Оксана Владимировна Помозова
Сценарий литературной гостиной «Зимние узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий литературной гостиной «Зимние узоры»
Цель: введение детей в мир искусства через интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Задачи:
- актуализировать знания детей о зимних месяцах, об их старинных названиях;
- развивать слуховое внимание, музыкальный слух, чувство языка;
- закреплять умение подбирать родственные слова;
Темочки:
- Зима. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- формировать просодическую сторону речи (голос, дыхание);
- развивать выразительность речи (декламация стихотворений);
- развивать чувство ритма, умение ритмично двигаться под музыку;
- развивать логическое мышление (загадки, пословицы);
- формировать певческие навыки;
- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности
Предварительная работа:
• Беседа по лексической теме «Зима».
• Упражнения на формирование навыка подбора однокоренных слов.
• Разучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о зиме.
• Разучивание физминутки (речь с движением «Наконец пришла зима…», танца – хоровода «Серебристые снежинки», песни «У леса нам опушке.», подвижной шуточной игры с убыстрением темпа движений «Ёлочки – пенёчки».
• Чтение русских народных сказок о зиме.
• Упражнения на развитие кинестетических ощущений и ориентировки в пространстве.
Оборудование:
ноутбук, проектор, экран, презентация «Зимние узоры», музыкальный центр, фортепиано, костюм Зимы, книга с русскими народными сказками.
Ход литературно – музыкальной гостиной Слайд 1 щелкнуть по колокольчику для музыки
Дети заходят под музыку и садятся на стульчики.
Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Мы приветствуем вас в литературно – музыкальной гостиной. А для того, чтобы узнать тему сегодняшней встречи, вам нужно отгадать загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Кто это дети? (зима) Слайд 2
Ведущий: Это Зимушка - зима. А мы про Зиму песню веселую знаем.
Ведущий: Зима - царица, а зимние месяцы - это тройка белоснежных лошадей. Слайд 3
- Как называется первый месяц зимы? (декабрь). Про декабрь говорят – году конец, а зиме начало. А в старину, на Руси, декабрь в народе называли – студень, как вы думаете, почему? (очень холодный, студёный)
- Как называется второй месяц зимы? (январь). Про январь говорят – году начало, а зиме середина. А в старину, на Руси, январь в народе называли – просинец, почему? (потому что небо в январе голубое, синее, ярко светит солнце и при этом мороз)
- Как называется третий месяц зимы? (февраль). Есть такая поговорка: вьюги да метели под февраль полетели. А в старину, на Руси, февраль в народе называли – снежень, почему? (так как часто - снегопад) и бокогрей – (солнышко начинает греть земле бока).
А вот и они зимние месяцы.
Декабрь: Я декабрь – старший сын (Миша Ф)
Льда и снега господин.
Я работы не боюсь,
Днем и ночью я тружусь:
Землю снегом посыпаю,
Реки льдами укрываю.
Январь: Я январь – средний сын, (Дима)
Лютой стужи господин.
Ну-ка, дети, не ленитесь,
Бегайте без передышки!
А не то не пожалею –
Превращу в ледышки!
Февраль: Я февраль – младший сын, (Демид)
Я метелей господин!
Всех вас ветром застужу,
В снежном вихре закружу.
Песня «Кузнецкая Зима» Слайд 2 Щелкнуть по колокольчику
Зимняя коляска (Ляся)
Едет по небу коляска,
Тёмно-синяя окраска.
А в коляске на постели
Тихо – тихо спят метели.
Их баюкает сама
Белоснежная зима.
А как встанут эти крошки,
Как поднимутся на ножки,
Да как свистнут эти дети, -
Побелеет всё на свете.
Станет белой вся земля,
Ух ты, зимушка моя!
(В. Орлов)
Ведущая: Ох, и холодный ветер, северный в феврале дует.
Игра «Ветер северный» (музыкальное сопровождение)
Дети:
Дует ветер северный,
Поднялась метель,
Заметает улицу,
Засыпает ель. (дети врассыпную ходят по залу, качая руками из стороны в сторону. в центре – «северный ветер»)
Всё равно на улицу
Мы пойдем гулять.
а ты, ветер северный
попробуй нас догнать. (ставят руки на пояс, и перестраиваясь в круг, идут друг за другом, высоко поднимая колени)
Ветер:
как завою, закружу,
Снегом закидаю! (дети стоят. «Северный ветер» вращает кулаками перед собой. Показывает как бросает снежками)
Дети:
Не боимся мы тебя
Нас не испугаешь! (дети хлопают, топают, качая головой вправо-влево)
Ветер:
Холод, стужу напущу! («Северный ветер» поднимает руки и встряхивает кистями. Дети обнимают руками плечи и «дрожат»)
Сразу задрожите
И вот о северного ветра
Вы не убежите! (ветер грозит пальцем)
Дети разбегаются. Садятся на стульчики.
Ведущая: У многих русских художников Зима самое любимое время года. Они часто пишут зимние пейзажи.
Слайд 4
Это картина «Зимний сон». Она создавалась художником Аполлинарием Васнецовым почти шести лет. На этом сказочном пейзаже мы видим укрытые пушистым снегом сосны и ели. Весь лес будто укутан воздушным белоснежным одеялом и видит волшебные сны.
Слайд 5
Это картина Бориса Кустодиева «Зима». Картина яркая, веселая, праздничная. Она полна забав, катаний на санях, ярмарок.
