МААМ-картинки

Занятие-беседа по речевому развитию «Ключ»

Надежда Шеремет
Занятие-беседа по речевому развитию «Ключ»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий проведения занятия на развитие способности различения.

«Ключ»

Цель: сформировать способность различения однозначное-многозначное слово.

Задачи:

- развивать способность различения;

- познакомить с понятиями однозначное и многозначное слово;

- пополнять активный и пассивный словарь ребёнка;

- учить правильно пользоваться в речи многозначными словами;

- воспитывать умение выражать свою точку зрения.

Этапы работы:

1. Сценирование конфликтной ситуации.

Публикация «Занятие-беседа по речевому развитию „Ключ“» размещена в разделах

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к окну. Посмотрите, листьев на деревьях уже почти не осталось. Природа как будто замерла в ожидании долгого зимнего сна.

Дети рассматривают пейзаж за окном. Выражают свои мысли по поводу увиденного.

Воспитатель: Но мы с вами прекрасно знаем, что хорошее настроение легко можно создать себе самим, несмотря на унылую погоду за окошком. Скажите, как вы думаете, в нашей группе жизнь бьёт ключом?

Дети выражают непонимание. Вопрос должен вызвать замешательство. Что значит «бьёт ключом»?

Воспитатель: «Ребята, давайте попробуем догадаться, что значит это интересное выражение «жизнь бьёт ключом». Для начала посмотрите на картинку:

Дети должны описать картинку и обязательно сказать, что перед ними ключи.

Воспитатель задаё т стимулирующие вопросы:

- Как вы думаете, можно ли бить ключом от дверного замка?

- Что из этого выйдет?

- Есть ли в этом смысл?

Дети в процессе рассуждения должны ответить на заданные вопросы и прийти к выводу, что бить дверным ключом кого-либо или даже что-либо не имеет никакого смысла.

Воспитатель просит запомнить это выражение. Его значение мы обязательно должны разгадать к концу занятия.

2. Складывание ситуации противоборства позиций.

Воспитатель просит детей поделиться на две команды. Для обеих приготовлены дверные ключики, собранные в связки.

Для одной команды приготовлен большой конверт, из которого они должны будут достать вот такую яркую картинку:

Воспитатель, обращаясь к участникам команды с картинкой: «Ребята, вы должны аккуратно достать из конверта картинку. Не показывайте её участникам первой команды. Ваша задача вовсе не назвать, что вы видите, а рассказать, где вы можете это увидеть».

Дети: «Это можно увидеть в музыкальном зале». «Это можно увидеть в тетради для нот». «Это трудно нарисовать».

Дети из другой команды должны догадаться, о чём идёт речь. Если этого не происходит, помогает воспитатель:

Воспитатель: «Ребята, подсказка лежит перед вами». Что вы видите? – Ключи. А как называется «музыкальный ключ»? – Правильно, скрипичный ключ. Его рисуют в тетрадях для нот. Он организует ноты «руководит» нотами, организует их в правильном порядке. Давайте рассмотрим его на картинке».

Дети рассматривают скрипичный ключ. Если кто-либо из детей занимается музыкой, то обязательно поделится своими знаниями о скрипичном ключе.

Дети из второй команды получают от воспитателя другой конверт, из которого они достают вот такие картинки:

Задание такое же, как и у предыдущей команды. Не обходимо рассказать, что на картинке.

Дети: «Перед нами вода, ручей. Вода чистая, прозрачная. Такую воду хочется пить».

Воспитатель: «Ребята, подсказка по-прежнему перед вами. Вы видите ключи. И открою вам секрет. Существует ещё «водный ключ». Или же, как его называют, просто «ключ». Это водный источник. От него иногда начинают течь большие реки.

Дети должны выразить недопонимание. Как так? Перед ними абсолютно разные картинки, а слово повторяется постоянно одно – «ключ».

3. Фиксация ситуации противоречия.

Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что все три понятия мы называем одним словом «ключ». Задаё т вопрос: «Как вы думаете, хорошо ли что картинки перед нами все разные, а слово одно?»

Дети, вероятно, скажут, что это неудобно. Попробуют поспорить, объяснить, почему это может быть удобно или неудобно.

4. Выход к новому различению: Как такое может быть: говорим одно и то же, а понимаем по-разному?

Воспитатель старается подчеркнуть, что слово понимается по-разному в зависимости от ситуации, в которой оно употребляется. Происходит различение звучащего слова и объекта, который за словом стоит. Важно подчеркнуть, что подобная ситуация не единственная в русском языке. Дети уже сталкивались с такими словами, как «ручка», «коса» и другие. Таким образом уже было введено различение «слово» - «значение слова». Теперь воспитатель дополняет сведения новой информацией: есть слова однозначные и многозначные. То есть у одного слова может быть либо одно значение, как например, у слова «карандаш», «ложка», «аптека», «фонарь». А у другого – много значений. Как у слова «ключ». Эти значения ещё раз необходимо обозначить. В первую очередь, с помощью иллюстраций.

5. Отличие нового знания от старого.

Воспитатель ещё раз проговаривает известную информацию: «Есть слово, а есть понятие, которое за этим словом скрывается. То есть значение слова. А теперь мы с вами знаем, что таких значений может быть несколько. Подобные слова называются многозначными. Но ещё, ребята, важно сказать, что слово может быть во фразе. Как например, «жизнь бьёт ключом». Это значит «жизнь активна, разнообразна». Запомните, пожалуйста, это выражение, потому что о значениях различных выражений мы будем говорить уже на следующих занятиях. И вы получите новый ключ к знаниям.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «В гости Точечка пришла или найти ключ к сундучку» «В гости Точечка пришла или найти ключ к сундучку» (Конспект организованной образовательной деятельности интегрированной направленности.

Индивидуальная работа — ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольника. В помощь музыкальным руководителям Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние,.

Образовательная программа «Ключ к здоровью» для детей 3–7 лет 1. Введение Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Сократ.

Сценарий праздника к 9 Мая Цели: расширять знания детей об историческом прошлом нашей Родины, закреплять представления о великом празднике – Дне Победы, формировать.

Сценарий «9 Мая» Сценарий праздника к Дню Победы. Конспект сценария к празднику 9 мая в подготовительной группе. Праздничный концерт. Тема: «День Победы.

Сценарий 9 мая Старшая группа «А» проект вытекающий в утренник «Вальс Победы» Под музыку («День Победы» Д. Тухманова.) входят дети и становятся возле.

Сценарий фольклорного праздника «В гостях у Матрешки» (вторая младшая группа) Сценарий фольклорного праздника: «В гостях у Матрешки», 2 младшая группа Программное содержание: приобщать детей к русскому народномутворчеству.

Сценарий к 9 мая Сценарий утренника к 70-летию Победы ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ (дет. Сад) Дети входят в зал под музыку «Прощание славянки», маршируют, выстраиваются.

Сценарий праздника перехода в подготовительную группу «Волшебный ключ». ВОСПИТАТЕЛЬ. Сегодня волненье сдержать невозможно – На сердце у нас и тепло, и тревожно, В уютной нашей группе Мы жили словно дома Любые.

Занятие №6 по математике в средней группе. Тема: «Число и цифра 2, знакомство с овалом, ДИ «Подбери ключ» Цель: познакомить детей с цифрой 2, образование числа 2 и обозначение цифрой 2, счет в пределах трех, сравнение двух множеств, работа с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие-беседа по речевому развитию «Ключ»
Опубликовано: 18 ноября 2015 в 13:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие-беседа по речевому развитию «Ключ»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шеремет в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД