Людмила Галкина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по островам»
▼ Скачать +Заказ
Сценарий
непосредственно образовательной деятельности
Тип образовательной деятельности : интегрированный
Приоритетная образовательная область : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие
группа детей дошкольного возраста 6 – 7 лет
Тип ситуации: итоговая
Подготовила: Галкина Людмила Алексеевна
Тема: «Путешествие по островам»
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Путешествие по островам“» размещена в разделах
Цель: контроль уровня сформированности представлений о звуке, букв, слов; о звуковом анализе слова, о геометрических фигурах; о числах и цифрах в пределах 20; о временных представлениях; об антонимах.
Задачи:
Образовательные :
• Называть числа в пределах первого и второго десятков;
• Называть последующее и предыдущее число;
• Подбирать соседей чисел;
• Ориентироваться на плоскости;
• Различать гласные и согласные звуки;
• Делить слова на слоги;
• Анализировать звуки;
• Называть слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове;
• Составлять из букв слова;
• Ориентироваться на листе бумаги;
• Подбирать слова с противоположным значением;
• Узнавать геометрические фигуры в изображениях предметов;
• Ориентироваться во временных представлениях;
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• Воспитывать навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, желание сотрудничать, умение находить общие решения;
• Пробуждать у детей добрые чувства друг к другу.
Развивающие:
• Способствовать формированию мыслительных операций;
• Учить аргументировать свои высказывания;
• Развивать логическое и образное мышление, воображение, любознательность, внимание и речь детей;
• Обогащать и активизировать словарь;
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал:
1. Конверт с письмом от пирата Флинта
2. Дом для геометрических фигур
3. Сундук для сокровищ
Раздаточный материал:
1. Карточки с числами от 1 до 20
2. Геометрические фигуры из цветного картона: прямоугольник, круг, овал, квадрат, треугольник, трапеция, ромб
3. Карточки с буквами О, С, М, И, Н, Г, Ь,
Другое оборудование:
1. Стульчики по количеству детей
2. Доска магнитная
3. Магниты
4. Мяч
5. Музыкальный центр
6. Аудиозапись «Шум моря»
7. Аудиозапись «Фанфары»
8. Угощение для детей
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к игровой и контрольной деятельности, включение воспитанников в игровую деятельность.
Воспитатель и дети сидят на стульях, на ковре.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Выходите на ковер. Поздороваемся мы это по-особенному: прикосновением ладошек. Для этого подходите все ко мне и прикоснитесь ладошками друг с другом.
Дети прикасаются друг с другом ладошками
Воспитатель: Ребята, теплые у вас ладошки? (Да).
Воспитатель: Теплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом и добротой друг с другом.
Станем рядышком по кругу
Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
После приветствия педагог предлагает ребятам сесть за столы.
Воспитатель: Ребята, почтальон принес необычное письмо. Интересно, кто его прислал?
Воспитатель и дети рассматривают письмо. Дети читают адрес на письме и кому адресовано.
Воспитатель: На конверте указан адрес нашего детского сада, написано: «Вручить детям подготовительной группы № 13». Давайте откроем и прочитаем?.
Воспитатель достает и читает письмо
«Йо-хо-хо! Я известный пират Флинт, гроза морей и океанов, приветствую вас! Я долго ходил по морям и океанам и, сойдя на сушу, забыл на одном из островов сундук с сокровищами. Тот, кто пройдет все испытания, не бросит друга в беде и выполнит успешно все задания, будет находчивым, ловким, смелым, тот обязательно найдет мои сокровища!
Найдите мой сундук с сокровищами, они ваши!»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите совершить увлекательное путешествие по морским островам, попытаться найти сокровища пирата Флинта? (Да)
Воспитатель: Но путь к этим сокровищам долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий, пройти сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? (Да)
2. Игровая деятельность.
Цель: контроль за сформированностью представлений о числах и цифрах, о геометрических фигурах, о звуках и буквах, о временных представлениях, умением подбирать слова с противоположным значением.
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие.
Уши слушают – и все слышат,
Глаза смотрят – и все видят.
Ноги не мешают, руки помогают.
А голова – хорошо думает.
Воспитатель: А на чем люди могут путешествовать? (На машине, на поезде, на самолете, на корабле)
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать, все, что вы перечислили? (Транспорт)
Воспитатель: Какие виды транспорта вы знаете? (Воздушный, наземный, подземный, водный транспорт)
Воспитатель: А на чем мы с вами отправимся в путешествие по морским островам? (На корабле)
Воспитатель: Тогда нам всем нужно превратиться в моряков! Произносите вместе со мной волшебные слова:
Раз, два, три!
