Светлана Мегдеева
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Георгий Победоносец»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий литературно-музыкальной композиции
Подготовила воспитатель: Кононенко Г. Ф.
Цель: Закрепить знания детей об историческом прошлом русского народа на конкретных исторических событиях.
Задачи:
Воспитывать гордость за своих предков; дать детям почувствовать свою причастность к великому русскому народу; способствовать формированию самосознания. Воспитывать достойного человека и будущего гражданина России.
Публикация «Сценарий литературно-музыкальной композиции „Георгий Победоносец“» размещена в разделах
- Георгий Победоносец
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Предварительная работа: Чтение былин и легенд о ратных подвигах древнерусских воинов. Рисование детьми их подвигов. Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», храма на Поклонной горе в Москве, герба Москвы. Беседа о героях, награждённых Георгиевскими крестами. Слушание героической музыки: С. Рахманинов концерт для фортепиано с оркестром №2, 1-я часть, кантата С. Прокофьева «Александр Невский».
Разучивание хороводов, игр, стихов, народных примет, приговоров.
Оформление: Зал украшен под Древнюю Русь, организованна выставка детских работ, на которых изображены храмы, подвиги русских богатырей, древнее вооружение русских богатырей и их одежда: булава, мечи, копья, шлемы, кольчуги. Дети одеты в русские костюмы.
Материал: диск CD-R, на котором находятся фотографии: ордена, героев награждённых Георгиевским крестом, храм на Поклонной горе в Москве, герб Москвы и иллюстрации Георгия Победоносца. Диск CD-R с классической музыкой, георгиевские ленты.
Ход литературно-музыкальной композиции
Дети под музыку входят в зал, их встречает ведущая.
Ведущая:
«Россия, Русь, куда я не взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
(Николай Рубцов)
(Ведущая предлагает детям сесть на стульчики)
Ведущая:
В давние времена нашу землю от напастей – несчастий защищали славные богатыри. Назовите, каких вы знаете богатырей? (Дети называют богатырей, кратко вспоминают об их подвигах).
Ведущая: Сегодня мы поговорим о Георгии Победоносце, которого мы помним и чтим.
(показ изображения Георгия Победоносца)
Георгий Победоносец жил очень давно. За его доблестные подвиги во имя людей, за веру в свои убеждения, он был казнен. В память о нем были сложены былины, легенды, ему посвящены народные песни. Его любили и считали победителем злой силы.
Вспомним одну из легенд, посвященную его подвигам.
Дети:
1-й ребенок:
Георгий Победоносец происходил из знатного рода. За свою веру он был заточен в темницу на 30 лет. Но произошло чудо – богатырь освободился и поехал выручать своих сестер, которые находились в неволе, пасли диких зверей, волков. Сами девушки были грязные, нечесаные.
2-й ребенок:
Но брызнул на них Георгий чудесной водой, и они стали здоровые и красивые.
3-й ребенок:
Волки признали его своим хозяином. Все животные, увидев, какой силой обладает богатырь, признали его своим повелителем.
4-й ребенок:
Змей не хотел с этим мириться и стал бороться с богатырем, и был убит Георгием Победоносцем.
Ведущая:
Змей в народных сказаниях – это злые силы, которые мучают, обманывают людей. Сейчас мы покажем эту легенду.
Входят девочки в русских костюмах, водят хоровод, поют:
Пойдем девочки во луга-лужочки,
Завивать веночки
На годы добрые,
На жито густое,
На ячмень колосистый,
На гречиху черную,
На капусту белую.
(В конце хоровода выбегает взрослый, держа в руках змея, и набрасывает на девочек прозрачную белую ткань, девочки приседают. Звучит музыка И. Ф. Стравинского из балета «Жар-птица», «Пляс поганого царства»)
Змей:
Будете пасти волков лютых, да ухаживать за гадами ползучими.
(Змей «улетает». На белом коне появляется ребёнок, изображающий Георгия Победоносца, «брызгает» на девочек водой, покрывало спадает, девочки кланяются своему спасителю и убегают, заслышав музыку змея. Появляется змей, «борется» с богатырем, затем берет зонт, к которому пришиты из поролона маленькие змеи, олицетворяющие змеиное царство, кружит им вокруг себя. На заднем фоне два ребёнка, изображая пламя, выполняют упражнения с красными лентами).
Ведущая:
Вынимал Георгий саблю острую,
Нападал храбро на стадо змеиное.
Ровно три дня и три ночи
Рубит, колет стадо змеиное.
(Змей становится на колено, богатырь взмахивает мечом и «убивает» его.)
Ведущая:
И победил Георгий злую силу в виде змея, и народ стал считать его покровителем зверей, хранителем домашнего скота. Ребята, а как называли в народе Георгия Победоносца? (Егорий, Егорий – храбрый, Егорка)
На Егория скотину выгоняли в поля, просили, чтобы он пас скотину, пекли обрядовые печенья в виде «коровок», «козулек» и других животных. Крестьяне верили, что Георгий Победоносец сам невидимо для людей выезжает в поля на своем белом коне и пасет скот, охраняя от зверей, над которыми тоже властвует. В народе использовали разные приговоры:
Дети:
– Мы вокруг поля ходим,
Мы Егория окликаем.
– Егорий ты наш храбрый
Ты паси нашу скотину,
В поле и за полем.
– В лесу и за лесом
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком.
– От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.
Русская народная игра: «Заря-заряница»
Ведущая: С Егорием связывали и народные приметы:
– Егорий землю отмыкает.
– Пришел Егорий и весне не уйти.
– Промеж гор лежит бугор, пришел Егор унес бугор.
С Егория начинаются хороводы.
Хоровод. (Дети водят хоровод под музыку А. К. Лядова «Хороводная»)
Ведущая:
Георгий Победоносец является ангелом-хранителем Российской столицы. Назовите столицу нашей Родины. (Рассматривание герба Москвы) Георгий Победоносец изображен на гербе Москвы, который символизирует небесное покровительство русскому воинству, которое всегда боролось со злом. В воине-защитнике народ видел силу и непобедимость Отечества. В змее видел поверженных врагов земли русской. В честь Георгия Победоносца был создан военный орден, которым награждали самых отважных, смелых и героических людей. (Рассматривание ордена, фоном звучит музыка С. Рахманинова.)
Кто был награжден орденом Георгия Победоносца? (Багратион Петр Иванович, Суворов Александр Васильевич, Кутузов Михаил Илларионович, Орлов-Чесменский Алексей Григорьевич, Дурова Надежда Андреевна). (Показ портретов, короткое сообщение, за что были награждены)
Ребята, какой праздник скоро будет отмечать наша страна? (Ответы детей) В честь Великого дня Победы на Поклонной горе в Москве возведен храм в честь Георгия Победоносца. (Показ изображения храма).
Сегодня мы с вами много говорили о древней истории нашего народа.
Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)
В память о нашей встрече я хочу подарить вам георгиевскую ленточку, которая является символом мужества, героизма, смелости. (Вручение георгиевских лент)
Литература :
1. Данилина П. Н. Дошкольнику об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». М. ; АРКТИ, 2003.
2. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.
3. Мифологический словарь, гл. ред. Е. М. Мелетинский. М. : Сов. энциклопедия. 1991. – 736 с