Светлана Васильевна Бондаренко
Сценарий мероприятия «Наум-грамотник» для детей старшей группы детского сада (по программе «Радуга»)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза у детей.
Задачи приоритетных образовательных областей:
«Речевое развитие» :
• закрепить начертание ранее изученных букв;
• развивать фонематический слух;
• развивать компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности;
• обогащать активный словарь;
• развивать речь, мышление, тактильные ощущения.
«Познавательное развитие» :
• воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания;
Публикация «Сценарий мероприятия „Наум-грамотник“ для детей старшей группы детского сада (по программе „Радуга“)» размещена в разделах
- День Наума Грамотника, 14 декабря
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
• познакомить с обрядовыми элементами народного праздника «Наум – грамотник»;
• развивать мелкую моторику;
• развивать логическое мышление, внимание;
• формировать интерес к учебной деятельности.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» :
• развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• приобщать к общепринятым нормам и правилам;
• формировать атмосферу доброжелательности, готовности к совместной деятельности, позитивные установки к различным видам творчества;
• воспитывать уважение к труду учителя и воспитателя.
«Физическое развитие» :
• обогащать двигательный опыт в процессе проведения народных игр.
Для проведения мероприятия оборудуется уголок, отражающий убранство старорусской школы : (в начале занятия закрыт от детей ширмой)
Стол со скамьями, на столе - свечи в подсвечниках, чернильница с пером, колокольчик; сундук.
Оборудование для педагога: магнитные буквы, мешочек, указка, проектор для демонстрации слайдов, магнитофон, аудиозапись (фонограмма русской народной песни «Барыня», звучание гуслей).
Оборудование для детей : на каждого ребё нка: мелкие камни, дощечка, уголёк.
Мотивация: показать знания букв, умение их начертания, выкладывания из камешков
Науму – Грамотнику.
Для театрализации: куклы перчаточные, расшитый платочек, деревянная ложка, кисть, детская книга со сказкой, букварь.
В мероприятии участвуют воспитатели в роли Сказочницы и Наума-Грамотника.
Сказочница приглашает детей посмотреть и послушать сказку.
- Здравствуйте, ребята! Я сказочница, знаю много сказок. А вы любите сказки?
Какую сказку вы больше всего любите? Какую вам читали на выходных?
Сегодня я расскажу новую сказку, а помогут мне в этом Машенька и Васенька.
Представление начинается. (обращает внимание на ширму)
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель за ширмой обыгрывает сюжет:
Васенька.
- Здравствуйте, ребята! Музыку слышите? Ох, какая весёлая! Ноги сам в пляс просятся! Хотите вместе попляшем, я и сестру свою, Машеньку, позову!
- Ма-ше-нь-ка-а-а!
Появляется Машенька, приветствует ребят, танцует.
Васенька. - Ух, хорошо поплясали! Ну, Машенька, что теперь будем делать?
Машенька. - А я сяду, повышиваю…
Васенька. - А я попробую ложку деревянную разукрасить, как дедушка…
Машенька. – Да, уехали наши бабушка и дедушка на базар, расписные ложки да разноцветные косыночки продавать, некому нам сказку рассказать. Вот здесь есть книжка про братца Иванушку и сестрицу Алёнушку – смотри! Давай сами почитаем!
Васенька. – Машенька, читать – то я не умею, бабушка говорила, чтобы научиться читать, надо буквы выучить.
Машенька. - А буквы как учить?
Васенька. - По букварю!
Машенька. – Как обидно, у нас букваря –то в избе нет!
Сказочница. – Мне кажется, я знаю, кто поможет нам, букварь принесёт!
Сегодня волшебный день – 14 декабря! Он называется Наумов день, или Наум – грамотник! Наум много знает, всему обучен.
Машенька и Васенька. – Ну и что?
Сказочница. – мы пригласим к нам Наума – грамотника, он принесёт вам букварь, и вы научитесь читать!
Машенька и Васенька. – Ну хорошо, мы пойдём звать Наума!
Сказочница. – Пока Машенька и Васенька зовут Наума,
давайте посмотрим, как в старину грамоте обучали!
Сказочница демонстрирует слайды, комментирует.
Слайд№1. Комментарий к слайду:
Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение. Давным – давно учебный год начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга. Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды.
В старину отцы семейства приглашали учителя в свой дом. Он приносил с собой букварь. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почётом и ласковым словом. К учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму, говоря такие слова: «Батюшка Наум, наведи на ум».
Слайд№ 2 Комментарий к слайду:
Буквари были рукописными, написанные разными почерками, поэтому учиться по ним было очень трудно. Еще труднее было учиться письму, да и стоило дороже - бумага была очень дорогая. Обучали письму просто: клали пропись и заставляли копировать ее.
Слайд№3. Комментарий к слайду:
Вспомните, с помощью чего писали в старину?
Деревянная пластина – цера, в которую заливали воск и процарапывали буквы;
Глиняные пластины;
Перо и чернила.
