Ирина Куликова
Образовательная программа «Ключ к здоровью» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний
а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Сократ
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом. За последние годы состояние здоровья детей ухудшается, рождение здорового ребенка стало редкостью. Растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 15% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья. Уровень заболеваемости (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% ОРЗ и грипп. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Статистика утверждает, что здоровье ребенка зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% -от условий внешней среды, то есть экологии, на 10%- от деятельности системы здравоохранения, а на 50%- от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
2. Пояснительная записка
Программа «Ключ к здоровью» спроектирована с учетом ФГОС ДО, особенностей образовательной организации региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательных отношений в ДОО по формированию соответствующей мотивационной сферы детей, их стремлению вести здоровый образ жизни.
Программа разработана на для воспитанников 3-7 лет
В ДОО и группе имеются следующие условия:
• Медицинский кабинет, изолятор и процедурный кабинет,
• отдельный физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, тренажерный зал, музыкальный зал
• уголки уединения
• библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных движений
• спортивный уголок в каждой возрастной группе, с учетом возрастных особенностей детей, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов
• кабинет психолога оснащен необходимым оборудованием для групповой и индивидуальной коррекционной работы
• опыт работы инструктора по физической культуре
в ДОУ работают специалисты узкой направленности:
• педагог-психолог,
• инструктор по физическому воспитанию
• наличие врача, медсестры
• воспитатель имеет высшее образование, высшую квалификационную категорию, стаж работы-30 лет
На участке детского сада оборудованы спортивная и игровая площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.
3. Нормативно – правовое обеспечение программы
Актуальность
Актуальность темы здоровья подтверждают статистические показатели: только 15 % детей рождаются физиологически зрелыми; 30–35 % поступающих в школу уже имеют хронические заболевания; 90 % детей имеют отклонения физического и психического здоровья. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться дошкольном возрасте.
В данную программу включены различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Цель:
Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, ответственного отношения к собственному здоровью, воспитания ценностей здорового образа жизни.
Задачи:
1. Способствовать реализации системы физкультурной – оздоровительной работы в группе.
2. Развивать познавательный интерес мыслительную активность воображение детей, умение различать индивидуальные особенности своей внешности, возраста.
3. Формировать представления дошкольников о зависимости здоровья от двигательной активности и питания.
4. Формировать представления о полезных продуктах питания их свойствах и значении для здоровья человека.
5. Познакомить с внешним строением тела человека с возможностями его организма,
дать элементарные представления о значении органов чувств.
6. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье стремление вести здоровый образ жизни.
7. Повысить готовность всех участников образовательных отношений (родителей, педагогов, воспитанников) к сохранению и укреплению собственного здоровья, формированию здорового образа жизни.
6. Приоритетные направления Программы
1. Профилактические:
1. Обеспечение семей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей
2. Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка
3. Обеспечение оптимального режима реабилитации с индивидуализацией ее отдельных компонентов после перенесенного острого заболевания
4. Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ (продленный дневной сон, регулярные закаливающие процедуры).
5. Формирование навыков дыхания
6. Выполнение санитарно - гигиенического режима
3. Коррекционные
учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
Увеличение физической работоспособности и выносливости
Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям
4. Психологические
1. Формирование позитивного эмоционального опыта у ребёнка;
2. Снятие психологической напряженности,
3. Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности,
4. Развитие коммуникативных навыков
Основные принципы программы
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебно – воспитательного процесса.
2. Творческий характер образовательного процесса.
3. Использование активных форм и методов обучения.
3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности, построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций рациональной организация двигательной активности.
Условия реализации программы :
• учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
• поощрение самостоятельности;
• формирование позитивного эмоционального опыта у ребёнка;
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста с 4 до 6 лет
Организованная образовательная деятельность проходит 2 раза в месяц. Продолжительность одного занятия не более 20 минут. Срок реализации 1 год.
Тематическое планирование организованной образовательной деятельности
2 раза в месяц
Продолжительность не более 20 минут. Срок реализации 1 год
Ожидаемые конечные результаты
- Снижение заболеваемости детей
-Снижение процента часто болеющих детей
- Повышение уровня двигательных навыков и умений
- Повышение интереса к самостоятельной двигательной активности детей
- - Преобладают более устойчивые культурно-гигиенические навыки
- Расширение представления о здоровом образе жизни