Нас в моряков преврати!
Воспитатель: Ну вот, теперь мы все – морская команда! Тогда в путь, я буду капитаном. А вы – моя команда отважных моряков. Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»
Дети все вместе произносят волшебные слова.
Воспитатель: Вот мы с Вами стоим на корабле. Моряки! Занимайте свои места!
Дети встают друг за другом, впереди – воспитатель.
Воспитатель: Теперь готовы -O- (Да) Тогда полный вперед!
Под аудиозапись «Шум моря» дети совершают имитационные движения – «плывут на корабле».
Воспитатель: Вот и первый остров. Выходите из корабля и располагайтесь поудобнее.
Воспитатель и дети садятся на ковер.
Воспитатель: Этот остров называется «Числовой». Как вы думаете, почему остров так называется (На острове живут числа)
Воспитатель: Правильно! Но числа эти не хотят жить рядом, а разбежались по всему острову! А ваша задача будет, эти числа подружить!
Задание № 1 «Поставь числа по порядку»
Цель: контроль уровня сформированности представлений детей о числах от 1 до 20; контроль умения считать до 10 в прямом и обратном порядке; контроль умения называть предыдущее и последующее число, соседей числа.
Воспитатель: Я каждому из вас дам карточку с числами от 11 до 20. Вы под музыку ходите по острову-ковру, а когда музыка закончится, вы должны встать в шеренгу по порядку и назвать свое число.
Воспитатель раздает карточки с числами. Ребята двигаются под музыку, а потом встают в шеренгу и называют число, которое у них есть. Далее дети меняются карточками с цифрами и игра проводится еще раз.
Игра проводится 2-3 раза
Воспитатель: Ребята давайте с вами вспомним порядковый счет от 1 до 10 (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
Воспитатель: А сейчас посчитаем в обратном порядке от 10 до 1 (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)
Воспитатель: Назовите соседей чисел 3, 5 (4 и 5, 4 и 6)
Воспитатель: Назовите число живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 4 и 3 (6, 5, 2)
Воспитатель: Какое число больше 3 или 4, 7 или 5, 5 или 9 (4, 7, 9)
Воспитатель: А сейчас скажите мне какое число меньше 1 или 3, 10 или 6, 5 или 8? (1, 6, 5)
Воспитатель: Назовите предыдущее числа 3, 6, 8 (2, 5, 7)
Воспитатель: Назовите последующее число чисел 2, 5, 9 (3, 6, 10)
Воспитатель: Назовите число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц (13)
Воспитатель: Назовите число, которое состоит из 1 десятка и 9 единиц (19)
Воспитатель: Назовите число, которое состоит из 2 десятков (20)
Подитог:
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отвечали на вопросы! А почему вы смогли справиться с этим заданием? (Мы знаем числа от 1до 20, умеем определять соседей чисел, называть последующее и предыдущее число, называть большее или меньшее число)
Воспитатель: Молодцы! Мы выполнили задние. Но на этом острове нет сокровищ! И, значит, нам надо отправляться на следующий остров.
Под аудиозапись «Шум моря» дети совершают имитационные движения – «плывут на корабле».
Воспитатель: Ребята, вот мы и приплыли на второй остров. Остров «Наоборот»
Воспитатель и дети садятся на ковер.
Воспитатель: На этом острове всё наоборот : рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, днем на небе появляются звезды, летом идёт снег, а зимой желтые листья падают с деревьев
Задание № 2 «Наоборот»
Цель: контроль умения подбирать слова с противоположным значением.
Воспитатель называет разные слова, а дети подбирают к ним антонимы:
Воспитатель: Чтобы выполнить задание и найти сокровища, вам нужно все слова, которые я назову, сказать наоборот, с противоположным смыслом. Я вам кидаю мяч и называю слово. А вы мне возвращаете мяч со словом противоположного значения
холодный – теплый зима – лето
громко – тихо быстро – медленно
белый – черный день – ночь
длинный – короткий широкий – узкий
светлый – темный острый – тупой
веселый – грустный высокий – низкий
маленький – большой плачет – смеётся
мягкий – твёрдый лёгкий – тяжёлый
горячий – холодный пустой – полный
чистый – грязный толстый – худой
старый – молодой
В ходе называния слов-антонимов, воспитатель задает вопросы:
- Что может быть низким? горячим? узким? легким? и т. п.