Слайд№4. Комментарий к слайду:
Берестяная грамота — плотный берестяной свиток с хорошо различимыми буквами.
- Скажите, чем сейчас мы пишем?
Ручек, как сейчас, не было. Их заменяли нехитрые инструменты для письма. Ими не писали, а процарапывали буквы.
Писала — костяные, металлические, деревянные стержни с остриём на одном конце, с лопаточкой на другом и с отверстием для привешивания к поясу.
Слайд№5. Комментарий к слайду:
В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести. За непослушание ставили и на колени (на горох).
- Какие правила поведения во время учёбы вам знакомы?
(- внимательно слушать учителя, задавать вопросы после разрешения;
- не выкрикивать ответы;
- пользоваться закладкой, чтобы не мялись страницы книги).
А какие приметы вы знаете, в которых говорится об учёбе?
(- во время ученья нельзя жевать, а то «заешь» выученное;
-во время занятия нельзя разговаривать;
если учишь по книге, то, окончив, должен закрыть ее, иначе все позабудешь).
А пословицы про обучение знаете?
(-Кто грамоте горазд, тому не пропасть;
- Грамоте учиться – всегда пригодится;
- Буквы кривые, да смысл прямой;
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать;
- Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит)
Сказочница. – Ну как же тут не появиться Науму – грамотнику, если так много об учёбе знаете!
Звучит музыка, входит Наум, в руках держит книгу, мешочек.
Наум. – А я уже тут как тут! Здравствуйте, ребята! Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. Много повидал. С давних времён путешествую. Что у вас случилось?
Сказочница.
Здравствуйте, батюшка Наум! Машенька и Васенька хотели прочитать книгу, а читать ещё не научились. Мы пригласили Вас, чтобы Вы букварь принесли детям, они с бабушкой будут учиться читать по букварю!
Помогите нам!
Наум. – А вы буквы знаете?
(Ответы детей)
- Я подарю вам букварь, если мне знания свои покажете! Выполните мои задания? Хотите вернуться в далёкое прошлое, побывать в старорусской школе?
Тогда добро пожаловать в мою школу!
Закройте глаза, вокруг себя повернитесь, в моей школе окажитесь!
Сказочница убирает ширму, за ней – интерьер старорусской школы (деревянный стол, скамья, лавки, на столе дощечки, угольки, подсвечник).
Наум. - Приглашаю ко мне грамотеев, кто не только буквы знает, но и слова на эти буквы!
Дети подходят к столу (10 человек).
Делу время - …. (Потехе час). присаживайтесь за стол, на скамью.
Об этом в стародавнем букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".
Дети рассаживаются на скамьях, за общим столом.
Вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия.
Наум звонит в колокольчик.
Наум. - У меня в руках мешочек. Отгадайте загадку, и вы узнаете, что в нём.
- Чёрные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их отгадает.
Ответы детей.
Наум. – Правильно, это буквы!
Достаньте по одной из него.
Дети вытягивают из мешочка по букве.
- Буквы знакомы вам? Назовите их.
Дети показывают буквы, называют.
Слушайте внимательно задание.
Перед каждым из вас на столе лежит дощечка и уголёк. Предлагаю начертать им контур слова, начинающегося на букву, которую вы вытащили из мешочка.
Дети выполняют задание. Перечень букв, предложенный детям (с данными буквами дети знакомились на предыдущих занятиях) и возможные варианты контуров, начертанные углё м:
А – арбуз, Б – барабан, Г – груша (гриб, Д – дерево (дом, Е – ель, Ё – ёж, К – кит, О – окно, М – машина, Н – ножницы.
После выполнения задания дети вытирают руки влажными салфетками, показывают остальным детям рисунки, они угадывают буквы, которые были у каждого ребёнка.
Наум.
Вот вам следующее задание. Выложите из камешков буквы, на которые начинаются ваши имена!
(Дети подходят к столу, на котором лежат камни, выкладывают нужную букву, называют. Возвращаются на места.)
Наум проверяет, хвалит за старание.
Сказочница. – Ну что, батюшка Наум, дети выполнили твои задания!
Наум. - Вижу, ваши дети буквы знают, теперь им надо научиться соединять их в слоги, а затем уже и в слова.
Сказочница. Ребята, давайте попросим Батюшку Наума показать нам, как надо слоги составлять! Повторите за мной: «Батюшка Наум, наведи на ум!»
Дети, обращаясь к Науму, повторяют слова за воспитателем.
Наум. - Вот, смотрите:
Пишет на дощечке слог МА, показывает детям, предлагает прочитать.
Затем пишет слоги ЛИ, НА и предлагает сложить из слогов полученное слово.
Наум. - Вот так, постепенно, прочтёте букварь, а потом уже и сказки будете читать.
Вот вам букварь. Учитесь, не ленитесь!
Сказочница берёт букварь, благодарит Наума. Наум прощается, уходит.
Далее для детей демонстрируются слайды с картинками на изученные буквы.
Дети должны угадать букву, на которую подобраны картинки, назвать слова, придумать дополнительно слова на заданную букву.