ООО
(дети составляют схемы слогов и слова)
9. Произношение звуков Н, Нь в словах
- Вдруг поросята увидели волка и забежали в ближайший к ним соломенный домик Ниф-Нифа. Волк стал думать как к ним попасть. Поросятам стало скучно и они решили поиграть.
• Игра «Чудесный мешочек»
(на ощупь нужно выбрать игрушку и определить есть в слове звуки Н, Нь или нет.)
10. Физминутка
- Вдруг волк стал стучаться в дверь. Потом он дунул и соломенный домик развалился. Давайте потопаем ножками, похлопаем ладошками, прогоним злого волка.
Хлопаем в ладошки –
Пусть попляшут ножки.
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся,
А когда скажу «Вставай!»,
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки здесь и ножки там,
Что за шум и что за гам?
11. Развитие фонематического восприятия
- Сидят поросята в деревянном домике Нуф-Нуфа, обрадовались, что смогли убежать от волка и решили поиграть в прятки.
• Найди звук Н.
(логопед читает загадки, дети отгадывают, а затем определяют место звука Н в слове при помощи Птички: в начале – показывают головку
в середине – туловище, в конце – хвостик)
Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут? (Ноги)
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто он лет тыщу рос. (Слон)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы. (Санки)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
Вслед за вечером пришла,
В небе звёзды зажгла. (Ночь).
12. Произношение звуков Н, Нь в предложениях.
- Звуки поискали, и поросята стали сами прятаться.
• Предлог НА.
- Где Нуф-Нуф?
(На столе, на крыше, на стуле, на дереве)
- Слово НА говорится тогда, когда предмет находится сверху, на какой-то поверхности, его касается.
- Давайте поросятам поможем почитать книги.
• Составь предложение:
Кот, спать, окно, на.
Наташа, диван, на, сидеть.
Антон, линейка, на, класть, книга.
Пол, на, упасть, ножницы.
13. Развитие фонематического слуха
- Вдруг волк опять стал стучать в дверь. Стучал, стучал и сломал деревянный домик. Поросята побежали в кирпичный домик Наф-Нафа.
Сидят поросята и дрожат от страха.
Наф-Наф сказал, что дом у него крепкий и предложил поиграть.
• Угадай Н или Нь?
Ко, бана, сы, де, со, апельси, лимо, пе, бато, стака, те, дива, океа, тюле … .
14. Итог
- Не смог волк сломать домик Наф-Нафа, убежал далеко в лес голодный. А Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф стали жить все в кирпичном домике.
- Какие были поросята?
(дружные, смелые, игривые, ловкие, беззаботные)
15. Оценка
Мы поиграли с поросятами, помогли им убежать от волка, поросята вам приготовили сюрприз. (наклейки)
(Звучит песенка из мультфильма)