Подитог:
Воспитатель: Ребята! Как вы считаете, вы смогли выполнить? (Да) Почему вы так решили? Что вы смогли сделать? (Мы смогли все слова назвать наоборот)
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали все слова и мы можем двигаться дальше!
Под аудиозапись «Шум моря» дети совершают имитационные движения – «плывут на корабле».
Воспитатель: Мы приплыли на остров «Геометрических фигур». Посмотрите, вокруг все похоже на различные геометрические фигуры. Давайте посмотрим и найдем предметы, которые похожи на круги, прямоугольники, треугольники.
Дети смотрят на предметы вокруг себя и находят их сходство с геометрическими фигурами.
Задание № 3. «Геометрия»
Цель: контроль умения узнавать геометрические фигуры в изображениях предметов; контроль умения ориентироваться на плоскости.
Воспитатель читает загадки:
Он давно знакомый мой
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны одинаковой длины.
(Квадрат)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд
На кого он стал похожим
Не кирпич, не треугольник
Стал квадрат…
(Прямоугольник)
Воспитатель: А вы знаете еще фигуры похожие на эти? (Ромб, трапеция)
Воспитатель: Чем похожи эти фигуры? (4 угла, 4 стороны)
Воспитатель: Как называются одним словом? (Четырехугольники)
Воспитатель: А теперь можем выполнить задание. У нас есть домик. Надо геометрические фигуры поселить в домик на острове с необычными круглыми окнами.
Воспитатель показывает детям геометрические фигуры: прямоугольники, овалы, треугольники, круг, квадраты, трапеция, ромб.
Воспитатель: - в левом верхнем углу поселите красный треугольник;
- в правом нижнем углу поселите зеленый квадрат;
- в левом нижнем углу живет синий прямоугольник;
- в правом верхнем углу поселите желтый квадрат.
- ромб у нас живет в левом окне, какого он цвета? (зеленый)
- оранжевый треугольник находится между зеленым квадратом, и синим прямоугольником;
- красная фигура без углов находится в правом окне; Что это за фигура? (овал);
- коричневый прямоугольник живет между квадратами;
- черный овал находится внутри обоих окон;
- а зеленая трапеция находится вне всех окон;
Дети по очереди помещают геометрические фигуры на указанные места.
Воспитатель: Что вы знаете об особенностях сторон прямоугольника? (Параллельные стороны равны)
Воспитатель: Назовите особенности круга и овала? (У круга и овала нет углов)
Воспитатель: Назовите особенность сторон квадрата? (У квадрата все стороны равны)
Воспитатель: Назовите особенности треугольника? (У треугольника три стороны, три угла и три вершины)
Подитог:
Воспитатель: Молодцы! Получилось у вас выполнить задание? (Да) Почему вы смогли справиться с этим заданием! Ребята, почему вы смогли выполнить его? Какие знания и умения вам помогли? (Мы знаем геометрические фигуры, умеем определять правую и левую стороны)
Воспитатель: Да, вы умеете определять левую и правую сторону и знаете геометрические фигуры! Молодцы! Но на этом острове нет сокровищ пирата Флинта! Двигаемся дальше!
Под аудиозапись «Шум моря» дети совершают имитационные движения – «плывут на корабле».
Воспитатель: Пока мы плывем на другой остров, давайте дружно отдохнем!
Физминутка «Как приятно в море плавать»
Как приятно в море плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа! (повороты влево, вправо)
Только море впереди (наклоны вперед)
Сверху небо погляди! (руки вверх)
К солнцу тянемся мы вместе
По волнам ходьба на месте (ходьба на месте)
За ракушками ныряем (приседаем)
Их в корзинки собираем
И как можно выше прыгнем
Через волны перепрыгнем (прыжки)
А теперь пора нам братцы
Всем на берег выбираться!
Воспитатель: Вот мы и отдохнули! А наше путешествие продолжается! Вот и попали на следующий остров. Называется он «Словесный».
Задание № 4 «Собери слово»
Цель: контроль умений детей составлять слова из букв, анализировать звуки.
Воспитатель: Чтобы выполнить задание, отгадайте загадку!
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног
Вот и весь я
(Осьминог)
Ваша задача на ковре собрать это слово. Но будьте внимательны, некоторые буквы будут лишними! Не ошибитесь!
Воспитатель раздает буквы. Ребята на ковре собирают слово осьминог
Воспитатель: Молодцы! Как вы быстро собрали слово, у вас получилось! Вот какой осьминог живет рядом с островом.
