Евгения Зубарева
Сценарий народного праздника «Иван Купала»» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий народного праздника «Иван Купала»» (старшая группа)
Цели и задачи:
1. Способствовать укреплению здоровья дошкольников;
2. Привлечение детей к занятиям физической культуры и спорту;
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
4. Повышения эмоционального настроя у детей;
Публикация «Сценарий народного праздника „Иван Купала““ (старшая группа)» размещена в разделах
- Иван Купала. Праздник для детей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2016
Место проведения: участок.
Оформление: гирлянда из воздушных шаров, флажков и «водорослей».
Оборудование: 2 таза, ведро с водой, 4 ложки, 4 игрушечных чашки, 2 стеклянных банки, пластмассовые шарики, 2 березовых веника, пустые «киндеры» (по кол-ву детей, «водометы».
Технические средства: CD- проигрыватель.
Музыкальное оформление: музыка для разминки и для эстафет.
Костюмы: русский народный сарафан для Марьюшки и костюм Водяного, венки для детей.
Дети собираются на участке.
Марьюшка:- Приглашаю, вас детушки, на праздник на Ивана Купалы!
Марьюшка: Ребята, а что это за праздник Ивана Купалы? (ответы детей). Правильно, и отмечали этот праздник в ночь с 6 на 7 июля, то есть сегодня. Давай и мы с вами повеселимся в этот день.
- А для начала проведём разминку. Начнём с загадок:
1. Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот,
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски. (ЛЕТО)
2. Золотое яблочко по небу катается,
С утра всем улыбается. (СОЛНЦЕ)
3. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (РОСА)
4. Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.
И сады, и огороды, все округи полила. (ГРОЗА)
5. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (ДОЖДЬ)
6. Поднялись в небо ворота,
Всему миру красота. (РАДУГА)
Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебную силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. По поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т. д.)
В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник, или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. А ещё с этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. Утром в этот день хозяин принимался косить траву, а жена ему помогала. Первый покос - самый большой, люди старались ещё до восхода солнца накосить как можно больше сена, существовала такая поговорка:
«пройди до солнышка два покоса – ходить не будешь босо»
- А вы знаете название цветов? (ответы детей) Давайте проверим!
Игра: «Угадай цветок»
(Марьюшка загадывает загадки о цветках, например: этот цветок похож на солнышко, только лучики у него белые (ромашка, название этого цветка схоже с именем мальчика Васи (василек, листики этого цветка лечат раны (подорожник)» и т. д.)
Марьюшка: - Ребята, самым главным растением на праздник Иван Купала считался папоротник. Известно, что папоротник никогда не цветёт, но люди придумали волшебную сказку, будто цветок папоротника появляется именно в эту ночь и открывает пути к несметным сокровищам. А ещё по поверьям в эту ночь нельзя спать, так как становиться активной всякая нечистая сила.
Марьюшка: Давайте сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Наши алые цветки»!
Игра: «Наши алые цветки»
Наши алые цветки раскрывают лепестки – дети складывают руки бутончиком и раскрывают пальцы
Ветерочек дышит – дуют на пальцы
Лепестки колышет – шевелят пальцами
Наши алые цветки закрывают лепестки – складывают пальцы бутончиком
Головой качают – наклоняю руки вправо, влево
Тихо засыпают – кладут сложенные ладошки под щёку.
(Игра проводится 2 – 3 раза)
Марьюшка: Молодцы! Как дружно и хорошо поиграли. Ой, ребята мне кажется кто – то к нам в гости спешит!
Звучит «Песня Водяного»
Входит Водяной: - Здравствуй, маленький народ! Девочки и мальчики, уважаемые взрослые! Очень рад видеть вас. Вы, наверно, меня узнали, живу я в болоте?
