Татьяна Свичкарь
Сценарий интерактивных праздничных гуляний ко Дню Ивана-Купала «Обычаи славянской культуры» для детей старше 12 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный сценарий интерактивных праздничных гуляний ко дню Ивана-Купала "Обычаи славянской культуры" для разновозрастной группы
Цель:
развивать представления участников о народном празднике "Купалле", умение чувствовать эмоциональную выразительность ритма и передавать его в движении, сопереживать партнеру по игре; формировать умение понимать, выражать эмоциональное содержание музыки в художественном образе; воспитывать устойчивый интерес к русским народным традициям и обрядам, релаксация.
Публикация «Сценарий интерактивных праздничных гуляний ко Дню Ивана-Купала „Обычаи славянской культуры“ для детей старше 12 лет» размещена в разделах
- Иван Купала. Праздник для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2023
Задачи:
1)Учить детей составлять сложные флористические композиции по представлению или с натуры;
2) Продолжать знакомство с жанром русского фольклора.
3) Развивать способности к формообразованию и композиции, воспитывая эстетический вкус и интерес к природе.
Реквизит:
Полевые цветущие травы и веревка-нить для крепления для мастер-класса по плетению венка из полевых трав, музыкальная колонка с флешкой тематической музыкальной подборки и микрофонами, посох с солнцем и лентами-лучами для игры в "Хождение за солнцем".
Участники:
Дети 12+
2 ведущих интерактивной игровой программы, 1 ведущих мастер-класса по плетению венка из полевых цветов, фотограф, диджей (звукорежиссёр).
Ход игровой программы
Ведущий 1: Друзья, мы рады видить вас сегодня на нашем славянском празднике "Купало"! Мы подготовили вам воодушевляющий мастер-класс по плетению венка из полевых трав и уникальную подборку традиционных хороводов. Всё желающие присоединяйтесь к мастер-классу, остальные следуйте за мной.
(ведущий МК подготавливает реквизит и материал для мастер-класса, раздавая участникам, демонстрирует наглядно процесс создания венка)
Ведущий МК: Здравствуйте, славяне! Не стесняйтесь! Подходите на наш мастер-класс. Сейчас я поведаю вам мастерство славян нашей Матушки-Руси! Это занятие приятное и творческое, ведь кроме обычных полевых цветов можно использовать травы, листья, небольшие плоды и даже ягоды. Выбор зависит от фантазии мастера.
Для изготовления венка нам понадобится:
1) Полевая цветущая трава
2) Ножнецы
3) Нить
Следуйте за мной по ходу работы.
Первое, что нам нужно это определиться с способом плетения.
Предлагаем познакомиться с двумя наиболее популярными способами плетения полевых венков — классическим и «косичкой».
Классическое плетение:
— соберите в пучок несколько цветов;
— добавьте еще один цветок в бутон и оберните его стебель вокруг других стеблей;
— продолжайте укладывать каждый последующий цветок по такому же принципу;
— бутоны располагайте плотно друг к другу, в этом случае венок получится пышным и красивым.
Плетение «косичка»:
— возьмите три цветка и сложите, как при плетении косы;
— после первого узелка добавьте еще один цветок по центру, продолжайте плести косу;
— все цветы должны быть на одной линии.
Вот теперь приступаем к делу! Если у кого не будет получаться, обращайтесь, помогу.
Но вижу у всех всё получается. Замечательно! Спасибо вам за приятную компанию. До новых встреч!
(часть участников делятся и остаются на мастер-классе, остальные идут водить хоровод)
Ведущий 1: Кто и когда первым на Руси завел хоровод — за давностью лет доподлинно неизвестно.
Ведущий 2: Самый древний танец изначально был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века. В хороводные традиции на Руси углубимся и мы. Готовы?
(участники отвечают)
Ведущий 1: Тогда вперёд, повторяем и душою отдыхаем! Это танец-игра "Хождение за солнцем" напоминает ручей. Каждый возьмёте за луч его и пойдет по кругу, "переплетая" соседей до тех пор, пока посох полностью не будет в лентах-лучах!
(звучит музыка и ведущий 1 начинает заводить хоровод)
Ведущий 2: Это танец "Посолонь".
А также карагод, танок, круг, улица. Множество названий любимого народом танца. По Далю — собрания сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина, самая заводная в округе. Балетмейстер и хоровик по призванию — песни заводила и придумывала новые танцевальные картины.
(участники заводят хоровод)
Ведущий 1: Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света — один из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст — с 12 лет, а где-то и позже. Главное — количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.
(музыка звучит громче и участники погружаются в атмосферу обычая, заводя хоровод)
Ведущий 2: Вот так заводили отношения древние славяни, как мы сегодня, а скатались другим танцем - "Хороводом с юга на север".
Кто не знает, для этого брали за руку, за мизинец или платок, пояс, венок. Связующее звено в хороводе может быть разным.