Воспитатель показывает картинку осьминога
Воспитатель: Есть ли в слове ОСЬМИНОГ мягкие согласные звуки? (Есть! [С’] и [М’]. Почему вы решили, что они мягкие? (Потому что [С’] смягчает Ь, а [М’]смягчает гласный звук И.). Что вы еще можете сказать про Ь? (Он не имеет звука). Опишите [Н]? (Звук Н согласный, звонкий, твердый, может быть мягким). Приведите примеры слов, в которых [Н] мягкий? (Нитка, небо, пони, день и др.). А сколько слогов в слове осьминог? (Три слога, ось-ми-ног).
Воспитатель: На какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные)
Воспитатель: Каким цветом всегда обозначаются гласные звуки? (Красным)
Воспитатель: Какая особенность есть у гласных звуков? (Их можно пропеть, нет преграды при произнесении)
Воспитатель: Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)
Воспитатель: Что встречаем при произнесении согласных звуков? (Преграду при произнесении)
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки? (Твердые – мягкие, звонкие – глухие, шипящие)
Воспитатель: Каким цветом обозначаем согласные и почему? (Твердые – синим, мягкие – зеленым цветом)
Воспитатель: А все буквы имеют звуки? (Нет, мягкий и твердый знак не имею звука)
Подитог:
Воспитатель: Какие вы молодцы! Быстро и правильно справились с заданием! Как вы думаете, какие знания, и умения вам помогли? (Мы знаем буквы! Мы умеем читать и складывать из букв слова)
Воспитатель: У вас всё получилось, потому что умеете читать, вы умеете различать гласные и согласные звуки, вы можете описать любой звук!
Но на этом острове нет сокровищ пирата Флинта! Двигаемся дальше!
Под аудиозапись «Шум моря» дети совершают имитационные движения – «плывут на корабле».
Воспитатель: Вот и приплыли на следующий остров. Остров «Временной»
Ребята скоро мы уже доплывем до пиратского острова, нам нужно быть очень осторожны. Надо следующее задание выполнить в полной тишине, что бы пираты, не услышали нас.
Задание № 5 «Верно-неверно»
Цель: контроль знаний детей по ориентировке во времени.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые пираты специально кое-где оставили.
Если вы услышите то, что считаете правильным, поднимите ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой.
- утром солнышко встает (поднимают ладоши)
- по утрам нужно делать зарядку (поднимают ладоши)
- нельзя умываться по утрам (качают головой)
- днем ярко светит луна (качают головой)
- утром дети идут в детский сад (поднимают ладоши)
- ночью люди обедают (качают головой)
- вечером вся семья собирается дома (поднимают ладоши)
- в неделе 7 дней (поднимают ладоши)
- за понедельником следует среда (качают головой)
- после субботы идет воскресение (поднимают ладоши)
- перед пятницей стоит четверг (поднимают ладоши)
- всего 5 времен года (качают головой)
- весна наступает после лета (качают головой)
Подитог:
Воспитатель: Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений. Вы справились! А почему вы смогли выполнить это задание? (Мы знаем части суток, последовательность дней недели, времена года).
Воспитатель: Давайте посмотрим, есть на этом острове сокровища, которые оставил пират Флинт.
Звучит музыка «Фанфары» и воспитатель достает сундук с сокровищами.
Воспитатель: Вот и нашли мы сундук, а что в нем?
Дети открывают сундук и видят в нем шоколадные монеты, оставленные пиратом Флинтом.
3. Итог (осмысление) :
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие по островам подошло к концу. Вам понравилось путешествовать? (Да)
Воспитатель: На каких островах вы сегодня побывали? (Остров Числовой, Наоборот, Геометрия, Словесный, Временной)
Воспитатель: Какие знания и умения помогли вам в исследовании островов? (Мы умеем считать, мы знаем цифры и геометрические фигуры, знаем буквы и звуки, умеем подбирать слова с противоположным значением, знаем дни недели и части суток)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, вы все были очень внимательными, активными и старательными. А теперь на корабле отправляемся обратно, в детский сад.
Под аудиозапись «Шум моря» дети совершают имитационные движения – «плывут на корабле».
Воспитатель: Ну, вот мы и дома! В нашем родном детском саду! Вы молодцы! Вы умеете считать, вы знаете цифры и геометрические фигуры, знаете буквы и звуки, умеете подбирать слова с противоположным значением, знаете дни недели и части суток. Вы смогли выполнить все задания на островах! Молодцы! Я очень довольна вами и вашими знаниями! Мне было очень интересно путешествовать вместе с вами!