Татьяна Бадилина
Сценарий квеста «Художественные промыслы Нижегородской области» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
08.03.2023
Татьяна Бадилина, 22: 28:
Сценарий образовательного события
квест-игра по теме
«Художественные промыслы Нижегородской области»
Автор: Бадилина Т. А., воспитатель
Участники: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет, педагог.
Длительность игры: 30 минут.
Публикация «Сценарий квеста „Художественные промыслы Нижегородской области“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: закрепление знаний о художественной росписи в народном промысле родного края.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закреплять представления о видах декоративно-прикладного искусства в Нижегородской области.
Обогащать знания о видах росписи в народном промысле родного края (Хохломская, Городецкая, Семеновская и Пулхов-Майданная).
Развивать практические умения распознавать элементы росписи в предметах окружающего мира.
Воспитательные задачи:
Воспитывать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству и творчеству народных умельцев.
Формировать способность применять имеющиеся знания для разрешения проблемной ситуации, принимать самостоятельные решения, использовать логику.
Воспитывать стремление к достижению общего результата, проявлению взаимопомощи в команде сверстников.
Развивающие задачи:
Развивать произвольность внимания, памяти, мышления, воображения.
Развивать умения планировать совместные действия со сверстниками и способность к взаимоконтролю в командных играх.
Стимулировать двигательную и речевую активность в разных видах деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Предварительная работа:
дидактические и настольно-печатные игры по декоративно-прикладному искусству;
игры с предметами русского быта (посуда, музыкальные игрушки, шкатулки);
чтение детской художественной литературы, народного фольклора стихов П. Воронько, М. Котомцевой «Городецкая доска», В. Набокова «Хохлома», Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Золотая хохлома» и др.
рассматривание иллюстраций по теме «Народное художественное творчество»;
просмотр мультфильмов из цикла «Народные промыслы».
раскрашивание альбома «Народные промыслы Нижегородского края».
Приемы руководства игровой деятельностью детей:
Для постановки целей и мотивации деятельности: игровая мотивация, сюжетная линия.
Для активации двигательной деятельности детей в процессе квеста : карта – схема продвижения по маршруту.
Для организации практической деятельности: проблемный диалог, создание условий для моделирования пространства в различных видах детской деятельности.
Приемы поддержания интереса у детей: карточки с игровыми заданиями.
Рефлексия: подведение итогов, самооценка деятельности детей.
Методы и приемы:
На организационном и заключительном этапах квеста : эмоциональная завязка, проблемная ситуация, сюжетная линия, сюрпризный момент.
В основном этапе квеста : эффект соревновательности, игровые задания, взаимоконтроль.
Словесные: вопросы к детям, загадки, поощрение.
Наглядные: предметы русского быта, иллюстрации, игрушки.
Практические: дидактические игры, игровые задания.
Рефлексия: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности, подведение итогов.
Используемые технологии:
Технология проблемного обучения: проблемный диалог (подводящий к теме диалог «Народные промыслы Нижегородской области»).
Личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка, индивидуальный подход к воспитанникам, поощрение самостоятельности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
квест соответствует технологии сохранения и укрепления здоровья - командная игра с высокой двигательной активностью, в которой игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Разгадывая загадки, дети учатся взаимодействовать с ровесниками, принимать решения, использовать логику.
Материал и оборудование:
технические средства: ноутбук, экран, проектор;
предметы русского быта (прялка, горшочек, посуда, музыкальные игрушки– ложки, свистульки, рожки, трещотки);
разрезные картинки с изображением предметов окружающего мира (машина, одежда, посуда, игрушки);
дидактические игры «Узнай и назови», «Найди такой же», «Дорисуй узор»;
по количеству участников в командах: цветные надувные шары; деревянные ложки, нераскрашенные ложки (матрешки);
песочные часы на 4 минуты для каждой команды;
бейджики или значки с элементами росписи по количеству детей
книжки-раскраски в подарок от гостьи.
Словарная работа:
существительные, относящиеся к слову «промыслы» – народ, мастер, творчество, искусство, художник, элементы, завитки, цветы, кони, дамы, кавалеры;
прилагательные, относящиеся к слову «роспись» – хохломская, городецкая, семеновская, полхов-майданная, (гжельская, жостовская);
глаголы, относящиеся к слову «творчество» : – любить расписывать, украшать, оформлять, наносить;
наречия, относящие к глаголам – вдоль, поперек, вправо, налево, наверх, вниз, вперед, назад, здесь, там, тут.
Методические рекомендации по организации и проведению образовательного события:
Организация пространства и размещение дидактического материала для проведения должно быть четко продуманным – использовать все помещение группы, для каждого задания и вида деятельности предусмотреть отдельный стол, уголок, место на ковре.
Использование технических средств обучения должно соответствовать Санитарным правилам и нормам – не более пяти минут для просмотра детьми видеопрезентации, влажная уборка, проветривание, мебель по росту, игрушки и дидактические пособия по возрасту.
Помещение для проведения мероприятия должно быть тематически оформлено по содержанию образовательного события.
Вывески остановок по маршруту квеста могут быть сделаны из картона, появляться на слайдах презентации или обозначены предметами русского быта в местах выполнения заданий командами (печь, прялка, горшок, скалка и прочее из музея д/с).
Бейджики (значки, полоски, карточки) дети получают постепенно при выполнении заданий квеста (например, кто быстрее справился, кто аккуратнее выполнил, кто лучше рассказал и т. д.) к концу игры бейджики должны быть у всех участников.
Примеры для оформления бейджиков (лицевая сторона, на обратной стороне дети рисуют элементы художественной росписи выполняя задание 6).