Я не всякому являюсь, Водяной назидательно поднимает указательный палец. Чтоб не видели меня, Водяной закрывает лицо ладонями. Очень ловко превращаюсь Водяной быстро кружится перед зрителями, раскинув руки в стороны. Хоть в лягушку, Водяной прыгает на корточках и громко квакает. Хоть в линя. Водяной шлепает губами, как рыба, и делает руками плавательные движения. И обиды не прощу – Водяной грозит зрителям пальцем. Мигом в омут утащу! Водяной делает резкое хватательное движение в сторону зрителей. Я – могучий дух речной, Водяной гордо выпячивает грудь и подбоченивается. Рек властитель – Водяной. Перед словом «Водяной» можно сделать паузу, давая зрителям возможность самим назвать персонаж.
Водяной: А какой же праздник без игр? Вы играть-то любите? (ответы детей)
Я тоже играть люблю! Да я вас сейчас точно во всех играх обыграю!
игра - «Дедушка Водяной»
Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой
Выйди на минуточку - покажи нам шуточку!
(дети повторяют за Водяным его смешные гримасы и имитацию движений жителей рек и озер)
Водяной: - Ну как? Понравилась игра?
Марьюшка: - А я предлагаю поиграть в игру «Море волнуется раз…»! Ребята, вставайте все в большой хоровод. Слова произносим громко, хором, фигуры замирают и не двигаются, а Водяной будет ведущим, он будет ходить и выбирать ту фигуру, которая зашевелиться. Того, кто зашевелиться, Водяной может облить водой! Будьте осторожны!
(Играют 3 – 4 раза)
(Водяной не обливает, а только пытается облить)
игра - «Море волнуется раз»
Водяной:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
А ну-ка, русалки, ко мне выходи!»
- Давайте проведем конкурс «Русалочка краса – длинная коса»! Выберем девочку, у которой самая длинная коса. А вы, мальчики, решайте, у кого коса длиннее.
конкурс «Русалочка краса – длинная коса»
Водяной торжественно вручает «венок Русалки» девочке с самой длинной косой.
Марьюшка: Ребята, давайте проведем веселую эстафету, разделимся на две команды и посоревнуемся (ответы детей)
Весёлая эстафета
1. Эстафета с чашками
(Какая команда больше воды принесёт)
2. Эстафета с ложками
(выловить всех «рыбок»)
Водяной: Ой, какие веночки у девочек красивые! Сами делали? (ответы детей) Давайте девочки поиграют, а мальчики посмотрят. А потом, наоборот!
игра - «Собери цветочки»
(собрать цветные пластмассовые шарики)
Водяной: А теперь игра для мальчишек!
игра - «Самый меткий стрелок»
(попасть в воздушный шарик из «водомета»)
Водяной: С водой поиграли. А теперь с огнем поиграем. Кто через костер перепрыгнет, будет целый год смелым!
3. Эстафета: «Прыжки через костер»
Водяной: А, давай-ка, Марьюшка, польем водой ребят, чтоб целый год не болели!
Марьюшка: А, давай! Сейчас веники березовые принесу.
Водяной: - Ох, ребятки, жарко мне. Пора в болото возвращаться! Русалочку с собой возьму! Отдадите? (ответы детей) А давайте поиграем, если поймаю – заберу к себе в болото. А если нет, то так и быть – останется с вами!
Игра: «Поймай русалку»
Водяной: - Жарко, пить охота! Марьюшка, напои – ка детушек сладкой водой (компотом! (Марьюшка вносит угощение)
Водяной: - Ой, какие ребята в вашем детском саду веселые да дружные! Понравилось мне у вас, но мне пора возвращаться в своё болото. И мои наказы запомните:
- цветы не топтать и так просто не рвать!
- беречь воду, не губить природу!
- с водой и огнем не баловаться! Понятно?
До свидания, до встречи! (Водяной уходит)
Марьюшка: А мы с вами, ребята, продолжим наши игры! (Дети обливаются тёпой водой из бутылок, прыгают через «костры», загорают и играют).