(звучит фоновая музыка тихо нарастая)
Ведущий 1: А традиции в каждом крае — свои. На Севере в чести сдержанность. Плывут по кругу девушки чинно и спокойно. И песни заводят все больше протяжные и напевные.
(Ведущий 1 берёт за мизинец ближайшего участника и заводит хоровод)
Ведущий 2: К примеру, в Коми на Красную горку использовалось семнадцать фольклорных песенных сюжетов, сложившихся за столетия. Каждая из фигур должна исполняться под определенную песню и в своем ритме: от неспешного поначалу до стремительного. Действо наполнено образами: мужчины и женщины разделяются сторона на сторону, девушки роняют платки, которые поднимают парни. Хороводная игра — символ сватовства.
(Ведущий 1 пританцовывает)
Ведущий 1: В центральных губерниях народ был побойчее. Хороводы заводили весело и беззаботно, с притопами, да прихлопами, с задорными песнями. Чем южнее, тем горячее. И на гуляньях, и в хороводе, который вот-вот грозил обернуться плясовой. Теплыми вечерами и на улицах многолюднее, и в хоровод участников больше собиралось.
(Ведущий 2 заводи хоровод напивая, а Ведущий 1 подпевая)
Ведущий 2 Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
УУУУУУуууу!
Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
Красная девка зелье искала
Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
Зелье искала веточки плела
Ой на Ивана, та и на Купала
На синие волны та их и пускала
Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
ой Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала
Ой на Ивана, та и на Купала.
(музыка затихает, сменяется другой) Ведущий 1: Есть на Руси ещё один хоровод круглый год! Танцы — занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки — и по поводу. В июле славили Купалу и просили созревания плодов — вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки — символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.
(важно, чтоб один ведущий вёл хоровод, а второй замыкал и во время речи продолжали вести хоровод, погружая в атмосферу гармонии) Ведущий 2:С принятием христианства хороводы заводили вне поста и полевых работ. Начинали со Святой недели сразу за Пасхой и до Красной горки, посевной — с перерывом на страду. Летом — по праздникам, как на Троицу. Вновь о танцах можно было подумать и во второй половине августа — осенние от Успения до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне и посиделки.
(сменяется музыка более ритмичной)
Ведущий 1: Хороводная наука на Руси была проста! Всего два вида хоровода: игровые и орнаментальные. Орнаменты — ни сюжета, ни ролей. Знай ходи кругом, заплетай рядами из хороводной цепи фигуры. Хореографические хитросплетения связывали с образами русской природы. «Во поле березка стояла» с веточками белоствольного дерева.
(звучит музыка "Во поле берёзка стояла. "
Ведущий 2: Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую берёзу заломаю,
Люли, люли, заломаю.
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
Четвёртую балалайку,
Пойду я на новые сени,
Люли, люли на сени.
Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити.
Люли, люли, будити:
Встань ты, мой милый, проснися,
Ты, душа моя, пробудися.
Люли, люли пробудися.
Пойдём в терем веселиться.
Пойдём в терем веселиться,
Люли, люли, веселиться.
(музыка затихает)
Ведущий 2: Виделись в хороводах узоры кружевниц и резчиков по дереву. Народное творчество, в свою очередь, напоминало змейку хоровода на кружевах или резной доске. Увлечь новыми фигурами, сложными и витиеватыми, — целое искусство и задача хитроумной хороводницы.
Ведущий 1: Театрализованное действо с главными героями и сюжетом вкупе с хождением кругом. Особенность хороводов игровых. Сюжетная песня, действующие лица, что выражают свой характер мимикой и танцевальными фигурами. Изображали не только людей, но и зверей и птиц. Водили хороводы и на актуальные темы: выбор жениха или невесты, дела семейные и даже с социальным подтекстом — высмеивая помещиков.
Ведущий 2:А что рисует хоровод сейчас покажите и увидите сами, ведь
хоровод водем сомкнутый, двигаясь по кругу, и линия на линию или змейкой. На основе традиционного танца каждая губерния и даже село создавали свои танцевальные картины. Круг в круге, два круга рядом или переливаясь друг в друга «восьмеркой».
Ведущий 1: Каждый рисунок хоровода получал свое название: «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель», столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «плясовая» и непосредственно «круг».
Ведущий 2: Главное — не забывать, что хоровод — творчество в чистом виде со своими знаками и символами: венок — брак, платок — подушка, шелковая плеть — символ покорности и силы.
Ведущий 1: Движутся танцующие в хороводе «по солнцу» или «против солнца».
Ведущий 2: Давайте сейчас придумаем свой рисунок!
(участники отвечают)
Ведущий 2: Тогда давайте разделимся на мальчиков и девочек. Мальчики делают большой крепкий круг, а девочки взявшись крепко за руки, проходят в каждое пространство круга, где мальчики держат друг друга за ладони.
Ведущий 1: Итак, всё мальчишки, за мно, в круг!