Ход:
1. Организационный этап квеста. Создание игровой мотивации. (3 минуты). Воспитатель обращает внимание дошкольников, что на телефон ей пришло смс с загадками. Видимо, кто-то к нам в гости спешит. Как вы думаете, кто это может быть? (Ответы и предположения детей). Попробуем с вами отгадать загадку (читает с телефона) :
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Даже всех не сосчитать!
Загляделася старушка-
а в руках - одна игрушка.
(Матрешки)
На большом экране появляется слайд (или они на магнитной доске закреплены) с изображениями матрешек.
Воспитатель:
– Верно отгадали, но мы не ожидали, что будет их так много. Как мы сможем их отличить? (Ответы детей).
Воспитатель:
– Интересно, откуда они к нам спешат? Найдите и назовите на этой картинке вид знакомой вам росписи? (Ответы и предположения детей).
Проверим себя по загадкам:
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
Оживки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городец)
Свободная роспись: шиповник цветет,
И яблочки зреют, и травка растет.
Рисуются тушью на стеблях цветы
Их яркие краски сочны и просты.
(Полховский Майдан)
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
Раздается стук в дверь и появляется большая игрушка Матрешка. Внутри нее записка и карта квеста. Содержание записки «Мы на всемирный слет народной игрушки лететь собрались, но билеты в аэропорту нам продавать отказались, сказали, что паспорта у каждой нет. Да и на выставке нужны личные карточки (бейджики). Помогите нам, ребята подписать наши бейджики для встречи с подружками со всего мира. Пусть знают, какие в нижегородском краю есть росписи народные. Пройдите все задания, соберите и отметьте на них самое главные наши отличительные признаки (цвет и форму элементов художественной росписи)».
Воспитатель предлагает распределиться на две команды (если детей много) и дает карту маршрута движения. (Возможный вариант – проведение квест игры всей группой, без разделения на команды).
Каждая команда идет по своему маршруту и при успешном выполнении задания каждый ребенок получает бейджик. (Чтобы команды не пересекались, маршруты должны быть проложены в разном направлении, то есть, где у одной старт, там у другой финиш).
2. Основной игровой этап квеста. (24 минуты).
Станция 1. «Расписной любимый край - все мотивы угадай. (4 минуты)
Игра «Собери лото». (Дети рассматривают и собирают картинки, называют знакомые им виды росписи).
Станция 2. «Художественная мастерская» (4 минуты)
Игра «Убери лишнее». (Дети выбирают предметы на столе и делят их на две группы «Художественная роспись Нижегородского края» и «Народные роспись других регионов России»).
Станция 3. «Интернет-магазин» (4 минуты)
Игра «Узнай предмет и назови».
(Дети рассматривают изображения, называют элемент росписи и объясняют какие отличительные особенности у нее выделяются).
Воспитатель обобщает:
- Молодцы, все верно. У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков.
В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, травы, листочки, ягоды малины и земляники, встречаются и изображения птиц. Цвета хохломы в основном составляют черно – красную гамму с золотом.
Палитра Городецкой росписи красочна и разнообразна. Золотые, зеленые, желтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с черным и белым. Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры. Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись. Символами городецкого искусства считаются чудо – птицы и кони.
Семеновская матрешка отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук. Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.
Основные мотивы узоров пулхово-майданской росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.
Станция 4. «Оркестр народных инструментов» (4 минуты).
Задание «Собери из частей» (мотивы росписи).
(Дети собирают разрезные картинки, называют инструмент и элементы росписи на нем, с помощью уточняющих вопросов воспитателя - какой цвет, как называется элемент росписи, из какого города мастер его расписал).
Воспитатель предлагает детям деревянные ложки и игрушечные музыкальные инструменты, для исполнения ритмичной народной мелодии (например, «Калинка-малинка»).
Станция 5. «Расписные шарики» (4 минуты).
Задание «Украсить шарик росписью». (Дети фломастерами рисуют на воздушных шариках знакомые элементы росписи).
Проводится подвижная игра «Поймай воздушный шарик»
Станция 6. «Бейджики» (4 минуты).
Дидактическая игра «Дорисуй узор». (Дети на бейджиках, полученных в ходе игры, или полосках для них продолжают элемент узора).
3. Заключительный этап квеста. (2 минуты)
Педагог обобщает: -Молодцы, ребята! Мы помогли матрешкам.
Выполнили их просьбу Давайте положим бейджики в нашу Матрешку, и она сможет передать их остальным (Дети складывают свои рисунки в большую матрешку. Она благодарит, дарит детям книжки-раскраски, прощается и уходит).
4. Этап рефлексии по образовательной деятельности в формате квеста. (3 минуты).
Воспитатель:
– Мы сегодня сделали доброе дело – помогли матрешкам отправиться на международный слет. Вам понравилась игра? (Ответы детей).
Обращаясь к детям: где мы побывали? Как мы поиграли? Что вам понравилось больше всего? Что было сложным? Кому расскажете? (Ответы детей).
Предлагаю каждому раскрасить свою книжку (ложку, матрешку, а затем рассказать родителям о том, что мы сегодня делали. (Дети переключаются на другие виды деятельности – рисование, обыгрывание продукта своей деятельности, коллективную сюжетно-ролевую игру и т. д.).
Интернет-ресурсы:
Мультфильмы из цикла «Народные промыслы». Группа в VK «Глиняная сказка». https://vk.com/video/@lepkaglina_skazka
Познавательная презентация «Народные промыслы – ремесло, ставшее искусством». https://udmddn.ru/articles/narodnye-promysly/
Загадки о народных промыслах России. https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-stanislavovna-sredina/zagadki-o-narodnyh-promyslah.html.