Папки-передвижки

Сценарий групповой консультации для родителей «Как правильно запрещать»

Юлия Ямакова
Сценарий групповой консультации для родителей «Как правильно запрещать»
▼ Скачать + Заказать документы

Участники

Педагог-психолог, родители.

Цель

Научить родителей грамотно пользоваться запретами при воспитании детей; повысить их педагогическую компетентность.

Задачи

Проанализировать стратегии реагирования родителей на опасные ситуации; познакомить с цветовыми зонами запретов Ю. Гиппенрейтер; совместно выработать правила использования запретов.

Оборудование

Публикация «Сценарий групповой консультации для родителей „Как правильно запрещать“» размещена в разделах

Просторный зал для занятий, ковер, стульчики, цветные лепестки и лист формата А3 со стеблем, четыре стебля – зеленого, желтого, оранжевого и красного цветов, трафареты детских ладошек красного цвета, цветные карандаши, листы бумаги желтого цвета.

Примерное время

60 минут.

Чтобы ответить родителям на вопрос, который они чаще всего задают психологам: «Как запрещать ребенку, чтобы обезопасить его и одновременно сохранить с ним доверительные отношения?» – проведите групповую консультацию. Воспользуйтесь готовым сценарием консультации с практическими упражнениями по теме.

Часть 1. Приветствие

10 минут

Педагог-психолог

Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашей встречи – родительские запреты. Мы поговорим сегодня о том, как вести себя с ребенком, когда возникают опасные ситуации. Я расскажу вам о цветовых зонах запретов, которые предложила российский психолог Юлия Гиппенрейтер. А для начала выполним упражнение.

Упражнение «Цветок настроения»

Педагог-психолог

Я предлагаю вам определить цвет своего настроения. Перед вами – цветные лепестки. Выберите любой из них и приклейте к нашей заготовке. В результате у нас получится «цветок настроения».

Родители выполняют задание – приклеивают лепестки к стеблю на листе А3. Упражнение позволит участникам снять напряжение, расслабиться и настроиться на групповую работу.

Часть 2. Стратегии поведения родителей

10 минут

Педагог-психолог

Безопасность ребенка – одно из главных условий его жизнедеятельности. Задача родителей – оградить ребенка от потенциальных опасностей и предупредить о существующих. Вспомните, как вы обычно реагируете, когда ребенок попадает или может попасть в ситуацию, которая, например, угрожает его здоровью?

Родители отвечают.

Педагог-психолог

Существуют три стратегии поведения родителей, которые связаны с безопасностью ребенка. Первая стратегия – оберегать ребенка любыми способами от различных опасностей. Родители действуют по принципу «знаю, где упадет, и постелю соломинку». Как вы думаете, какие последствия могут быть?

Родители отвечают.

Педагог-психолог

Ребенок растет несамостоятельным. Он не умеет определять степень опасности и не знает, как реагировать на нее. Поднимите руку, кто чаще всего использует эту стратегию?

Родители отвечают.

Педагог-психолог

Вторая стратегия – предупреждать с расчетом на инстинкт самосохранения ребенка. «Не ходи – упадешь!» – говорят родители. Как вы думаете, такая стратегия принесет пользу?

Родители отвечают.

Педагог-психолог

Тоже нет. Ребенок станет боязливым, будет воспринимать все вокруг как опасное и непреодолимое. Поднимите руку, кто узнал себя?

Третья стратегия – определить границы и показать способы реагирования в той или иной ситуации. «Предупрежден – значит вооружен!» – именно этому принципу следуют родители, которые придерживаются третьей стратегии. Что в этом случае получает ребенок?

Родители отвечают.

Педагог-психолог

Он получает личный опыт и может самостоятельно определить степень опасности, овладевает навыками реагирования на сложившиеся обстоятельства. Поднимите руку, кто предпочитает эту стратегию?

Родители поднимают руки.

Педагог-психолог

Итак, подведем итоги. При первой стратегии поведения родителей есть вероятность, что, став взрослым, ребенок так и не научится определять степень опасности и правильно на нее реагировать. При второй стратегии – у ребенка могут возникнуть страхи, которые помешают ему адекватно воспринимать опасность. Третья стратегия – наиболее эффективная. Родители, которые ей следуют, дают возможность ребенку самому понять ситуацию и выбрать правильный способ реагирования на нее.