Слайд 6
В своей картине «Зимний спорт» художник Иссак Бродский изобразил детские воспоминания, деревенских мальчишек, которые весело катаются с ледяной горки.
«Детство» (Лера)
Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой; Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой. Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
И. Суриков
Слайд 7
Ведущая: Зиму, можно не только увидеть на картинах и за окном, но можно ее и услышать ( аудио: звук метели, скрип снега, карканье вороны, вой голодного волка). Слайд 7 Щелкнуть по очереди по колокольчикам
Зима-рукодельница (Есения)
Снова в заботах зима-рукодельница —
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям — пушистые шапки,
Ёлочкам — варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
— Ах, поскорее весна бы настала…
(Е. Явецкая)
Ведущий: Композитор Петр Ильич Чайковский услышал Зиму по-своему. Сегодня мы послушаем отрывок из музыкальной пьесы «Зима», из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Слайд 8 (видео)
Ведущий: Вот мы с вами прослушали музыкальное произведение Петра Чайковского. Скажите, какая это музыка? Она веселая звонкая. Сначала начинается буря, затем кружатся снежинки, все заметает снегом. Она то быстрая, то замедлятся. Под эту мелодию хочется танцевать, кружиться.
Снежок (София С)
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Н. Некрасов
Слайд 9
Ведущий: Замечательное время года зима. Так на улице погулять хочется. А давайте всех на прогулку позовем.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)
Слайд 10
Ведущая: Посмотрите, как ребятам на улице весело играют. Расскажите, какие зимние забавы любите вы.
Логоритмическое упражнение с сопровождением речи движениями «Зима»
Наконец пришла зима,
Стали белыми дома.
Снег на улице идёт.
Дворник улицу метёт.
Мы катаемся на санках,
Пишем на катке круги.
Ловко бегаем на лыжах
И играем все в снежки.
Игра «Снежки» Слайд 11
Ведущая: Ребята из нашей группы приготовили для вас загадки. Говорить отгадки можно хором.
Запорошила дорожки, (Захар)
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
Гуляю в поле, (София Д)
летают на воле,
Кручу, бурчу,
знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
(метель)
Лежало одеяло (Ваня)
Мягкое, белое
Солнце напекло-
Одеяло утекло
(снег)
Красногрудый, чернокрылый, (Кристина)
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(снегирь)
Покружилась звёздочка (Дарина)
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке
(снежинка)
Какой это мастер (Георгий)
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз
(мороз)
Слайд 11
Ведущий: Мороз настоящий художник. Все окна разукрасил сказочными узорами.
Художник (Степан)
Рисовал мороз картины
Этой ночью на стекле,
Рисовал дворцы и горы,
И деревья в серебре.
Удивительные птицы
И чудесные шатры,
Необычные узоры
И волшебные цветы.
Получилось так красиво,
Просто взгляд не оторвать!
Ни один другой художник
Так не смог нарисовать.
Ирина Бутримова
Ведущий: Ребята, давайте и мы разукрасим окна морозными узорами.
Игра «Морозные узоры» (эстафета) Слайд 12
В игре участвую две команды. Дети по очереди рисую на «окне» морозные узоры.
Ведущий: Ребята, а знаете ли вы зимние словечки? Мы сейчас это проверим.
Игра «Слова – родственники».
Я буду читать стихотворение, а заканчивать строчки в рифму будете хором вы - словом – родственником для слова «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…. (снег).
С неба всё скользят пушинки-
Серебристые…. (снежинки).
На посёлки, на лужок
Всё снижается….(снежок).
Вот веселье для ребят-
Всё сильнее…. (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка-
Это девочка - ….(Снегурка).
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Слайд 13
Ведущий: А теперь, на картинки посмотрите, лишнюю, определите. (санки). Дети объясняют свой выбор. Есть в Зимушке - зиме и плюсы и минусы. А какие сейчас узнаем.
Арифметика зимы
Очень многого лишает
Нас морозная зима.
А чего лишить, решает
Не советуясь, сама.
Минус листья, минус травка –
Минус длинные деньки,
Минус тепленькая лавка
И качели, турники.
Минус фруктов свежих вкусы,
Холод – минус двадцать пять.
Но, конечно же, и плюсы
Мы найдем в зиме опять.
Плюс коньки, снежки и лыжи
Плюс подарки в Новый год.
Плюс желаннее и ближе
С каждым днем весны приход.
(Г. Дядина)
Ведущий: Вы стали совсем взрослые, научились читать и наверно читаете сказки. А во многих сказках встречаются зимние сюжеты. Сейчас ребята прочтут небольшие отрывки из зимних сказок. А вы попробуете догадаться, что это за сказки. Если отгадаете правильно, на экране появятся иллюстрации к этим сказкам.
«По щучьему велению» (Варя)
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку. Прорубил лёд, зачерпнул воды в вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. Слайд 13
«Снегурочка» (Тася)
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. Высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают. - А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем. Слайд 14
«Двенадцать месяцев» (Василиса)
Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тё плой печке и сказала падчерице: Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница. Слайд 15
Ведущий: Наша сегодняшняя встреча близится к концу, и на прощание ребята познакомят вас с зимними приметами. Внимательно слушайте их, наблюдайте за природой и вы всегда будете знать, какую погоду вам ожидать.
Был ночью иней – значит, днём снег не выпадет. (Даша)
Вороны садятся на вершины деревьев – к морозу.
Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз. (Алиса)
Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.
Облака плывут быстро - к хорошей погоде. (Марина)
Если тучи идут против ветра, ждите снега.
Итог.