Ведущий 2: Так-так, девчонки, всё за мной в одну полоску! Сейчас будем плести веночек на удачу!
(звучит музыка и хоровод пошёл в действие на минут так три)
Ведущий 1: Другое значение хоровода от др. -греч. — «групповой танец»; харагод, курагод; арх. ходеци; ю. -рус. карагод, танок, круг, улица; белор. карагод; полес. кола, круг, абруч; польск. korow d) — древний народный круговой массовый обрядовый танец восточных славян, известный и в восточной Польше, содержащий в себе: обрядовое или необрядовое массовое игровое действо, танец, пение (хороводные песни) и/или игру на инструментах.
Ведущий 2: А музыкальные инструменты мы сейчас с вами послушаем, кто знает название приседает.
(звучат музыкальные инструменты, участники выполняют действия, находясь в хороводе)
Ведущий 1: Молодцы и умницы! А вот круговой танец известен с древности у многих народов мира во множестве вариантов, широко распространён у славян. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское, оро (македонское, коло (хорватское, хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское, хорэ (молдавское, хейро (эвенское, хоруми (грузинское) и др. Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол и менуэт.
Ведущий 1:Традиции Русского Севера довольно своеобразены, они сильно отличается от традиционного для средней полосы России. Однако этот вариант танца во многих областях со временем оказался забыт.
Ведущий 2: В своём самобытном виде его можно наблюдать, например, в селе Усть-Цильма Республики Коми во время народных гуляний Красных горок. (начинает звучать нарастающая музыка)
Ведущий 1: Древность происхождения и сохранность ритуала на протяжении столетий подтверждается и тем, что большинство жителей села — староверы.
Ведущий 2:Первые достоверные сведения о проведении праздника «горка» в Усть-Цильме относятся к середине XIX века.
Ведущий 1: Горочное «хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество. Танец восходит к 17-и фольклорным песенным сюжетам и даёт представление о мировоззрении и эстетических ценностях русского народа много веков назад.
Ведущий 2: Во время танца выполняются семь символических фигур. Их последовательность такова: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая».
(музыка сменяется нарезкой разных композиций)
Ведущий 1: Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного — у завершающих.
(звучит пьянящая музыка)
Ведущий 2: Столбы — первая фигура, в которой участвуют только женщины. Неподвижный квадрат, танцовщицы с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода.
(сменяется тревожная музыка)
Ведущий 1: Вожжа, в которую переходят столбы. Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары.
(затихая немного звук, сменяется музыка на умиротворяющую)
Ведущий 2: Затем наступает очередь плетня. Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали.
(музыка сменяется более подвижной, громкость звука нарастает)
Ведущий 1: Круг — колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга.
(музыка звучит громче и громче, сменяясь на быструю)
Ведущий 2: Сторона на сторону — мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых.
(музыка затихая, сменяется на праздничную)
Ведущий 1: Шестая часть горочного обрядового танца — на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо».
(музыка сменяется на песню "Барыня, барыня. ", а ведущий 1 показывает движения, а участники повторяют)
Ведущий 2: В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыня и кадриль.
(к танцам присоединиться и второй ведущий, где в конце танца звучит кадриль, после чего все делаю круг и по очереди выходят в цент, а остальные хлопают, потом музыка затихает)
Ведущий 1: Южнорусские танок и карагод (танки) представляют собой грандиозное явление русского хореографического творчества. Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы». Южнорусские карагоды по своему виду не похожи на общерусские хороводы.
Ведущий 2: Танками называли относительно спокойный ритуальный тип движения («танок-шествие») с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур, в том числе с элементами игрового начала. Южнорусские танки водятся только под песню, без музыкального сопровождения.
(звучит лёгкая музыка)
Ведущий 1: Карагод — это круговая пляска, в основе которой лежит индивидуальное мастерство пляшущих, самостоятельность действий, почти полная независимость плясуна, плясуньи или пары солистов от других пляшущих. В карагоде обычно женщины стоят кругом, а мужчины пляшут внутри круга. Карагоды могут исполяться в любое время, кроме поста.
(звучит живая музыка)
Ведущий 2: В Белгородских сёлах под карагодом понимают не только движущихся, танцующих людей в круге, но и стоящих рядом «потенциальных исполнителей». В более широком смысле южноруский карагод — это своеобразный ритуал, на котором следует всем жителям села не только присутствовать, но обязательно петь и плясать. Поэтому слово «карагод» также употребляется и в значении «собраться вместе», «окарагодить» (окружить) кого-либо.
(звучит народная песня)
Ведущий 1: А сейчас мы попробуем воспроизвести движения все вместе! Попробуем?
(участники отвечают и повторяют движения)
Ведущий 2: Замечательно! Мы рады, что вы стали частью наших славянских обычаев, но вынуждены уже завести наше гуляние к концу и попрощался. Будем признательны, если вы всё присоединитесь к совместному фото!
Спасибо за внимание! Удачи и вам в ваших начинаниях!