Часть 3. Цветовые зоны запретов

3 минуты

Педагог-психолог

Российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер предложила разделить все запреты на зоны : зеленую, желтую, оранжевую и красную.

В зеленую зону входит то, что ребенок может делать по собственному желанию, в отношении чего он имеет полную свободу выбора – куда пойти, чем заняться, с кем дружить, что надеть.

В желтой зоне находятся действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. То есть он сам может принять решение, соблюдая определенные правила. Например, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить; можно посмотреть мультфильм, но после ужина. Важность данной зоны в том, что именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Родители на первых этапах помогают ребенку быть осмотрительным и учиться сдерживать себя при помощи установленных правил. Постепенно ребенок привыкает к новым правилам и принимает их при условии, что родители проявляют уважение к чувству свободы и самостоятельности ребенка. Так дети легче воспринимают родительские ограничения.

В оранжевой зоне находятся действия ребенка, которые при особых обстоятельствах могут быть разрешены. Например, ребенок может не лечь спать вовремя, так как ожидает приезда отца из командировки.

В красной зоне находятся неприемлемые ни при каких обстоятельствах действия ребенка – наши категорические «нельзя» : нельзя бить, кусаться, играть со спичками, ломать игрушки, обижать маленьких.

Часть 4. Практикум

25 минут

Мозговой штурм «Замени слово “нельзя”»

Разделите родителей на две–три команды. Предложите каждой команде:

Педагог-психолог

Подберите как можно больше слов, которыми можно заменить слово «нельзя».

Все варианты запишите на доске. Победит та команда, которая назовет больше вариантов.

Упражнение «Правила запрета»

Попросите родителей разделиться на группы.

Педагог-психолог

Задача для каждой группы : сформулируйте и запишите запреты, характерные для каждой из цветовых зон, а затем представьте результаты своей работы.

Примеры запретов :

зеленая зона – разрешается читать книжки, выбирать друзей, проявлять свои чувства, рисовать, ходить в туалет;

желтая – можно гулять одному, но только во дворе; можно ходить по лужам, но в резиновых сапогах; можно рисовать и готовить, но в фартуке; можно смотреть телевизор, но до определенного времени;

оранжевая – можно поесть сладкого, сколько хочешь, в день рождения; можно подольше посидеть у телевизора, за компьютером в выходные дни;

красная – нельзя совать пальцы в розетку; нельзя открывать дверь чужим людям; нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми.

Упражнение «Цветок запретов – цветок разрешения»

Педагог-психолог

Сейчас каждый из вас получит трафареты детских ладошек. Это будущие лепестки для «цветка запретов». Обведите свою ладонь на желтой бумаге несколько раз. Это будущие лепестки для «цветка разрешений». На лепестках красного цвета запишите запреты для своего ребенка, а на лепестках желтого цвета – что ему можно. Наклейте лепестки на стебли так, чтобы для каждой цветовой зоны запретов получился свой цветок.

Родители выполняют задание. После чего резюмируйте работу группы и дополните информацию о запретах, полученную от родителей.

Педагог-психолог

Итак, подведем итоги – как правильно запрещать. Первое – все, что опасно для жизни, однозначно «нельзя»!

Второе – если запрещаете, то приводите аргументы. Ребенок должен понимать причинно-следственную связь запретов. Если вы много раз без объяснений повторяете «нельзя», ребенок может уступить вам. Но как только вы будете вне поля зрения, ребенок нарушит запрет из-за любопытства. Ведь ему не объяснили, почему этого делать не стоит. В данном случае хорошо, если вы на примере покажете ребенку, что будет, если он нарушит запрет.

Третье – если запрещаете, то предложите альтернативу. Ребенок лучше воспринимает запреты, когда взрослый может предложить другие варианты. Например: «Рисовать на обоях нельзя, а вот на мольберте или на ватмане – сколько хочешь. Пойдем вместе нарисуем что-нибудь». Таким образом, вы переключите внимание ребенка на другой объект, и в то же время он поймет, что его свободу не ограничили и его мнение ценят.

Четвертое – запретов не должно быть много. Если вы часто употребляете слова «нет» и «нельзя», ребенок перестает их воспринимать. Он будет либо протестовать и устраивать истерики, либо возложит все полномочия по решению различных ситуаций на ваши плечи и перестанет проявлять личную инициативу. Кроме того, при частом повторении «нет» теряется ценность подобных слов – запрет перестает нести определенную значимость, и ребенок начинает пренебрегать им, игнорировать.

Пятое – если вы что-то запретили, то не отменяйте свой запрет, не поддавайтесь на просьбы и обещания ребенка, его протесты и ухищрения. Будьте последовательными. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что к мнению взрослого нужно прислушиваться. Если вы будете колебаться, поменяете свое решение, это выведет ребенка из равновесия. Для него будет непонятно, почему вчера «было можно», а сегодня «нельзя». В дальнейшем ребенок будет воспринимать запреты неоднозначно, а авторитет взрослого в его глазах начнет падать.

Шестое – когда что-то запрещаете ребенку, оставайтесь спокойными, контролируйте себя. Ведь ребенок определяет и оценивает ситуацию по вашим эмоциям. Раздраженный и громкий голос помешает ему запомнить запрет и его причины. А положительные эмоции не позволят воспринять ограничения всерьез. Потому все запреты проговаривайте без лишней эмоциональной окраски, в спокойном, но требовательном тоне. Так ребенок лучше поймет и примет, что запрет – это не родительская прихоть, а естественное ограничение.

Седьмое – запрещайте, но будьте справедливыми. Для начала обсудите запреты в семейном кругу без присутствия ребенка. Всем членам семьи необходимо договориться о поведении и правилах в определенных ситуациях и в дальнейшем придерживаться единой позиции. Разногласия между родителями могут вызвать у ребенка недоумение и вывести из равновесия. Но главное правило – большинство запретов справедливо для всех. Ситуации, когда то, что запрещено ребенку, разрешено взрослому, необходимо разъяснять.

Часть 5. Рефлексия «Книга отзывов»

5 минут

Педагог-психолог

Предлагаю каждому выразить свои впечатления о нашей встрече с помощью синквейна. Синквейн пишут по схеме: первая строка существительное, вторая – два прилагательных, третья – три глагола, четвертая – фраза из четырех строк, пятая – существительное, которое для вас синонимично слову в первой строке. Например:

Встреча

замечательная, поучительная

общались, говорили, играли

все очень понравилось

ЗНАНИЯ

Родители выполняют задание, затем по желанию зачитывают синквейны, которые у них получились.

Педагог-психолог

Спасибо, что нашли возможность прийти на эту встречу, пожелали получить новый опыт общения и познания.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о консультации родителей «Пожарная безопасность»Фотоотчёт о консультации родителей «Пожарная безопасность» Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню.

Консультации для родителей дошколят «Привычка держать палец во рту. Привычка ругаться» Привычка держать палец во ртуЕсли ребенок держит палец во рту – значит, он чувствует внутренний дискомфорт. Часто эту привычку приобретают.

Конспект консультации для родителей «Зачем нужны игры со словами?»Конспект консультации для родителей «Зачем нужны игры со словами?» Звук и его ритмическая организация так же,как музыка и движение являются составляющими для создания музыкального образа. Чтобы развить.

Консультации для родителей по теме «Юные садовники»Консультации для родителей по теме «Юные садовники» Одной из задач «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» является создание условий для повышения эффективности.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Чтобы правильно дышать» В далеком прошлом, люди говорили: «Пока дышу – надеюсь». Дыхание – это одно из самых основных проявлений жизни организма. Особое место занимает.

Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка»Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка» Хвалить детей надо обязательно для того, чтобы вселять в них уверенность, поощрять за хорошие поступки, заслуги, например, в освоении знаний,.

Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка»Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка» Все родители без исключения хотят, чтобы их дети росли крепкими и здоровыми, а для этого детей надо закаливать. Что же даёт закаливание?.

Памятка для родителей «Хвалите ребенка правильно» Ребенок подрос, но не может ещё он отличать хорошее поведение от плохого. Поэтому вы, родители должны помнить, что самое главное этому надо.

Памятка для родителей «Катаемся правильно» Сноутьюбы, они же тюбы, они же «ватрушки», они же «плюшки» Это снежные санки в виде оболочки с надувной камерой. Такие санки используют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий групповой консультации для родителей «Как правильно запрещать»
Опубликовано: 29 октября 2022 в 14:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий групповой консультации для родителей «Как правильно запрещать»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ямакова (УИ 838119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД